09 октября 2024 г.
Раскрутка форума. Часть 1-ая, понятийная

Александр Кириллин
Дизайн-студия "Web Otdel"

1.

Достаточно часто приходится слышать на различных форумах вопросы, типа, «Как раскрутить форум? Приделал к сайту, но никто на нем не пишет» или «Как поднять тяжелый форум? Как достичь критической массы, чтобы он стал сам по себе нормально жить?» (эта тема и породила в итоге данный опус). Что это, трата времени или реальный двигатель сайта?
Расставим сразу точки над «i» в последнем вопросе — это трата времени. Очень серьезная трата времени. И это двигатель сайта. Действительно «и», никаких «или». Чтобы что-то работало и плодоносило — надо тратить время и в конечном итоге это окупится сторицей. Если Вы поставили на сайт форумный скрипт, создали соответствующие тематические категории, написали на каждом форуме «Добро пожаловать на наши форумы!» и сидите ждете когда вся эта машина закрутится — скорее всего, Вы действительно потратили время зазря. Если же Вы хотите чего-то добиться на этой почве, приготовтесь к тому, что количество свободного времени значительно уменьшится.

2.

Вместо вопроса «Что сделать для того, чтобы форум начал жить?» для начала стоит немного прояснить вопрос «А зачем, собственно, этот форум нужен?».
Обычно считается, что основных причин две. Первая — это приток нецелевых посетителей на сайт. Действительно, если вы поставили на сайт хороший форумный скрипт, отладили внешний вид форума и он хорошо индексируется поисковыми роботами — можно ожидать заходов посетителей с поисковых систем по самым неожиданным словосочетаниям в тексте записей. А это — повышение посещаемости сайта и, следовательно, рост его позиций в рейтингах (например, в Rambler's Top 100). Кроме того — нецелевые посетители вполне могут превратиться в целевых, если форум их заинтересует.

Второй причиной называется открутка большого количества баннерной рекламы, которую можно разместить на страницах форума. Опять же — это совершенно резонно, даже если Вы повесите всего 3 баннера на каждой странице — скажем, один 468x60 сверху и два 100x100 внизу страницы. При просмотре форума, темы и дальнейшем ответе на нее, посетитель может просмотреть до 10-ти больших баннеров и до 20-ти маленьких. Баннерные показы также легко конвертирутся в дополнительных посетителей сайта.

Однако, есть и третья причина. Форум — это изначально место общения, существующее для обмена мнениями. В общении, как известно, истина не рождается, зато рождается много новых идей, решений различных проблем, возможностей посмотреть на избитое дело с другой точки зрения. Именно здесь, в общении с постоянными и новыми посетителями, могут возникнуть какие-то новые мысли или обнаружатся знания, которые потом можно будет применить с куда большей пользой, чем простое повышение посещаемости сайта или увеличение баннерных показов. Достаточно просто осознать это, и вопрос «Что делать?» можно считать наполовину решенным. Подходите к Вашему форуму не как к раскрутке сайта, а как к месту общения с единомышленниками. И тогда, скорее всего, у Вас получится сделать его посещаемым и полезным и Вашему сайту и Вам лично.

Конечно же, простого этого понимания недостаточно — нужны прямые и конкретные шаги, которые в приближении могут подвести к успеху как можно ближе. Они исключительно просты и прозрачны, нет никаких особенно хитрых приемов.

Раскрутка форума. Часть 2-ая, техническая

1.

Вначале стоит определиться с форумным скриптом. Если у Вас под рукой нет собственного, написанного Вашим программистом, тогда следует остановиться на каком-то из известных решений. Есть бесплатные, есть и те, которые стоят определенных вложений. Почти все работают на связке языка программирования PHP и базы данных MySQL и почти все нынешние хостинг-провайдеры предоставляют эту связку в своих тарифных планах.
Скрипт выбран, форум поставлен на сервер и запущен в рабочем режиме. Теперь надо его модифицировать для лучшего восприятия как посетителями, так и поисковыми системами. За редким исключением эти процедуры надо проделывать почти со всеми форумными скриптами. Для начала следует пробежаться по всем выдаваемым шаблонам и привести их к некой общей оставляющей с дизайном Вашего сайта. Лучше, если у форума будет свое оригинальное и неповторимое лицо и при этом оно будет узнаваемым при взгляде на сайт, которому сопутствует. Хотя и славны форумы не дизайном, а как раз информационной составляющей, но это также будет дополнительным плюсом.

