28 апреля 2024 г.

Ребрендинг. Банк Москвы

Андрей Крылов
Консультант, управляющий партнёр Living Eyes Consulting

Кто не помнит своей истории,
не имеет будущего.



Моя заметка о ребрендинге Банка Москвы. Это моё частное мнение и попытка анализа шага, сделанного Банком в конце 2007 года.

Итак, что произошло? На сайте банка читаем:



Цитата с сайта Банка Москвы : "1 октября 2007 года в Банке Москвы стартовала кампания по репозиционированию бренда. Основная идея модификации бренда сводится к тому, чтобы Банк Москвы ассоциировался с заботой о людях, доступностью услуг, открытостью перед клиентами, устойчивостью и универсальностью".По этому адресу можно посмотреть и рекламные материалы нового имиджа Банка Москвы.

Зачем нужен ребрендинг?
Ребрендинг проводится для изменения знакомого образа марки в сторону нужных банку ассоциаций с целью корректировки действий потребителей, акционеров и т.п. (1) То есть, когда обычная кампания по продвижению это сделать не в силах и/или к тому обязывает "политика".
При этом в результате ребрендинга должно произойти:
1. Сохранение преемственности новой коммуникации к сложившемуся до ребрендинга образу . (2)
2. Получение нового результата, дополнительного выигрыша при восприятии марки.
Обычно это обновление образа марки и придание образу нужных дополнительных ассоциаций и ценностей.
Примерами красивого и точного решения этих двух главных задач ребрендинга могут служить: ребрендинг Внешторгбанка в ВТБ, слияние Райффайзена с Импэксбанком (в России) и Банком Аваль (в Украине).

Для удачного ребрендинга должны быть соблюдены оба указанных выше пункта. Если первый пункт не учтен, то наработанные годами знание и восприятие марки теряются, затраченные на продвижение деньги уходят впустую. Более того, прошлые затраты только тормозят создание нового образа, если он противоречит старому. И в таком случае легче (и дешевле) создать новую марку банка, чем в корне менять мнение о старой и привычной марке.
Ниже привожу положительные примеры ВТБ и Райффайзена.

 

 

Это кадры из ТВ-ролика, сообщающего о превращении Внешторгбанка в ВТБ. В образах и тексте видна преемственность образа ВТБ. ВТБ как логическое продолжение, эволюция привычного образа Внешторгбанка.



Текст ТВ-ролика: "От Внешторгбанка к ВТБ. Мы объединяем опыт, знания и силы, чтобы достигнуть намеченных целей. Чтобы вместе двигаться вперед и, расширяя горизонты, подняться на новую высоту. 9 банков в 8 странах СНГ и Европы. Одно имя - ВТБ".


Это кадры баннера на сайте Райффайзена, сообщающего о слиянии с Импэксбанком. Как в рекламе, так и в рациональных текстах (например, здесь) объединение банков подано логично и как неоспоримый "плюс".


А это - пример того, как чётко, кратко и логично для потребителей было подано объединение Райффайзена и Банка Аваль в Украине.

Что получилось у Банка Москвы в результате ребрендинга?
Посмотрим факты. Ниже последовательно во времени даны три макета Банка Москвы, которые хорошо показывают происходящее . (3)



Посмотрим на рекламу Банка Москвы по отдельным продуктам до и после репозиционирования. Это наиболее показательно.

Реклама ипотеки:



Реклама кредитных карт:


Реклама потребительских кредитов:




Реклама автокредитов:



Что можно сказать о ребрендинге Банка Москвы?

Первое и главное. В новой коммуникации банка нет сохранения преемственности к сложившемуся годами привычному образу. К сожалению, в коммуникации БМ нет продолжения эмоций и смысла марки, привитых ранее потребителю. А это значит, что немало миллионов долларов, которые Банк Москвы затратил на до-ребрендинговые коммуникации, больше не работают на его имидж. Образ БМ создаётся почти что заново.

Второе. Коммуникацию разрабатывало английское агентство WCRS. По словам Президента агентства-разработчика, Робина Уайта: "использованный нами метод говорящих животных заставит людей смеяться, и побудит прийти в Банк Москвы" (www.sostav.ru/news/2007/09/28/47/). Есть такая пословица: "Что для русского счастье, то для немца смерть". Они хорошо нарисовали, но понять ментальность России не могут. Впрочем, как и мы их. И любые исследования с их стороны здесь бессильны. К тому же, возможно, есть ошибка в тестировании нового имиджа и новых рекламных материалов.
Третье. Лично у меня, как обещает Робин Уайт, смеха "это" не вызывает. Скорее недоумение. Но важна массовость и вопрос в величине аудитории. Лично Вы, сможете охарактеризовать новый образ БМ 3-5 словами? Только честно! Мне это не удалось. Я не понимаю, что означает новый имидж Банка Москвы. Я не понимаю, причём здесь "забота о людях, доступность услуг, открытость перед клиентами, устойчивость и универсальность" ? (4)
И ещё. Мне неприятно ассоциировать себя с персонажами новой рекламы Банка Москвы. Есть и плюсы в новом имидже БМ. Он свеж, своеобразен и хорошо запоминается. Но этого можно было достичь меньшими потерями. Да, со временем и новыми большими деньгами, новый имидж Банка Москвы привьётся и притрётся. Но другие банки, очень надеюсь, сделают выводы и пойдут более лёгким и приятным путём продвижения и создания сильного банковского бренда.


(1) Чаще всего причиной ребрендинга является недостаточное воздействие текущего образа банка и всех его локальных корректировок на поведение потребителей. То есть, потребитель не ведёт себя, как хотелось бы.. Но нередко бывает, что ребрендинг провоцируют не объективные рыночные обстоятельства, а бизнес-мода.

(2)Подробнее о преемственности в коммуникации смотрите статью: "Какая реклама работает? Критерии эффективности сообщения" здесь

(3)Почему Банк Москвы пошёл на ребрендинг? Думаю, здесь есть объективные и субъективные факторы. Объективные факторы включают в себя проведённые исследования, показавшие консерватизм и несовременность сложившегося имиджа банка. Субъективные факторы - желание менеджмента, на которое подействовали бизнес-мода и консультанты. Как социолог-исследователь и специалист, который проводил ребрендинги, могу сказать, что исследования обычно показывают те результаты, которые желает исполнитель или клиент.

 

(4) Ещё раз напоминаю, что эти слова и "основная идея модификации бренда" с сайта самого Банка Москвы
12.02.2008



Уважаемые господа маркетологи и рекламисты!

Редакция Sostav.ru приглашает профессионалов к сотрудничеству в ведении рубрики "Частное мнение". Если у вас есть опыт, собственный взгляд на ситуацию в той или иной области и тема, которую вы бы хотели обсудить с читателями, присылайте свои работы на [email protected]

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Публикации
2012
развернуть
2011
развернуть
2010
развернуть
2009
развернуть
2008
свернуть
23.12
16.12
09.12
02.12
01.12
25.11
18.11
11.11
07.11
29.10
28.10
23.10
14.10
30.09
29.09
23.09
16.09
09.09
02.09
26.08
19.08
05.08
29.07
08.07
02.07
25.06
19.06
10.06
07.06
03.06
27.05
19.05
15.05
13.05
06.05
ФирмА  
126
29.04
22.04
15.04
08.04
25.03
18.03
11.03
04.03
26.02
19.02
12.02
05.02
01.02
29.01
22.01
15.01
2007
развернуть
2006
развернуть
2005
развернуть
2004
развернуть
2003
развернуть

© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         18+   Словарь маркетинговых терминов