14 октября 2024 г.

Занимательная топонимика

Сергей Малайкин
управляющий партнер студии RTM


Заезжий путник, двигаясь по дорогам Московской области, поразится невиданным названиям, украшающим многочисленные рекламные щиты. Вот пронеслись мимо Риверсайда, а там уж показался Праймвилл. Радуга раскинулась над Европой Хилл, а как привольно дышится близ Гринфилда! Что же до Шервуда, то здешние места по красоте не уступят даже Фирсановке Лайф.

Подобный щит, помещенный между указателями на какие-нибудь Вешки и Крюково, смотрится лощеным столичным карьеристом в обществе провинциальной родни, всех этих Марфушек и Иван Степанычей. Сам-то давно уже не Фимка, и даже не Ефим, а Фемистоклюс.

Названия сочиняет народ. В данном случае народ-сочинитель трудится в маркетинговых отделах продающих компаний, да еще в агентствах, берущихся за деньги заказчика вложить в название «премиальность». Так вложить, чтобы при каждом произнесении или прочтении премиальность угадывалась без усилий, как заветное желание второклассника.

Вот буклет поселка «ПалаттИно» с последней Millionaire Fair (наименование местечка изменено). Предположу, что название рождалось примерно так. Сцена продажи:

Агентство (проникновенно):
- Палаттино – это гармоничное соединение палаццо и андантино. Палаццо – это дворец. Андантино – это не спеша. Это уединенная роскошь, исполненная неспешных размышлений на лоне природы.

Клиент (сомневаясь):
- Как-то оно неожиданно… палаттино. Живем в ПалаттИно… Мы из ПалаттИно. Иностранное какое-то, нет?

Агентство (напористо, с воодушевлением):
- Космополитичность наименования является его достоинством. Заметьте, мы скоро вступаем в ВТО. И оно легко и естественно приживется в русском языке, в котором уже есть и палата, и андантино.

Клиент (сдаваясь):
- Ну, в принципе, верно. Есть же у нас вон и сити, и хаусы. Народ привык.

Агентство (утвердительно):
- И на наше русское «ПалАтино» смотрите как похоже.

Клиент:
- А охраноспособно?

Агентство:
- Еще как!

Раз, два, три, продано.

В результате нам открывается фантастический вид. Московская область отдана в аренду племенам неясного происхождения. Англичане? Итальянцы? Немцы? Французы? Их языки спокойно произносят «Барвиха Хиллз». Ничего, что там внутри засело веселое ха-хи, или что для местных это звучит как Джон Треухов. Что поделать, иностранцы.

Есть в подобном топонейминге что-то неловкое – как если бы вы изо всех сил старались выглядеть изысканно. Эта старательность обескураживает, как дорогостоящий, но все же несколько развязный сервис.

Обращаюсь к тем, кто сейчас придумывает или принимает название очередного элитного коттеджного поселка. Ваши покупатели по-прежнему живут в России и все еще говорят по-русски. И покупают не «премиальность», а свежий воздух, покой, красоту и естественность – ровно то, что отсутствует в именах-мутантах, увидевших свет в результате жестких лингвистических опытов.

Транснациональные неологизмы хороши там, где происходят быстрые надграничные изменения – компьютеры, медицина, электроника, машиностроение, добывающая индустрия, космос. Но причем здесь коттеджные поселки? Разве что так: привычка давать причудливые, фантастические имена на иностранный манер была свойственна провинциальным дворянам с комплексом неполноценности по поводу «столиц».

Давайте вспомним традицию. Имения состоятельных семей прошлого назывались на деревенский лад – Спасское-Лутовиново, Шереметьево, Останкино, Ясная Поляна, Михайловское, Архангельское. Есть также вполне благозвучные Пестовская Гавань, Ливадия на Истре, Соловьиная Роща. Наконец, есть Жуковка, Завидово, Рублево-Успенское, Николина Гора, Барвиха. Кажется, эти названия звучит вполне премиально.

Может быть, уже достаточно Фемистоклюсов? Как вам кажется?

Фото: Британская высшая Школа дизайна

25.03.2008



Уважаемые господа маркетологи и рекламисты!

Редакция Sostav.ru приглашает профессионалов к сотрудничеству в ведении рубрики "Частное мнение". Если у вас есть опыт, собственный взгляд на ситуацию в той или иной области и тема, которую вы бы хотели обсудить с читателями, присылайте свои работы на [email protected]

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Публикации
2012
развернуть
2011
развернуть
2010
развернуть
2009
развернуть
2008
свернуть
23.12
16.12
09.12
02.12
01.12
25.11
18.11
11.11
07.11
29.10
28.10
23.10
14.10
30.09
29.09
23.09
16.09
09.09
02.09
26.08
19.08
05.08
29.07
08.07
02.07
25.06
19.06
10.06
07.06
03.06
27.05
19.05
15.05
13.05
06.05
ФирмА  
126
29.04
22.04
15.04
08.04
25.03
18.03
11.03
04.03
26.02
19.02
12.02
05.02
01.02
29.01
22.01
15.01
2007
развернуть
2006
развернуть
2005
развернуть
2004
развернуть
2003
развернуть

© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         18+   Словарь маркетинговых терминов