08 декабря 2016 г.

Открытое письмо Первому заместителю председателя Банка России

Первому заместителю
председателя Банка России
Г. И. Лунтовскому

 


Уважаемый Георгий Иванович!

 На днях в прессе появилась информация со ссылкой на Вас о том, что Банк России вернулся к рассмотрению вопроса о знаке рубля и в ближайшем времени примет по этому поводу решение. Поскольку мы занимаемся разработкой шрифтов, вопрос о знаке рубля для нас является не праздным. Мы с 2007 года с интересом следим за этим процессом и даже участвуем по мере сил. В сообщениях говорится, что Банк России должен разработать и ввести в оборот графическое изображение знака рубля. Хочется сказать пару слов по этому поводу.

Знак рубля, являясь типографским знаком, отличается от товарного знака, эмблемы или логотипа тем, что не может иметь строго определенной геометрической формы и какого-то жестко заданного дизайна. Под графическим образом в данном случае следует понимать графему, т. е., принципиальную конструкцию знака. Знак рубля также как и знаки других валют - доллара, евро или фунта - должен подчиняться общему дизайну шрифта, в состав которого он входит. А именно: иметь определенные пропорции, насыщенность, контраст, общие с другими знаками детали и, что так же важно, соответствовать по ширине цифрам.


Мы почти уверены, что все эти особенности хорошо известны и Вам, и Вашим коллегам, участвующим в принятии решения по выбору дизайна знака. Однако недавний пример с утверждением знака евро, дизайн которого был принят людьми, не представляющими себе, как проектируются знаки шрифта, а также тот факт, что ни один из известных нам шрифтовых дизайнеров не был приглашен для участия в работе думской комиссии, призывает нас перестраховаться. (Напомним, что изначальный дизайн знака евро был настолько нелеп, что реализовать его на практике не представилось возможным. Потребовалось время и силы сотен дизайнеров, чтобы принятый вариант стал тем знаком евро, который мы знаем сегодня.)


 Выбор графемы, как показали те несколько конкурсов, что проводились у нас в стране, при всем разнообразии результатов, если учесть ограничения, накладываемые уже сложившимися традициями и способами практического применения знака, по существу сводятся к трем-четырем достаточно близким вариантам. Выбор из этих вариантов, действительно может представлять сложность, о которой Вы упоминаете, поскольку каждый из них имеет определенные достоинства и недостатки.


В конце 2007 года несколько студий, занимающихся графическим и шрифтовым дизайном, желая поспособствовать скорейшему разрешению вопроса по введению знака национальной валюты, объединились для того, чтобы выбрать из предложенных к тому времени вариантов наиболее удачный и грамотный с точки зрения шрифтового дизайна, и предложить его Центробанку для утверждения, а всем остальным предложить начать им пользоваться. Кроме того, мы попросили дизайнерское сообщество выказать свое отношение к нашему выбору и присоединиться к этой инициативе. На наш призыв откликнулось несколько сотен дизайн-студий.


Мы провели и представили сравнительный анализ возможных графем знака, опубликовали обращение, начали вести список дизайн-студий, выразивших желание присоединиться, и подготовили примеры реализации знака в шрифтах различных типов*. Таким образом, вопрос о дизайне знака нам представляется решенным и Банку России достаточно просто утвердить то, что де-факто уже существует.


Обзор текущего положения дел с использованием нового знака показывает, что понемногу он завоевывает популярность. Разумеется, новый знак не может мгновенно стать массовым. Для этого он как минимум должен быть включен в знаковый комплект используемых шрифтов, которых сейчас в обороте более тысячи. Хорошая новость состоит в том, что все три отечественные компании, которые профессионально занимаются разработкой шрифтов, входят в инициативную группу. Начиная с 2008 года, практически все новые шрифты, выпускаемые в России, включают знак рубля - это уже более трех сотен шрифтов. Более того, две новые большие шрифтовые гарнитуры ПТ Санс и ПТ Сериф, разработанные по заказу Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям и распространяемые бесплатно, включают знак рубля. ПТ Санс был выпущен в конце 2009 года и его уже скачали и используют более сотни тысяч пользователей, он встроен во многие версии системы Линукс, распространяется компанией Гугл через платформу Google Font Directory и его планирует распространять Микрософт в качестве рекомендованного обновления к русским версиям Windows.


По-настоящему широкое использование знака сдерживается тем, что он еще не зарегистрирован консорциумом Юникод, и не имеет фиксированного кода в шрифте, что не позволяет, в частности, ввести его в раскладку знаков на русской клавиатуре. Для того, чтобы знак был зарегистрирован Юникодом, нужно чтобы он был официально принят в России.


Уважаемый Георгий Иванович, мы выражаем надежду, что представленные материалы окажутся полезными, а также облегчат и ускорят процесс выбора графического изображения знака нашей с Вами валюты и наш рубль сможет занять достойное место рядом с долларом (U+0024), евро (U+20AC), йеной (U+00A5), гривной (U+20B4) и тенге (U+ 20B8).


С уважением,
Юрий Гордон, Леттерхед
Артемий Лебедев, Студия Лебедева
Эмиль Якупов, ПараТайп



Сравнительный анализ возможных графем знака рубля
Текст обращения и список присоединившихся дизайн-студий
Примеры реализации знака в шрифтах различных типов
Знак в поддержку кампании в векторе

02.11.2010



Уважаемые господа маркетологи и рекламисты!

Редакция Sostav.ru приглашает профессионалов к сотрудничеству в ведении рубрики "Частное мнение". Если у вас есть опыт, собственный взгляд на ситуацию в той или иной области и тема, которую вы бы хотели обсудить с читателями, присылайте свои работы на news@sostav.ru

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Публикации
2012
развернуть
2011
развернуть
2010
свернуть
21.12
14.12
09.11
02.11
12.10
14.09
31.08
03.08
27.07
20.07
06.07
29.06
08.06
01.06
28.05
25.05
25.05
18.05
05.05
27.04
20.04
13.04
06.04
30.03
02.03
19.02
16.02
19.01
2009
развернуть
2008
развернуть
2007
развернуть
2006
развернуть
2005
развернуть
2004
развернуть
2003
развернуть

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         18+   Словарь маркетинговых терминов