20 мая 2019 г.

Зачем нужен банк фотоизображений?



Инна Прудникова, руководитель проекта "ПРОФИ-ИМИДЖ"

Стоковая фотография.

Рекламной фотографией считается любой снимок, который может быть использован в рекламе. Но каждая компания предъявляет свои требования к использованию фотоизображения. Уровень художественности, оригинальности, легкости и запоминаемости фотографии потребителем определяется индивидуально для каждого конкретного проекта.

Мне хотелось бы затронуть одну из разновидностей рекламной фотографии - стоковую фотографию.

В современном понимании стоковая фотография - это легкое для восприятия фотоизображение, которое может успешно иллюстрировать какую-либо идею, или же само являться источником идеи. Такие фотографии, являясь качественным и удобным материалом для работы, не создаются под какой-либо конкретный заказ, а предлагаются фотобанками на определенных условиях.

За рубежом стоковая фотография существует с 60-х гг. ХХ века. В России это понятие появилось несколько лет назад. В своей книге "Фото на продажу" Ли Фрост говорит о том, что на протяжении многих лет фотобиблиотеки рассматривались как удобная свалка никому не нужных фотографий, однако, к настоящему времени ситуация изменилась, и стоковая фотография превратилась в отрасль с оборотом в миллиарды долларов. Использование стоковых фотографий открывает большие возможности для работы рекламных агентств, дизайнерских бюро и издательств глянцевых журналов. При этом важно отметить, что не менее творческим является сам процесс создания стоковой фотографии - действительно полезных и нужных изображений, которые могут вдохнуть новую жизнь в рекламный продукт.

В наши дни огромный поток рекламной информации зачастую блокирует сознание человека, поэтому только неординарная, интересная идея и грамотная ее реализация помогает добиваться поставленной маркетинговой цели.

Для профессионального воплощения идеи заказчика рекламные агентства часто несут большие финансовые и временные затраты, поэтому они нередко пытаются экономить средства именно за счет снижения цены на создание рекламного фотоизображения. Не всегда этот компромисс между ценой и качеством оказывается удачным.

Оптимальным решением нередко становится использование именно стоковой фотографии, купленной в российском или зарубежном фотобанке. За сравнительно небольшие деньги и экономя при этом время, заказчик получает фотоизображение хорошего качества с соблюдением авторских прав, с наличием Model Release (документа, разрешающего использование образа модели в коммерческих или иных целях.) и Property Release (документа, подписанного собственником и разрешающего использование изображений его собственности (полностью или частично) в коммерческих или иных целях).

С удовлетворением хочется отметить, что в России уже заметна тенденция понимания того, что у каждой фотоработы есть свой хозяин. При использовании фотоизображения в рекламных целях, как правило, автор и/или правообладатель не указываются. Что касается СМИ, то тут есть определенные стандарты указания подписи под произведениями, с обязательным упоминанием хозяина (автора и правообладателя). Пример такой подписи можно рассмотреть на следующем фотоизображении:

© - знак Авторского права

Георгий Розов - автор произведения

ПРОФИ-ИМИДЖ - правообладатель произведения

Серьезные и уважающие себя компании не хотят рисковать, пользуясь ворованными фотоизображениями. Сотрудничество таких компаний с банком стоковых фотографий исключает возможность несанкционированного использования фоторабот.

Проведенное нами маркетинговое исследование современного рынка фотоизображений в России показало, что рекламным агентствам не хватает профессиональных фоторабот, созданных при участии отечественных моделей и отражающих российские реалии. Рассчитанная на нашего потребителя реклама будет гораздо эффективнее, если используемые в ней образы будут близки российскому менталитету.

Итак, у российских фотографов есть большой творческий потенциал, а у рекламных компаний, работающих на российском рынке, есть потребность в качественном продукте по приемлемой цене. Решению этих задач и будет служить банк отечественной стоковой фотографии.

"Эксклюзив" или нет?

Этот вопрос, который касается передачи или покупки фотоизображений, волнует в равной мере и фотографа, и покупателя, обратившегося в банк фотоизображений.

Автор, передавая исключительные права агентству, несомненно, сохраняет за собой авторство. Исключительное право лишь означает, что продажа произведения будет осуществляться только через агентство или через договоренность с автором в течение срока действия договора. С одной стороны, сильно развитое чувство собственности не позволяет автору так легко пойти на это. С другой стороны, автор должен понимать те преимущества, которые может обеспечить передача исключительных прав агентству:

1. Фотограф - это талантливая творческая личность. Агентство, в свою очередь - это команда квалифицированных сотрудников. У фотографа и агентства есть общая цель - продать качественное фотоизображение за достойные его деньги. Для достижения этой цели автор и агентство объединяют свои усилия. Ситуацию, при которой агентство сработает хуже, чем автор, в продвижении его работ, трудно представить. (Отметим, что одна из важнейших функций агентства - именно сбытовая).

