21 мая 2019 г.

Социальный маркетинг - развенчание мифов

Алексей Белозеров, гендиректор
Фонда поддержки социально- информационных программ государственных ведомств «Народная инициатива»

В современной России социальный маркетинг полноценно развивается не так давно – 4-5 лет. Но уже за это время его восприятие успело обрасти колоссальным количеством мифов.

До недавнего времени бизнесу было не до социальной ответственности по большому счету. Проводились благотворительные программы, марафоны и прочие разовые акции – но не было целенаправленных стратегических социальных программ.

Как сегодня воспринимается социальный маркетинг, и чем он является на самом деле?

Лучше всего начать с азов. Что же такое, социальный маркетинг по определению?

В теории социальный маркетинг – это концепция согласования и увязывания интересов организации, потребителей и всего общества.  Думаю, что не скажу ничего нового, если заявлю, что социальный маркетинг это сложная система выстраивания отношений, учитывающая интересы всех членов общества.

Но это в теории. А что получается на практике? В российских условиях, «приближенным к боевым»?

Предлагаю рассмотреть принципы функционирования СМ на простом примере.

В отдельно взятом регионе успешно работает компания «X». Компания крупная, известная, далеко не бедная. Но в этом регионе существует острая проблема - наркомания, предположим. Очевидно, что тема наркомании касается всего региона, всего общества. Она касается региональной власти, всех жителей региона, семей сотрудников компании – что в конечном итоге – затрагивает деятельность самой компании. Очевидно, что если с проблемой не бороться, социальная обстановка в регионе накалится до предела и это самым непосредственным образом негативно скажется на бизнесе.

Логично, что компания «Х» не может быть в стороне от общественной проблемы. (Разумеется, необходимое условие – желание владельца бизнеса развиваться и работать в регионе не один-два года, а на  более долгосрочную перспективу). Именно в этом случае и включается механизм Социального маркетинга.  Методы реализации проекта могут быть самые разные – от поддержки информационно-пропагандистской кампании, до участия компании в создании реабилитационных центров.

Что в итоге получает компания? Самое главное – стабильную социальную среду. А это – неоспоримо – самым благоприятным образом отразится на экономических показателях деятельности организации. По большому счету, позитивная социальная среда – главная цель СМ.  

Существуют и другие выгоды от работы компании в сегменте социального маркетинга. Это и установление эффективных отношений с органами государственной власти, и повышение фактора узнаваемости у потребителя, повышение лояльности аудитории к компании, эффективная работа в направлении внутреннего PR.

Вот мы и подошли к главной теме публикации – мифы и заблуждения, касающиеся возможностей социального маркетинга. Буквально несколькими строчками выше были перечислены дополнительные выгоды, получаемые компанией при реализации стратегических социальных программ.

Жизненно важно понимать, что все перечисленные блага, за исключением главной цели – являются именно второстепенными.  Нельзя рассчитывать, что, реализуя социальный проект, компания тут же установит дружеские отношения с властью. Или ее моментально полюбят все жители региона и побегут покупать ее продукты, а сотрудники организации сплотятся в едином порыве и начнут еще более самоотверженно трудиться на благо фирмы.

Социальный маркетинг – это своего рода поливитамин для укрепления всего организма (в нашем случае социальной среды). Он не в состоянии в одиночку справиться с отдельно взятой бизнес-проблемой, но в комплексном использовании даёт удивительные результаты.

Для скептиков (если такие еще есть) приведу пример, когда социальная среда негативно влияет на развитие бизнеса. Российский футбол. За последние годы в него инвестированы десятки, если не сотни миллионов долларов. Реконструируются стадионы, улучшаются поля, повышается посещаемость матчей, российские клубы выигрывают международные соревнования. Но европейские футболисты отнюдь не выстраиваются в очередь в наши клубы. А если кого-то и удается уговорить, то его трансферная стоимость в два-три раза превышает ту, которую за него готовы были заплатить западные клубы.  Причина – неблагоприятная, по мнению европейцев, социальная обстановка в стране. И бизнесу приходится рублем (точнее миллионами долларов) компенсировать недостаток социальной стабильности.

Так кому все-таки необходим социальный маркетинг?

Сегодня бизнес достиг такого уровня своего развития, когда его уже невозможно рассматривать в отрыве от общества, от общественных интересов и проблем. Многие российские компании сегодня находятся на новом этапе своего развития. Этап накопления капитала пройден, первичные амбиции удовлетворены, бизнес уверенно себя чувствует и рассматривает стратегические программы развития на десятилетия вперед. Именно в таких успешных компаниях рождается понимание социальной ответственности бизнеса. И фактор социальной стабильности начинает играть одну из главных ролей в развитии компании.

Технологии социального маркетинга призваны эффективно справиться с данной задачей.  По большому счету – реализация социально-маркетинговых проектов – это полноценные инвестиции в стабильное и уверенное развитие компании на долгосрочную перспективу.

09.09.2008



Уважаемые господа маркетологи и рекламисты!

Редакция Sostav.ru приглашает профессионалов к сотрудничеству в ведении рубрики "Частное мнение". Если у вас есть опыт, собственный взгляд на ситуацию в той или иной области и тема, которую вы бы хотели обсудить с читателями, присылайте свои работы на news@sostav.ru

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Публикации
2012
развернуть
2011
развернуть
2010
развернуть
2009
развернуть
2008
свернуть
23.12
16.12
09.12
02.12
01.12
25.11
18.11
11.11
07.11
29.10
28.10
23.10
14.10
30.09
29.09
23.09
16.09
09.09
02.09
26.08
19.08
05.08
29.07
08.07
02.07
25.06
19.06
10.06
07.06
03.06
27.05
19.05
15.05
13.05
06.05
ФирмА  
126
29.04
22.04
15.04
08.04
25.03
18.03
11.03
04.03
26.02
19.02
12.02
05.02
01.02
29.01
22.01
15.01
2007
развернуть
2006
развернуть
2005
развернуть
2004
развернуть
2003
развернуть

© Состав.ру 1998-2019, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         18+   Словарь маркетинговых терминов