2.

Желательно добиться, чтобы тема сообщения выводилась в начале поля страницы, заголовке и еще в паре мест (к примеру, в элементе «путь» вверху и его копии внизу). Если этого не предустановлено в скрипте сразу (а обычно это так) и Вы не обладаете простейшими навыками правки файлов скриптов — стоит попросить об этом знакомого программиста или поискать на свой страх и риск соответствующую модификацию для данного типа форумов в интернете.

3.

Создайте для форума отдельный домен на сайте — этим Вы также чуть лучше расположите к себе поисковые системы. Наиболее распространенный вариант — поддомен forum на домене Вашего сайта. Впрочем, можно и сразу заложиться на отдельный домен второго уровня, но это вопрос не принципиальный и ничего реально он Вам не добавит, разве только набрать его руками в броузере будет чуть проще.

4.

Следующий шаг — перевод динамической выдачи страниц форума в виртуальную статическую. Это не обязательно, но желательно, так как многие поисковые системы настороженно относятся к динамической выдаче результатов обработки данных, а почти все форумные скрипты выдают результаты в длинной строке с набором многих параметров. Буквально, задача состоит в том, чтобы URL вида:

Cкрипты форумов:
phpBB
vBulletin
UBB

http://forum.сайт.ru/index.php?board=13&threadid=84&messageid=1273

«на лету» превратился в более короткий и понятный, например в такой:

http://forum.сайт.ru/board13/thread84/message1273/

Это делается на уровне сервера. Под повсеместно распространенный Apache существует дополнительный модуль который называется mod_rewrite, чаще всего он уже стоит на сервере у вашего хостинг-провайдера и его надо только подключить. Именно он и занимается подобными преобразованиями. Здесь, Вам, опять же, может помочь поиск подобной открытой модификации для Вашего форумного скрипта, либо придется таки обратиться к помощи знакомого программиста. Документация на русском языке по синтаксису и использованию mod_rewrite имеется в интернете в достаточном количестве.

5.

Наконец, воспользуйтесь возможностями, предоставляемыми файлом robots.txt и запретите к индексации поисковиками все вспомогательные страницы, оставив только главную страницу со списком форумов, страницы отдельных форумов и, собственно, сами страницы с темами сообщений.
Все остальные страницы — регистрация новых посетителей и входа на форум уже зарегистрированных, страница ответа на сообщение, список зарегистрированных членов форума и т.п. — это мусор, они не несут никакой смысловой нагрузки для поисковых систем, а последняя, кроме того, обычно представляет собой подобие каталога ссылок на домашние сайты пользователей, лишь отдающий наружу накопленный вес страниц внутри сайта и ничего не получающий взамен.

6.

В целом, техническая часть работы над форумом, готова. Теперь впереди самое простое и в то же время самое сложное, собственно то, что и подразумевается под «раскруткой форума» — в него надо вдохнуть жизнь, чтобы у него появились регулярные посетители и те, кто забегает лишь изредка, но с ценными мыслями и предложениями, чтобы появились первые забаненные, первый выпуск правил форумов, а за ним и первые модераторы — Ваши добровольные помощники, наконец, чтобы с утра придя на работу Вы вместо того, чтобы заняться делами, первым делом бросились просматривать новые сообщения на форуме.

Раскрутка форума. Часть 3-я, оживляющая

1.

Удобнее начать не с того, что надо сделать для раскрутки форума, а с того, что делать не стоит. Не стоит регистрировать несколько аккаунтов на разных пользователей и создавать видимость оживленной дисскусии по какой-то теме. Cтиль написания сообщений у одного человека, в среднем, один и тот же. Даже если Вы будете стараться «отыграть» роли для различных пользователей, так или иначе Вы когда-то где-то проколетесь и это вряд ли скажется хорошо на репутации форума. Кроме того — это не сильно далеко от обычного почтового спама с подобными же последствиями, просто его другая грань.
Ну и, конечно, это серьезные затраты времени. Походите сразу же более серьезно — потратьте время для привлечения на форум новых посетителей, это будет куда более полезно для форума, чем заполнение его массой сообщений от посетителей виртуальных.

2.

