19 августа 2019 г.
Приветствуем Вас в рубрике "Частное мнение".
"Частное мнение" - раздел, в котором Вы сможете найти комментарии профессионалов маркетинга, рекламы и ПР о различных событиях рынка, а также узнать их мнения по тем или иным вопросам, возникающим в процессе практической деятельности.

Приглашаем Вас поделиться мнением и опубликовать свою статью в этом разделе. Материалы можно присылать по адресу: news@sostav.ru

Chicago GSB. Пострационализация выбора

Исповедь студента бизнес школы



А. Лядов,
a.lyadov@gsb.uchicago.edu



    Что бы я сейчас не сказал, какие бы аргументы не привел, я, вряд ли, смогу передать вам то ощущение критической значимости правильного ДЛЯ ВАС выбора школы, которое приходит уже в процессе учебы. Пока вы листаете проспекты школ или восхищаетесь рассказами студентов, эта значимость, конечно, ощущается, но поверьте, это только начало. Ситуацию усугубляет известная теория, что, мол, нужно посылать документы  не только в «школу вашей мечты», но и 2-3 школы попроще на случай если «мечта» вас не полюбит. По моему мнению, это теория полезна с точки зрения рациональной стратегии поступления, но она крайне вредна с эмоциональной точки зрения. Коротко говоря, люди, они же человеки, есть истоти одушевленные и для них эмоциональная составляющая их существования может затмить изощренность любых логических рассуждений. Можно исписать школьную тетрадку фактами и аргументами, почему подаренный родителями на новый год дорогой электрический паровозик лучше мечты вашего детства  - модели гоночной Феррари «как у Мишки», но даже во взрослом состоянии вы будете с заглушенной обидой вспоминать тот свой праздник (спокойно, пример выдуман). Проблема состоит в том, что ЗАРАНЕЕ НЕВОЗМОЖНО себе представить того количества усилий, которое потребуется в процессе учебы, того количества волнений возникающих в результате учебы на работе и в семье, того количества маленьких и больших жертв, на которые неизбежно придется идти каждый день. Это как рассказы про 2 года армии или присутствие при родах супруги – все вокруг понимающе кивают головами, но неслуживших и служивших разделяет при этом пропасть. В моменты максимального учебного/семейного/рабочего напряжения знание того, что вот это она, твоя мечта, твой идеальный выбор, твоя гордость, является мощным источником мотивации и подзарядки. Могу только предполагать, что спустя многие годы данное чувство радости или раздражения (в зависимости от сделанного выбора) должно только усиливаться, ведь потом и качество учебы и бренд и аура школы работают на тебя всю профессиональную жизнь. Два года учебы представляют собой серьезную инвестицию сил, времени, нервов, денег, упущенных возможностей, и потому MBA обычно стараются получать один раз в жизни. Также нужно признать, что по объему инвестиций учеба в школе из первой двадцатки (TOP20) не сильно отличаются друг от дружки. Посему я читаю, что, решившись на такое приключение, имеет смысл выбрать наиболее желанный и сложный и, соответственно, наиболее эмоционально вознаграждающий маршрут.



Ладно, возможно, мой случай нехарактерный, поскольку сочетание динамично растущей компании, непредсказуемого рынка, директорской позиции, финансово ориентированной школы при дипломе химика-аналитика является не самым располагающим к размеренной и методичной учебе. Рождение первого ребенка, кстати, только усиливает остроту душевных терзаний «учеба-семья». Возможно у вас ситуация попроще, и учиться будет легче (нейтив спикер, холостяк, работа с 9 до 6, детство в математике, юность в финансах), но все-таки мой совет – сделайте все возможное, чтобы учиться там, где вы мечтаете. Может, потом мне спасибо скажете. Кстати, я подвал документы только в одну школу.

