06 декабря 2024 г.

Почему я не беру на работу выпускников рекламных вузов

Выступление на XI Всероссийской конференции заведующих кафедрами рекламы, маркетинга и PR (Новосибирский институт рекламы и связи с общественностью)

Филюрин А.С., директор новосибирского офиса
Рекламной группы "Мелехов и Филюрин", академик
Российской Академии Рекламы

Я не беру на работу выпускников рекламных вузов потому, что не понимаю, чему их учили целых 5 лет.
Многолетняя практика показывает, что человек с нормальным высшим образованием (например, инженерным) и некоторым жизненным опытом довольно быстро осваивается в рекламном бизнесе. Первое впечатление - что такое реклама и как в ней работать - он легко получает в течение двух недель пребывания в агентстве. А за полгода активной работы может углубленно изучить большинство рекламных специальностей. Я сейчас не говорю о сугубо творческой работе, а имею в виду клиентскую службу, стратегическое планирование, размещение рекламы, организацию промо-мероприятий и тому подобную организационно-агентскую работу. В общем, для меня остается загадкой, чему же целых 5 лет обучают в рекламных вузах.

Я испытываю сильное недоверие к современному гуманитарно-платному образованию.
Начнем с гуманитарного. Спрашивается, чем схожи выпускник-математик и спортсмен-разрядник и чем оба они отличаются от, скажем, выпускника-психолога? Схожи они тем, что их квалификация легко проверяется. Математик пишет (либо не пишет) контрольную работу, физкультурник выполняет (либо не может выполнить) норматив. Да что там контрольная! Человек в принципе не может получить диплом матфака, если он не сдал на третьем курсе урматы и функан, а функан он никогда не поймет, если не изучил на втором ТФКП, а ТФКП упирается в матан и алгебру на первом курсе. Это ступенчатое восхождение, и перепрыгнуть через ступень невозможно.

Гуманитарные же специальности (особенно в условиях стихийной коммерциализации образования) позволяют студентам сдавать экзамены и получать дипломы, не демонстрируя реальных знаний. Оценка их квалификации находится в сфере субъективного восприятия экзаменатора. И я не уверен, что ректор коммерческого вуза способен безжалостно отчислить двоечника, родители которого исправно вносят плату за обучение.

Вы никогда не задумывались, в силу каких причин большинство коммерческих вузов имеют гуманитарную, полугуманитарную или квазигуманитарную направленность? И почему-то ни в одном из них не готовят физиков или тех же математиков.

Замечание. Вышесказанное касается не столько именно рекламных вузов, сколько констатирует деградацию российской системы высшего образования в целом.

Мне непонятно, откуда берутся преподаватели рекламных специальностей
У меня сложилось ощущение, что большинство из них в недавнем прошлом преподавали исторический материализм или историю КПСС. О рекламе они имеют представление в лучшем случае по Котлеру. Я все понимаю, людям надо чем-то зарабатывать на жизнь, они не виноваты, что власть переменилась. С другой стороны, и руководителю рекламного вуза крайне сложно найти практика, способного читать лекции. Все практики в поле. Они пока еще делают деньги и не готовы бросить бизнес, выйти на пенсию и спокойно преподавать.

Типичная ситуация. У нашего клиента менеджером по рекламе работает недавняя выпускница рекламного вуза. В процессе работы выясняется, что она не знает базовых терминов, не понимает, из чего складывается смета на производство видеоролика, искренне полагает, что фотографию для плаката можно снять мыльницей в бытовых условиях. Мы вынуждены тратить силы на ее обучение в режиме реального времени. Ее обучали 5 (пять) лет! Почему элементарного-то не рассказали? Видимо, потому что сами не знали.

Как мы решаем кадровую проблему
Сейчас в рекламных агентствах в большинстве своем работают люди, получившие непрофильное образование, но впоследствии переквалифицировавшиеся. И для меня этот подход вполне приемлем. Когда мы берем на работу человека с нормальным, понятным нам образованием - биолога, экономиста, физика - для нас не принципиально, что оно не будет использоваться в полной мере. Для нас важно другое: если человек сумел пройти нормальный курс наук в нормальном вузе и сдать все экзамены, это означает, что у него достаточно высокий IQ и он, как минимум, способен сосредоточиться на тяжелой и не всегда приятной работе. Столкнувшись с неожиданной проблемой, он способен разобраться с ней.

Вообще я считаю, что получение образования - самая тяжелая из всех существующих на свете работ, нет ничего труднее для человека, чем учиться, "прорубать" непонятные вещи, усваивать большие объемы новой информации.