2. Есть два правовых статуса фотоизображений: Rights-Managed и Royalty-Free.

Правовой статус Rights-Managed традиционно присваивается наилучшим фото-произведениям. С технической, композиционной и содержательной точки зрения такие работы выгодно отличаются от произведений Royalty-Free статуса.

Для потенциального покупателя одним из преимуществ фотоизображения со статусом Rights-Managed является возможность проследить историю его использования, чтобы в дальнейшем избежать его повторного применения в аналогичной отрасли. Это преимущество, существенно повышающее стоимость продаваемого фотоизображения, может сойти на нет в том случае, если агентство не имеет возможности предоставить покупателю достоверную информацию, которой оно может обладать только при наличии исключительных прав на фотоизображение.

Фотографии с правовым статусом Royalty-Free более удобны для покупателя и, следовательно, продаются чаще, чем фотоработы со статусом Rights-Managed, хотя первые практически полностью исключают возможность эксклюзивной покупки.

Присвоение фотоизображению статуса Royalty-Free или Rights-Managed осуществляет агентство. Очевидно, что авторам имеет смысл обладать произведениями обоих правовых статусов, поскольку, в зависимости от целей использования, заказчику могут в равной степени быть интересны и те, и другие.

3. Если автор размещает фотоизображение в нескольких фотобанках, то он должен иметь в виду, что заказчик купит его в том фотобанке, где цена фотографии ниже, поэтому фотограф получит меньший гонорар.

Теперь рассмотрим обладание "эксклюзивом" с точки зрения клиента.

"Эксклюзив" хотят всегда и везде, и это неудивительно. Но если подойти к вопросу обладания "эксклюзивом" разумно, то выясняется, что нужен он далеко не всегда.

В случаях, когда вопрос цены является решающим для покупателя, и у него нет возможности для приобретения исключительных прав на фотопроизведение, не говоря уже о проведении заказной съемки, хорошей альтернативой становится покупка фотоизображения в агентстве стоковой фотографии.

Покупка фотоизображения с правовым статусом Rights-Managed дает возможность исключить использование одного и того же фото в схожей отрасли. Тем не менее, его цена намного ниже стоимости приобретения исключительных прав на фотоизображение, хотя и формируется в зависимости от целей использования и ряда других факторов

(подробнее о Rights-Managed и Royalty-Free фотоизображениях Вы можете прочитать в моей предыдущей статье).

Покупка Royalty-Free фотоизображений позволяет использовать эти фотографии любыми способами (кроме оговоренных в лицензионном соглашении) в течение неограниченного срока при более низкой цене.

При выборе правового статуса фотоизображений (Rights-Managed или Royalty-Free) каждый клиент исходит из идеи и отведенного на ее реализацию бюджета.

Обладание "эксклюзивом", как минимум, очень приятно. Только "эксклюзив" дает гарантию того, что никто другой никогда не будет использовать выбранное фотоизображение.



01.11.2005



Уважаемые господа маркетологи и рекламисты!

Редакция Sostav.ru приглашает профессионалов к сотрудничеству в ведении рубрики "Частное мнение". Если у вас есть опыт, собственный взгляд на ситуацию в той или иной области и тема, которую вы бы хотели обсудить с читателями, присылайте свои работы на news@sostav.ru

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Публикации
2012
развернуть
2011
развернуть
2010
развернуть
2009
развернуть
2008
развернуть
2007
развернуть
2006
развернуть
2005
свернуть
20.12
13.12
06.12
29.11
22.11
22.11
15.11
08.11
01.11
25.10
18.10
11.10
04.10
27.09
20.09
13.09
06.09
30.08
23.08
16.08
09.08
02.08
26.07
19.07
12.07
05.07
28.06
22.06
15.06
07.06
31.05
24.05
17.05
14.05
11.05
26.04
19.04
12.04
06.04
29.03
22.03
15.03
09.03
01.03
22.02
16.02
08.02
01.02
25.01
18.01
2004
развернуть
2003
развернуть

© Состав.ру 1998-2019, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         18+   Словарь маркетинговых терминов