Так случилось, что, несмотря на долгий и тщательный сбор информации об MBA я не знал о европейской Executive MBA программе Chicago и перебирал другие бизнес школы. Нет, я, конечно, знал, что Chicago входит в десятку самых лучших школ, но о европейской программе ни сном, ни духом. Я активно готовился к сдаче экзаменов TOEFL и GMAT, настраивая себя  London Business School, внутренне терзаясь неудобным графиков занятий. В это время я узнал о московской компании MBA Consult (www.mbaconsult.ru), которая помогает готовиться к поступлению, и решил ее навестить, благо в это время в Москве проходила ярмарка программ MBA. И вот там-то меня и спросили, почему собственно я не рассматриваю такую сильную школу как Chicago, когда по всем параметрам у меня есть шансы. После того, как я на выставке замучил представителей всех школ своими вопросами и собрал всю информацию о Chicago, что была в наличии, то моей радости не было предела. По всем моим критериям это была идеальная программа. Исключением разве что была крайняя дата подачи документов (безумная история моего поступления заслуживает отдельного рассказа). Собственно вот эти критерии:



1.       Уровень программы и репутация школы.

Изначально я решил, что поскольку MBA это архисерьезное предприятие, которое сильно изменит мою жизнь, по любому потребует огромных материальных и физических вложений, и, по сути, является самым важным решением в отношении своего образования, то нужно бороться за самый лучший вариант, пусть даже и самый сложный. Поэтому я настроился на школу из ТОП20, т.е. из первой мировой двадцатки. Конечно, рейтинги задают всего лишь некий первичный фильтр отбора, но все-таки если в течение многих десятилетий работодатели, преподаватели, эксперты называют одни и те же школы лучшими, то это о чем-то неизбежно говорит. У этих школ есть ряд своих преимуществ. В первую очередь, это уровень преподавательского состава. Школы жестко борются за лучших профессоров, однако только самые сильные в смысле финансов, престижа и связей школы способны привлечь и удержать наиболее одаренных преподавателей. Во-вторых, это методики преподавания. Нельзя сравнивать школу, которая уже 100 лет учит MBA со школой 5 лет назад заявившей о себе. Преемственность поколений, тестирование жизнеспособности подходов, накопление опыта – все имеет значение. В-третьих, это уровень студентов, чей вклад в ваше образование тоже значителен. Каждая школа старается выработать и придерживаться своих критериев отбора студентов и у элитных школ требования всегда выше. Поэтому средний уровень студентов из школы из ТОП20 будет всегда сильнее. В-четвертых, играют роль связи с реальным миром бизнеса. Наиболее уважаемые школы, чьи выпускники работают в самых успешных компаниях и чьих студентов набирают такие компании, имеют доступ к самой оперативной и достоверной бизнес информации, равно как лучше возможности трудоустройства грызунов гранита. Немаловажна огромная сеть предыдущих поколений студентов, ставших большими шишками, которая может дать уникальный шанс для развития вашего бизнеса или карьеры. Также имеет значение «Что в имени тебе моем?». Одно дело, когда ваш потенциальный работодатель знает, что вы закончили Kellogg, Chicago или LBS, и совсем другое дело, когда на дипломе красуется умопомрачительный герб малоизвестной австрийской или американской школы. В общем, у топ школ получается самостимулирующийся процесс: больше финансов – лучше профессора, эффективнее методики, ярче студенты – выше качество MBA – лучше трудоустройство - выше рейтинг – выше спрос - больше финансов и т.д.



University of Chicago это очень старый университет, основанный в 1892 году Джоном Рокфеллером. Поразительно, что уже с 1898 года начала функционировать бизнес школа.

Университет обладает всеми атрибутами солидного заведения: увитые виноградом корпуса, множество отделений (колледж, медицинское, юридическое и т.д.), традиции, историю известных научных открытий, сделанных в стенах Университета и более 70 Нобелевских лауреатов.

     

Интересно, что Chicago первой запустила программу Philosophy Degree в бизнесе и первой предложила формат Executive MBA в 1943 году.

Бывают школы с хорошими программами Full-time и посредственными Executive MBA, бывает также и наоборот. У Chicago GSB все в порядке и с тем и другим – школа по всем рейтингам в первой десятке:

Executive MBA:


Рейтинг издания Business Week, 2001:

  1. Northwestern University (Kellogg)
  2. University of Chicago
  3. University of Pennsylvania (Wharton)
  4. Duke University (Fuqua)
  5. UNC (Kenan-Flagler)


Рейтинг US News& World Report, 2002:

  1. Northwestern University (Kellogg)
  2. University of Pennsylvania (Wharton)
  3. Duke University (Fuqua)
  4. University of Chicago
  5. Columbia University