Не создавайте сразу с десяток форумов по всем возможным темам сайта. Начните с минимального — создайте 1 форум, не больше, в дальнейшем форумы будут отпочковываться от основного сами собой. Заведите одного постоянного посетителя на форуме, общайтесь с ним, сначала по теме форума, потом по близким темам в более неформальном ключе, потом и просто «по жизни».
Вопрос о том, как заманить на форум первого постоянного посетителя примерно соответствует вопросу «как привлечь клиента?». А кто его знает, у каждого свои методы. Пишите адресные письма возможным постоянным посетителям с приглашением посетить новый форум. Ходите по другим форумам близких тематик и ненавязчиво переманивайте посетителей к себе. Постарайтесь сделать форум в чем-то уникальным и непохожим на другие близкие тематические форумы. За уникальностью люди тянутся. Да и мало ли других способов. Самое главное — на этом этапе Вы должны постоянно непосредственно участвовать в развивающихся дисскусиях и не прекращать искать новых членов для Вашего форума.

3.

Основная и, собственно, предпоследняя задача — создать костяк аудитории, или, если использовать модное зарубежное слово — коммьюнити. Сплотить посетителей из разроненных индивидуумов в относительно дружную команду, стараясь свое собственное участие немного оттеснить на второй план, но при этом оставаясь основным аккумулирующим стержнем общения. Потому что форум, это все-таки именно Ваш дом.
Как сплотить посетителей? Опять же вопрос из серии общих, но более легкий чем в обыденной жизни. Интернет — это вещь, в целом, безвозрастная. Здесь директор серьезной фирмы может запросто общаться с 15-ти летним подростком, если у них схожие интересы. А в жизни такое случается редко. Коммьюнити можно сплотить почти из любого набора людей, надо только проявить некоторую сноровку. Серьзные конфликты стоит жестко и ровно пресекать, всяческие же новые идеи и веяния — стараться по возможности поощрять.

Единственное, с чем стоит бороться сразу и до конца — это с безграмотностью и попустительством в отношении русского языка. Никто из костяка постоянных посетителей не должен быть безграмотным. Это примерно так же, как если Ваша фирма начнет гнать халтуру, а Вы будете выставлять ее напоказ и гордиться ею. Это допустимо для редких посетителей, но никак не для постоянных членов коммьюнити.

4.

Собрав костяк аудитории ошибочно считать, что уже почти все сделано. Да, основное коммьюнити — это уже почти самодостаточная система, которая может существовать без особого притока новой крови извне, мало того, сплоченный круг постоянных посетителей не очень-то привечает новичков — их вполне устраивает вертеться и в собственном соку. Единственно, чего в этой системе не учтено — без Вашего участия все медленно, но верно, загнется — дисскусии затухнут, огонь на форуме погаснет.
Что делать? Задача последняя. Необходим качественный рывок. Скажем, это может быть, выход новой игры, если у вас игровые форумы, или выход нового программного продукта или какая-то новая сногсшибательная идея. Если такового рывка не намечается — постарайтесь придумать его сами. Экспериментируйте. Главное, что следует получить на выходе — приток новых посетителей на форум должен стать регулярным, частым и постоянным. Старайтесь постоянно развивать Ваши форумы — скажем создать фотогалерею постоянных участников, поймать момент и когда все уже более-менее перезнакомятся и определятся где кто территориально — устроить встречу вживую, организатором ее можете стать вовсе и не Вы сами, кто-то рано или поздно обязательно натолкнется на эту идею. Встречи вживую сближают большинство участников, хотя некоторых могут и отдалить — не стоит этого чураться, рано или поздно это так или иначе произойдет и это вполне нормальное явление, в жизни не всегда все так как в Сети.

5.

Когда аудитория начнет разрастаться лавинообразно — одного форума начнет не хватать. Вот тут и стоит потихоньку начинать отпочковывать новые форумы, уже более четко ориентированные на конкретные тематические вопросы. Делать это стоит мягко, последовательно и постепенно, а не создавать несколько новых форумов за раз. Затем Вы начнете не справляться с потоком новых сообщений — для того, чтобы помочь Вам справиться давно придуман институт модерирования. Здесь, снова пригодится постоянный костяк аудитории — потому как добровольных помощников-модераторов проще и правильней всего набирать именно из их числа.
Если у Вас до сих пор не были написаны правила форума — самое время оформить их первую редакцию. Главное при их написании учесть и четко дать понять — демократии на форуме нет. Все здесь делается по правилам которые написаны для всех, но при этом все подчинено одному человеку — Вам. Это Вы гнете свою линию. Демократию можно вводить лишь тогда, когда сообщество становится настолько большим и разнослойным, что режим линейного руководства уже не справляется. До сих пор ни одно сетевое коммьюнити в мире до таких размеров не доросло, а неуданых попыток введения демократических веяний в меньшем сообществе — огромное количество.