Раз уж затронул эту тему, хочу дополнить: заочное образование - фикция. (Речь не идет о втором образовании). Задолго до меня сказано: "заочно учиться - то же самое, что и заочно обедать". Настоящая учеба отнимает у студента весь день и почти все силы, она выжимает его. Иначе это не настоящая учеба. Аминь.

Итак, мы берем человека с нормальным высшим образованием и здравым смыслом в голове, и за "исторически короткий" срок обучаем его нехитрым рекламным премудростям. Он проходит двухнедельный "курс молодого бойца", цель которого обучить новых сотрудников основам творческих и технологических процессов в рекламе, изложить им базовые понятия и термины маркетинга, а также соответствующего законодательства. Курс не содержит излишней теории и основан исключительно на реальном опыте работы агентства. Все теоретические положения иллюстрируются многочисленными примерами. Для всех видов работ излагается технология взаимодействия заказчика и исполнителя, рассматриваются типовые сметы. Курс пройден, и новоявленный сотрудник компании идет в поле. Разумеется, сначала он работает в качестве ассистента, под присмотром более опытных специалистов.

Конечно, двухнедельного курса недостаточно и сотрудников приходится обучать на протяжении всей их работы в агентстве. Раз в неделю у нас проводится обязательный семинар, регулярно пополняется библиотека, поощряется самообразование сотрудников и - вы удивитесь - 2 раза в год, в рамках аттестации, все пишут диктант. И я тоже пишу. Малограмотные не могут работать в рекламном агентстве. Во всяком случае, в нашем.

Почему так трудно подобрать менеджера клиентского отдела
В клиентском отделе работают преимущественно женщины, и именно им приходится контактировать с клиентами. А клиент - это, как правило, мужчина, с техническим образованием и с большим кругозором. Это предприниматель, прошедший со своим бизнесом через горнило становления, многому научившийся, многое повидавший. Он не станет даже разговаривать с моей сотрудницей, если это будет "наседка", "клуша", "кошелка", "блондинка". Он должен сразу почувствовать, что имеет дело с настоящим специалистом, который отлично разбирается в теме. Заведомо лучше, чем он сам и его сотрудники.

С другой стороны, клиентский менеджер общается с экспрессивными и скептически настроенными работниками творческих отделов. Он должен уметь выстроить с ними отношения и заставить принимать себя всерьез. Поэтому в клиентский отдел мы подбираем людей начитанных, обладающих широким кругозором, способных быстро соображать, которые смогут завоевать доверие и клиентов и творческих работников. За глаза я называю клиентских менеджеров "рекламным спецназом". Скажите, уважаемые заведующие кафедрами рекламы, маркетинга и PR, какой процент ваших выпускников удовлетворяет этим требованиям?

И напоследок случай из жизни. Одна строительная организация искала подрядчика на производство рекламы, наши менеджеры несколько раз встретились с ее руководителем (естественно, инженером по образованию), и он стал нашим клиентом. Впоследствии он рассказал мне: "Вообще-то я ничего не понимаю в маркетинге. Чтобы не попасть впросак, перед тем как заказывать рекламу, я купил в магазине пару книжек и прочитал их. Кое-что понял и только после этого стал знакомиться с рекламными агентствами. Ко мне приезжали люди с радиостанций, телеканалов, из каких-то агентств толстого цикла, показывали сметы, трясли медиапланами, но когда я спрашивал у них про 4P, они сразу пугались и исчезали. Твоя сотрудница Анна была первая, кто понимал в рекламе больше меня. Поэтому я отдал вам весь бюджет".

18.03.2008



Уважаемые господа маркетологи и рекламисты!

Редакция Sostav.ru приглашает профессионалов к сотрудничеству в ведении рубрики "Частное мнение". Если у вас есть опыт, собственный взгляд на ситуацию в той или иной области и тема, которую вы бы хотели обсудить с читателями, присылайте свои работы на [email protected]

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Публикации
2012
развернуть
2011
развернуть
2010
развернуть
2009
развернуть
2008
свернуть
23.12
16.12
09.12
02.12
01.12
25.11
18.11
11.11
07.11
29.10
28.10
23.10
14.10
30.09
29.09
23.09
16.09
09.09
02.09
26.08
19.08
05.08
29.07
08.07
02.07
25.06
19.06
10.06
07.06
03.06
27.05
19.05
15.05
13.05
06.05
ФирмА  
126
29.04
22.04
15.04
08.04
25.03
18.03
11.03
04.03
26.02
19.02
12.02
05.02
01.02
29.01
22.01
15.01
2007
развернуть
2006
развернуть
2005
развернуть
2004
развернуть
2003
развернуть

© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         18+   Словарь маркетинговых терминов