Рейтинг US News& World Report, 2003:

1. Northwestern University (Kellogg) (IL)

2. University of Pennsylvania (Wharton) 

3. University of Chicago 

4. Columbia University (NY)

5. Duke University (Fuqua) (NC)


Full-time MBA:


Рейтинг Business Week, 2002:

  1. Kellogg
  2. Chicago
  3. Harvard
  4. Stanford
  5. Wharton

Рейтинг The Economist, 2002:

  1. Kellogg
  2. Tuck
  3. Duke
  4. Chicago
  5. Stanford

Рейтинг Forbes, 2003:

  1. Harvard
  2. Insead
  3. Columbia
  4. Chicago
  5. Dartmouth (Tuck)

Из других школ я рассматривал только европейские программы Executive MBA трех бизнес школ: Kellogg, Duke и London Business School (LBS). Все они приблизительно из одной весовой категории и у каждой я для себя обнаружил свои достатки-недостатки.

2.       Ценность программы

Анализируя, например, в целом интересную программу бизнес школы Fuqua университета Duke я пришел к выводу, что для меня ее ценность несколько снижена за счет чрезмерного увлечения технологиями. Поскольку основной упор делается на обучение он-лайн, эту программу скорее стоит назвать дистанционного типа. За 20 месяцев учебы требуется посетить кампус всего 9 недель по программе Cross Continent MBA и 11 недель по программе Global Executive MBA (одна от другой отличается степенью навороченности и возрастом студентом). Студенты больше учатся через интернет и интранет, делая задания в виртуальных группах и получая лекции на СД-ромах. Школа активно промотирует свою передовую техногенность. Нет, все понятно, что снижение расходов школе выгодно, но тогда программа должна стоить все-таки дешевле. Лично мне такой обезличенный формат не по душе. В отличие от Duke учеба в Chicago GSB требует присутствия студента на занятиях полных 16-ть недель, притом, что студенты также вместе делают часть заданий через e-mail, готовясь к предстоящей неделе. Впрочем, объем нагрузки между сессиями таков, что главный вопрос как успеть все прочитать и перерешать. Опять же, как ни крути, а лекции и занятия в режиме обмена мнениями гораздо более полезны, не говоря уже о том, что бизнес, это все еще живое человеческое общение. Ну и потом, дружеские связи между студентами все-таки строятся лучше, когда вы решаете задачки за одним столом, а не в разных странах. Впрочем, вполне возможно, что у кого-то условия работы таковы, что формат Duke будет самым оптимальным. Во всяком случае, одна бывшая выпускница Duke, работающая в Москве, так ярко расписывала учебу и полученный опыт, что практически меня убедила поступать туда. Однако когда я поговорил с другими студентами, впечатление стало более сбалансированным.

Еще один фактор, повышающий для меня ценность Chicago GSB это наличие международных поездок. Поскольку у школы три кампуса на трех континентах (Европа, Америка и Азия), то в течение обучения 3 потока студентов (всего 240 человек) перемешиваются в интернациональных группах посещая соответственно все три кампуса. Поэтому моя группа соберется вместе в Барселоне (июль), Сингапуре (август) и Чикаго (сентябрь). Такие поездки полезны и в плане расширения контактов и просто познавательны. В LBS такие поездки есть в рамках Global MBA, которую школа делает вместе с Columbia business school, однако она значительно дороже Чикагской.



Хотя все программы называются MBA, их наполнение и направленность у разных школ может отличаться. Поэтому имеет смысл выбирать программы с уклоном в область ваших профессиональных интересов. Программа Chicago GSB традиционно славится особенно сильной подготовкой в экономике и финансах. Для моих долговременных планов эти области являлись приоритетными, что добавляло программе баллов по моей шкале. Вот список предметов, которые нужно пройти в Chicago GSB (из них 2 предмета можно выбирать из отдельного большого списка):


