14 ноября 2019 г.

Графика для 30-х летних Олимпийских игр в Москве 2012 года



Михаил Губергриц
«Графический комплекс 30-х летних Олимпийских игр в Москве 2012 года»
Дипломный проект в ВАШГД, 2004 год. Руководитель: Э. Кагаров
http://www.designet.ru

Вы помните Олимпиаду-80 в Москве? Тогда я был совсем маленький, но все равно это событие отложилось в памяти... Олимпийский Мишка, парад спортсменов, большие сумки «Олимпиада-80», сувениры, значки, пиктограммы, появившиеся иностранные баночки, да много чего вспоминается. Наверняка эти Игры оставили что-то свое в каждом из нас.

Когда в Высшей академической школе графического дизайна, на курсе у Эркена Кагарова, где я учился, пришло время выбирать тему для дипломной работы, я сразу решил: буду делать фирменный стиль Олимпиады. Вряд ли когда-то еще выпадет возможность сделать такой огромный, интересный и нужный проект. Диплом – это прекрасный шанс показать работу многим людям. К тому же, как раз Москва выдвинула свою кандидатуру на проведение Игр 2012 года, и интерес к этому событию был большой.

Сейчас, когда с момента окончания работы прошло больше полугода и диплом получен, очень хочется рассказать о том, как же она делалась.

Сначала немного цифр. Работа заняла примерно 10 месяцев и полтора гигабайта жесткого диска. Было сделано около 130 вариантов и вариаций эмблемы, замучены расспросами не меньше 30 человек (всем огромное спасибо!)

Ну а потом, все как и должно быть при проведении большой работы: подбор и исследование материалов, консультации, наброски, консультации, работа, выбор концепции, мучения, истерики, смена концепции, работа, работа, работа, предпросмотр, частичное изменение концепции, потом месячная отключка от жизни... Защита. Диплом.

Начал я с изучения истории. Дизайн олимпийских эмблем – это не просто обычный логотип. Это всегда Примета Времени. Интересно при этом то, что все больше времени проходит от момента создания стиля до самих Игр. Сейчас решение о месте проведения принимается за 7 лет до самой Олимпиады, создается стиль по-хорошему еще за один-два года до подачи заявки. То есть, создавая эмблему, надо думать о том, чтобы современно и актуально выглядеть хотя бы через 8-9 ближайших лет. На мой взгляд, создатели официальной эмблемы Москва-2012 не учли этот фактор. Эмблема выглядит безнадежно старомодной уже сейчас.



Одним из моих концептов было создание олимпиады-бренда «М-12», я от него отказался, так как мне это решение показалось слишком практичным, даже циничным, не соответствующим духу Олимпиады, хотя и в духе времени. А вот Мадрид недавно сменил свой логотип – вместо «Madrid-2012» - «2М12»! Французы даже в Олимпиаде видят Любовь, американцы – Свободу, а англичане – Темзу (изгиб ленты следует направлению течения реки по Лондону). Наша же официальная эмблема, как заметил Эркен Кагаров, по видимому, олицетворяет динамику цен на нефть или колебания курса доллара.


Ну а дальше я стал набрасывать варианты знаков. Некоторые из них, на мой взгляд, достойны того, чтобы их показать. Тот вариант, который в итоге я стал делать, у меня в компьютере значился под порядковым номером 123!



В процессе работы я понял, что не могу воспользоваться ни одним из существующих наборных шрифтов. Ну не живут они с этим знаком рядом! Пришлось делать свой. Мне хотелось сделать такой шрифт, в котором был бы минимум элементов, и максимум симметрии и похожих симметричных символов, например: M, W, 3 и E или S и 2.



Работая со шрифтом обнаружил интересную фишку. Если перевернуть слово «MOSCOW» или «МОСКВА» или на 90 градусов, то первые две буквы названия превращаются в цифры «30» - порядковый номер предстоящей Олимпиады! На этом можно было построить целую рекламную кампанию: 30-я Олимпиада уже находится в самом названии нашего города! Эта идея и легла в основу плаката Игр. Перевернутый логотип становится порядковым номером Игр и символическим олимпийским факелом.



Также был сделаны основные элементы фирменного стиля, сувенирная продукция и пиктограммы – символические изображения видов спорта, выполненные в стилистике самого знака.





Но как ни странно, самыми интересными находками этой работы стали элементы, выходящие за рамки обычного фирменного стиля – городские нестандартные носители. В какой-то момент я понял, что работе не хватает какой-то легкости, ощущения праздника. Ведь люди в городе должны понимать что Олимпиада – это карнавал, праздник, радость. И я стал думать над тем, как можно было бы привлечь внимание горожан, обратить их внимание на то, что происходит нечто необыкновенное, нестандартное.