6.

Дальнейшее развитие форумов почти везде идентично. Увеличение количества новичков, постепенная потеря интерса к форумам «старичков», которые не являются модераторами, им уже все это не ново. Чтобы окончательно их не растерять — надо поймать момент и вовремя создать закрытый клубный форум, прием в который осуществляется закрытым голосованием членов клуба. Стоит ожидать, что кроме клубного, на другие форумы «старички» ходить перестанут. И действительно — туда ими будут осуществляться лишь редкие вылазки. Зачем им другие форумы, если у них есть аналог старого первого форума, когда они общались только внутри своей сплоченной аудитории? Однако и сюда изредка стоит принимать новых членов, обновляя состав клуба.
И когда, наконец, Вы обнаружите, что никуда кроме клубного форума Вам, по большому счету, ходить неинтересно, все это немного обрыдло и стало больше рутиной, чем радостью нового дела, механизм налажен, модераторы модерируют, пользователи ходят и общаются уже без всякого Вашего участия — задумайтесь от «отходе от дел» и о том, чтобы поставить вместо себя нового администратора форумов.

Вашей потерей интереса Вы не должны сдерживать развитие форумов. Можно попытаться уговорить на это неблагодарное и времязатратное дело кого-то из костяка аудитории, но в данном случае Вы немного покривите душой, потому как к этому времени почти весь старый состав форума — ваши близкие друзья, а попробовать администратора из новичков — значит почти наверняка рисковать и обеспечить конфликты со «старичками».

К этому времени форумы уже должны приносить Вам некоторый прямой, а скорее косвеный доход. И администратора стоит банально нанять на работу за зарплату. Это самый правильный и действенный способ. Так Вы избежите многих возможных неприятных конфликтов.

7.

И вот после всего этого (для разных форумов к этому моменту пройдет, в среднем, от 3-х до 5-ти лет) — можно откинуться на спинку стула, и уже перебрасывать потихоньку свои ресурсы на другие, новые и интересные проекты.
Но, опять же, не стоит этого делать резко. Вам всеравно придется участвовать в жизни форума и принимать решения, которые может принять только Вы сами. Надо на первых этапах четко отслеживать деятельность нового администратора, может пройти долгое время, прежде чем Вы наконец найдете такого администратора форумов, который устроит и Вас и основные слои посетителей.

8.

Наши форумы, там где мне приходилось достаточно долгое время участвовать в их жизни, выросли вместе с сайтом в крупнейший портал в России по своей тематике, во многом, именно за счет форумов. Оффлайновый контингент в Москве насчитывает около 100 человек, которые в том или ином составе еженедельно по пятницам после работы встречаются более 5-ти лет на постоянном месте сбора, которое сменяется только на зимний период. Те, кто живет рядом друг с другом гораздо регулярнее встречаются по выходным. Благодаря нашим форумам возникло несколько семейных пар, и еще несколько — на подходе. Разводов пока не было.
08.06.2004



Уважаемые господа маркетологи и рекламисты!

Редакция Sostav.ru приглашает профессионалов к сотрудничеству в ведении рубрики "Частное мнение". Если у вас есть опыт, собственный взгляд на ситуацию в той или иной области и тема, которую вы бы хотели обсудить с читателями, присылайте свои работы на [email protected]

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Публикации
2012
развернуть
2011
развернуть
2010
развернуть
2009
развернуть
2008
развернуть
2007
развернуть
2006
развернуть
2005
развернуть
2004
свернуть
21.12
13.12
07.12
23.11
16.11
08.11
02.11
26.10
19.10
12.10
27.09
21.09
31.08
24.08
17.08
10.08
03.08
27.07
20.07
06.07
08.06
25.05
20.04
13.04
30.03
23.03
16.03
02.03
17.02
10.02
04.02
27.01
2003
развернуть

© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         18+   Словарь маркетинговых терминов