+ Financial Accounting and Analysis

+ Microeconomics

+ Competitive Strategy

+ Macroeconomics

+ Statistics

+ Managerial Accounting

+ Operations

+ Investments

+ Marketing Strategy

+ Managerial Psychology

+ Corporate Finance

+ Managing the Workplace

+ New Enterprise and Small Business Management

+ Strategies and Processes of Negotiation

+ Strategic Leadership

+ Cases in Financial Analysis


3.       График учебы

По этому параметру у меня отпали хорошие программы Kellogg и LBS. По первой нужно летать во Франкфурт в общей сложности раз 25, по второй приблизительно столько же, но Лондон. С ума можно сойти мотаться в Лондон каждые две недели на пятницу-субботу. Во-первых, это скорее вариант, изначально более комфортный для местной публики. Во-вторых, какой концентрации в учебе можно достигнуть за два дня? «Что даже чаю не попьете?» По программе Chicago GSB 16 поездок плавно распределены в течение 20 месяцев, так что в среднем получается недельное присутствие в Барселоне каждые 1,5 месяца. Мои предположения об удобстве этого варианта полностью оправдались, поскольку с одной стороны достигается как раз необходимое погружение в учебный процесс, а с другой стороны по работе это терпимо, т.к. более длинные промежутки между поездками увеличивают гибкость в планировании. Надо сказать, что процесс учебы и общения настолько интенсивный, что эта неделя по количеству опыта похожа на месяц. Поэтому происходит хорошее прочищение мозгов от рутинных проблем и гораздо легче взглянуть на происходящее дома со стороны. Равно как и зарядиться на новые подвиги.

4.       Профессора.

Это параметр тяжело оценить, поскольку своих преподавателей хвалят все школы. Я постарался собрать информацию, чтобы сделать хотя бы косвенную оценку. Понравилось, что в Chicago больше всех Нобелевских лауреатов (просто так такие дела не раздают). Также я поговорил со студентами интересующих меня программ, прочитал интервью и облазил форумы. То, как студенты отзывались о преподавателях в других школах, меня не вдохновило. Пока у меня было 12 предметов и 15 профессоров. Могу сказать, что от 13 я в диком восторге, поскольку они оказались исключительно яркими, умными людьми и увлекательными преподавателями. Парочка, правда, заставила и меня и весь класс конкретно бороться со сном, стараясь загрузить в нас просто тонны информации убаюкивающим голосом. Ладно, дальше будем посмотреть.

5.       Культура школы.

Для меня было откровением тот факт, что школы достаточно сильно отличаются друг от друга по своей культуре, подходам к обучению и как следствие профилем привлекаемых студентов. Мнение, пусть даже и приблизительное, можно составить с помощью студентов этих школ и идеологии щедро разлитой по промо-материалам школ (сайты, буклеты, реклама). Например, Kellogg старается изо всех сил воспитать навыки командной работы и соответственно строит весь процесс. Поэтому если вас избыточный коллективизм напрягает, вам может там быть не совсем комфортно. И наоборот открытый общительный человек получит там, по идее, кучу удовольствия. Harvard одержим идеей лидерства и потому его программа имеет уклон в сторону развития навыков управления людьми. Соответственно и отбирают туда в первую очередь председателей попечительных советов, капитанов сборных университетов, комсомольских вожаков и другие natural born leaders. Пишут, что нужно быть готовым, что там вам придется весьма активно драться за право быть отмеченным, постоянно тянуть руку вверх и работать локтями вбок. Опять же кто-то сойдет с ума в такой боевой обстановке, а для кого-то это естественная среда.

Когда я читал о том, что Chicago это школа одиночек-интеллектуалов, ценящих превыше всего открытый обмен идеями, работу мысли и индивидуальность, то я был уверен, что это очередная идеологическая промывка мозгов. Что это за «Закрытый Клуб Знаек» в самом деле?