Тогда и появились светофоры с «бегуном» вместо идущего человечка, урны в виде баскетбольного кольца, перетяжки над городом с натянутой между домами волейбольной сеткой и фигурами волейболистов. Таких идей в процессе было множество, в работу вошла примерно треть из всего придуманного. А еще должны были ездить троллейбусы, «переодетые» в спортивную форму, на асфальте должны были появиться беговые дорожки, в автобусах – «гимнастические» кольца вместо поручней!


Кстати, я хорошо ощутил тогда: чтобы работа была интересна, нужно придумывать больше. Коэффициент примерно 1:3 или 1:5, то есть из пяти идей оставляешь одну. Если нужно показать пять вариантов, нужно придумать 15 и выбрать из них лучшие. Тогда работа становится насыщенной, интересной, исчезают проходные, необязательные вещи.


…Еще хотелось бы немного высказаться по поводу официальной версии стиля:

На мой взгляд, такие вещи должны проводиться на конкурсной основе. Например, Лондон проводил открытый конкурс на эмблему игр. Было рассмотрено 1100 вариантов, в жюри помимо высокопоставленных горожан типа Тони Блэра входила масса простых горожан: таксисты, учителя, домохозяйки, которых также выбирали их многих сотен претендентов! Насколько мне известно, на данную работу никакого конкурса не было, по крайней мере, среди тех людей, которые действительно могли сделать что-то хорошее в этой области.

Ну и последнее: общий подход к разработке всего стиля и сайта мало отличается от всей серой массы среднего дизайна, которым мы окружены. Слава богу, вы не видели того, что было до этого сайта!!! Интересно, отдавали ли отчет люди, которые его делали, ЧТО они делают? Или для них нет разницы что делать, стиль для Олимпийских игр или для очередного «жирного» заказчика, который платит?

Не могу найти объяснение тому факту, что слоган московской олимпиады «imagine it now» подозрительно напоминает слоган непосредственных конкурентов – Нью-Йорка-2012 «imagine the olympic games in nyc». Леннон жил, Леннон жив, Леннон живее всех живых! Только вот Нью-Йорк имеет гораздо больше поводов перефразировать известную песню, чем Москва. Если даже это не плагиат, а случайность, то налицо элементарная неинформированность людей в теме. Изучайте матчасть, господа! Не стыдно будет смотреть в глаза конкурентам на презентации заявки?


Вот такая получилась большая работа, такой длинный рассказ. А теперь ссылки для любопытных:
www.moscowstyle.ru – сайт с моим дипломным проектом в более подробном виде

Официальные сайты:
http://www.m2012.ru/ru/ - Москва-2012
http://www.london2012.org/en – Лондон-2012
http://www.madrid2012.es - Мадрид-2012
http://www.nyc2012.com - Нью-Йорк-2012
http://www.parisjo2012.fr/fr/index.jsp – Париж-2012

Большое спасибо, всем кто помогал в работе, особенно Эркену Кагарову, Сергею Ивановичу Серову, Маше Ратиновой, Светлане Майбродской, Тимофею Кордонскому, Саше Островской, Кате Мельник, преподавателям ВАШГД. Спасибо творческому коллективу Олимпиады-80 за вдохновение. Спасибо за проявленный интерес и поддержку ребятам из Designet.

Любите то, что делаете. Делайте то, что любите!
Миша Губергриц
info@linii.ru

13.12.2004



Уважаемые господа маркетологи и рекламисты!

Редакция Sostav.ru приглашает профессионалов к сотрудничеству в ведении рубрики "Частное мнение". Если у вас есть опыт, собственный взгляд на ситуацию в той или иной области и тема, которую вы бы хотели обсудить с читателями, присылайте свои работы на news@sostav.ru

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Публикации
2012
развернуть
2011
развернуть
2010
развернуть
2009
развернуть
2008
развернуть
2007
развернуть
2006
развернуть
2005
развернуть
2004
свернуть
21.12
13.12
07.12
23.11
16.11
08.11
02.11
26.10
19.10
12.10
27.09
21.09
31.08
24.08
17.08
10.08
03.08
27.07
20.07
06.07
08.06
25.05
20.04
13.04
30.03
23.03
16.03
02.03
17.02
10.02
04.02
27.01
2003
развернуть

© Состав.ру 1998-2019, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         18+   Словарь маркетинговых терминов