Однако множество фактов заставили меня поверить, что это действительно корректная характеристика культуры Chicago. Ну вот, например когда преподаватели разных предметов специально раз этнадцать подчеркивают, что за механические ошибки оценка экзамена снижаться не будет, но за правильный ответ без вменяемого объяснения будет незачет. Также я ни разу не видел, чтобы профессор как-то обиделся на иногда весьма подковыристые и жесткие вопросы студентов. Скорее наоборот либо был горячие поиски ответа, либо открытое признание, что сейчас ответа нет, но будет завтра. Или когда профессор говорит: «Вы, конечно, поработайте в группах, но я хочу услышать ваше личное мнение. Здесь вам не Kellogg». Или когда возмущение аудитории вызвал экзаменационный вопрос прошлого года, тестирующий запоминание сложной формулы, а не понимание теории. Причем помощник профессора согласился, что это вопрос «не в духе Чикаго». Особенно яркий пример с экзекуцией «bullshitters» (пустозвонов). Поначалу несколько человек просто не опускали поднятых рук во время обсуждений кейсов или вопросов профессора. Однако после того как профессора разных (!) предметов самых жестоким образом обломали тех «активистов», кто говорил слишком очевидные или просто непродуманные мысли, то руку стали поднимать только те, кому было что сказать. Кто-то видать перечитался статей про жестокие нравы бизнес школ, а для некоторых западных студентов это вообще проблема – видать, у них в генах сидит мечта быть во всем Суперменом. Чего греха таить и я разок накололся, подняв руку для сообщения миру своей гениальной догадки. Как мне тогда казалось. Короче, теперь я трижды думаю, прежде чем лапами размахивать. Но зато, что ты испытываешь, когда профессор на весь класс громогласно отмечает яркость твоей мысли, словами передать просто невозможно. Это нечто.

Интересно, в Чикаго я ни разу не почувствовал никакого напряжения связанного с социальными различиями. Народ очень разный – от очень больших манагеров известных компаний до просто весьма богатых людей. При этом общение совершенно открытое и приветливое. Могут и сильно поругаться, но лишь из-за разных точек зрения на задачу. Очень ценится оригинальная мысль и остроумная шутка. В общем Chicago приятно отличается от рассказов про другие элитные школы, где идет расслоение людей на микросоциумы (голубая кровь, бизнесмены, ботаники), которые живут в параллельных мирах не смешиваясь.

Должен признаться, что я очень рад, что культура школы оказалось именно такой, как ее описывали, поскольку лично для меня такая среда наиболее комфортна. Такой концентрации удовольствия от учебного процесса я до сих пор еще никогда не испытывал. Что общение в группах, что интерактивные лекции, что обсуждение кейсов – все просто сплошной интеллектуальный оргазм. Определенно ради этого стоило самоистязаться при поступлении и в учебе.

6.       Ценность бренда.

Чтобы кто не говорил, но диплом от таких школ как Stanford, Chicago, Kellogg, Harvard или Wharton будет цениться и через 10 и через 30 лет. Будучи advertising man, я очень хорошо знаю, как строятся бренды за счет многолетних промоушен усилий, но я также отлично знаю, что ни один бренд не сможет выжить в долговременной перспективе, если его заявленная ценность не будет постоянно подтверждаться реальными фактами. Работодателя, как и потребителя, невозможно долго обманывать. И если долгие десятилетия самые крупные международные компании нанимают выпускников именно этих школ, то они это делают уж никак не из-за имени бренда, а потому что существует гарантия, что выпускник будет обладать нужным набором профессиональных и личностных качеств. Поэтому я считаю, что стоит напрягаться и поступать в лучшую из возможных школ. Можно рассматривать такой подход как долговременную инвестицию.

Другое дело, что в Украине, да вообще Восточной Европе многих этих школ еще не знают. У нас ведь как – Yale и Harvard знаем по фильмам, Oxford и Cambridge по словарям, в то время как много других сильных школ – Wharton, Columbia, Kellogg, MIT, INSEAD, LBS, Duke  и т.д. Однако это дело времени и степени нашей интеграции в западное бизнес сообщество. Сейчас наши местные работодатели изучают разницу между обычным экономическим образованием и MBA, следующим этапом будет понимание разницы между качеством MBA от разных школ.

 

 

7.       Стоимость

Хотя стоимость Executive MBA у школ приблизительно одинаковые, однако то, что вы получаете за эти деньги, может несколько отличаться. Например, в программе Chicago GSB в стоимость включаются все книги, лекции, проживание в трех интернациональных поездках, легкое питание в основные сессии и прочие приятности. В других школах может быть включено еще и проживание в течение всей программы, но я рад, что в Чикагской программе этого нет, поскольку стоимость программы сильно бы возросла. А так я весьма недорого снимаю комнату в деловом центре Барселоны совсем недалеко от школы. Не очень приятным сюрпризом стало уведомление о поднятии стоимости обучения на 14% именно в год моего поступления, причем полученное мною вместе с информацией о зачислении. Правда меня «успокоили», что скоро придется еще поднимать, т.к. стоимость программы ниже ее объективной рыночной ценности. Но поскольку в принципе я был готов к этому уровню инвестиций, то меня это не остановило. Стоимость программы неразрывно связана с общей ценностью программы и с персональной ценностью лично для вас. Chicago GSB для меня оказалась идеальным выбором, потому и поступал я только в одну школу, решив, что если не прорвусь сейчас, то буду пробовать в новом году.

8.       Место учебы

Я бывал в разных местах, но два города - Киев и Барселона – остаются моими любимцами.

Барселона – это изумительно теплая погода весь круглый год, навсюголовусдвинутая архитектура гениального Гауди, масса зелени и парков, множество музеев и галерей, россыпи уютных и недорогих ресторанов и главное такой позитивно-расслабленно-игривый настрой людей.

 

Согласитесь, что учеба в Барселоне и во Франкфурте это несравнимые вещи. Лондон, конечно, тоже хорош, но Барселона его уделывает климатом и ценами на раз.

Поскольку первые четыре поездки были сплошным кошмаром из-за учебного стресса (потом расскажу), то в Барселоне я что был, что не был. Занятия начинались в 9 утра и 23:30 я выползал из школы, весь день питаясь бесплатными йогуртами и бутербродами с кофе.

Однако, сознание того, что ты бредешь ночной Барселоной, скрашивало все проблемы прошедшего дня. Ну, как передать свои ощущения, когда, выходя из школы, ты видишь напротив через дорогу освещенное прожекторами сказочное здание Каса Батьло (все тот же плодовитый Гауди). Или когда, утром бодро шагая в школу, ты проходишь мимо совершенно сюрреалистичного дома Ла Педрера (снова он же). А чего стоит сама возможность пошляться по Готическому кварталу или посидеть в рыбном ресторане на набережной, возможность пусть даже пока и не полностью использованная. Есть надежда, что вместе с адаптацией к учебе появится больше времени, чтобы теоретическую (дополнительную ценность Барселоны) перевести в практическую.

9. Иррациональные аргументы

Так случилось, что связь с University of Chicago у меня возникла в детстве. Не буду объяснять, что это было, но в результате у меня появилась детская мечта как-то с ним соприкоснуться. Конечно, повзрослев, я об этом забыл, но как только учеба в Chicago GSB замаячила на горизонте, эта мысль радостно выпорхнула из подсознания, и стала еще каким-то этнадцатым аргументом «За». Мне кажется, что к таким иррациональным аргументам стоит относиться очень внимательно, потому что удовольствие от учебы складывается от множества факторов и такой, казалось бы, несерьезный и наивный аргумент может сильно подзарядить мотивацию на поступление и дать много дополнительной радости впоследствии.

Информация о программе.

Программа MBA (Master of Business Administration) нацелена на вооружение менеджеров знаниями и навыками, необходимыми для успешного ведения бизнеса. Модульная программа Executive MBA предназначена для опытных топ менеджеров, целью которых является существенное повышение профессионального уровня в области general management, но которые при этом хотят продолжать работу в своих компаниях. Модульная программа требует регулярного посещения занятий в кампусе школы и постоянного самообучения.

http://gsb.uchicago.edu/dynamic.asp?nNodeID=41

 

Информация об авторе:

http://bates.kiev.ua/russian/agency/management

http://www.vi.kiev.ua/about/management/lyadov.html

07.10.2003



Уважаемые господа маркетологи и рекламисты!

Редакция Sostav.ru приглашает профессионалов к сотрудничеству в ведении рубрики "Частное мнение". Если у вас есть опыт, собственный взгляд на ситуацию в той или иной области и тема, которую вы бы хотели обсудить с читателями, присылайте свои работы на news@sostav.ru

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Публикации
2012
развернуть
2011
развернуть
2010
развернуть
2009
развернуть
2008
развернуть
2007
развернуть
2006
развернуть
2005
развернуть
2004
развернуть
2003
свернуть
16.12
02.12
25.11
18.11
11.11
04.11
28.10
21.10
14.10
07.10
30.09
23.09
16.09
02.09
21.08
19.08
12.08
29.07

© Состав.ру 1998-2019, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         18+   Словарь маркетинговых терминов