06 декабря 2016 г.

Теория и практика

Жанна Волкова, Менеджер по маркетингу
международной компании по предоставлению услуг
в области управления персоналом Kelly Services

Почти два года кризиса сильно изменили российский рынок труда – его уже нельзя назвать «кандидатским», каким он был в 2007 году, когда работа сама искала своих героев. Особенно сильно снизился спрос на специалистов в начале карьеры и студентов. В то же время многие отделы в компаниях сильно «обескровлены» и хорошо, если в них работает хотя бы половина от докризисного количества специалистов.

Экономическая ситуация в России медленно выправляется и оставшиеся на плаву компании спешно планируют массу мероприятий по захвату драгоценных долей рынка –  при этом рук часто не хватает, а увеличивать их количество руководство не намерено. Как тут не вспомнить о практикантах и стажерах?!

Сегодня многие молодые люди заинтересованы в работе в крупных корпорациях и больших международных компаниях. Это стремление, как правило, связано с желанием обрести стабильность в четко организованной структуре, гарантированный карьерный и профессиональный рост, а также, в перспективе, известное имя/ бренд в своем резюме или портфолио.

Наличие даже самого «красного» диплома, совсем не означает, что вчерашний выпускник умеет выполнять работу по специальности. Сегодня работодатели предпочитают зрелых специалистов, в обучение которых не придется вкладывать дополнительные средства.

Не имеющим опыта работы выпускникам и студентам стало невероятно сложно найти работу в крупных компаниях, так как в условиях сокращения расходов на обучение и достаточного количества кандидатов на рынке работодатель в большинстве случаев предпочтет взять на работу более опытного специалиста.

Молодежь попадает в сложную ситуацию: без опыта на работу не берут, а так как не берут, опыт не появляется.

Наиболее простым и, следовательно, гениальным решением этой проблемы является  прохождение преддипломной практики или стажировки в интересующей компании. Многим студентам не важно, как называется позиция, и на первых порах даже не важно, что за нее не платят. Важно, что именно делать, в какой компании и помогает ли выполнение этой работы приобретать полезные для будущей специальности навыки.

Согласно социологическим опросам, проведенным в США, для того, чтобы в компании был необходимый для развития уровень творческого потенциала, около 7% сотрудников должны иметь опыт работы менее полугода.

Иными словами, каждой компании необходима «свежая кровь», молодые люди с новым, не «замыленным» взглядом на вещи, с нетрадиционным подходом к решению текущих задач.

В отличие от большинства российских компаний, западные давно привыкли к присутствию стажеров и практикантов, поэтому последние не просто сидят и перекладывают бумажки, а выполняют различные поручения, что помогает им научиться чему-то новому и в то же время принести пользу компании. Работа стажера там – череда коротких (4-5 дней) проектов в разных подразделениях компании.

В ходе исследования, проведенного в Kelly Services по результатам программы привлечения стажеров и практикантов в 2009 году, было установлено – только половина приходящих молодых людей интересуются профилем деятельности компании, остальные заинтересованы в получении опыта в отделе маркетинга (27%), бухгалтерии и финансах (11%), управления персоналом (7%) и других (6%). Около четверти молодых людей стремятся принять участие в работе более чем одного подразделения компании.

Основное количество практикантов прогнозируемо приходится на летние месяцы – июль и август, когда в компании одновременно стажировалось до 25 человек. В среднем на постоянной основе практику проходили 7-10 человек.

В 90% случаев практиканты и стажеры – это студенты или недавние выпускники в возрасте от 18 до 25 лет, лишь 10% из них оказались старше 25 лет и воспользовались практикой с целью смены профессии. С большим отрывом лидируют гуманитарные специалисты, доля физиков и математиков составила менее 10% от общего числа.

Работа со стажерами и практикантами

В России, в отличие от большинства западных стран, процесс прохождения студенческой практики у самих студентов ассоциируется в основном с низкоквалифицированным трудом на заводах и в колхозах, за что отдельная благодарность нашим бабушкам и дедушкам, с таким увлечением рассказывающим о том, как весело они ездили «на картошку».

Специализированных онлайн ресурсов, объединяющих работодателей и студентов в нашей стране по большому счету нет. Для сравнения, немецкие студенты, как правило, обращаются именно к помощи интернета, благо, так называемых «онлайн-бирж для практикантов» в сети достаточно. Студенты на этих сайтах могут найти не только объявления о вакансиях различных компаний, но и советы по прохождению всей процедуры стажировки – от подачи заявки, до получения свидетельства о практике.

В России с задачей привлечения практикантов, в общем, справляются стандартные ресурсы по поиску работы, а также корпоративные сайты, где многие заблаговременно заводят отдельный раздел для студентов с информацией о возможности прохождения практики или стажировки.

В большинстве случаев, практиканты слабо представляют для чего они приходят в ту или иную компанию. У них есть предписание ВУЗа и туманная необходимость собрать фактический материал для написания дипломной работы. По-хорошему же, им важно понять, чем настоящая работа отличается от учебы и правильно ли они выбрали специальность.

Стоит отметить, что не все практиканты приходят с готовностью сворачивать горы. Многие не видят разницы между практикой, стажировкой и работой, удивляются, что такая практика может не оплачиваться и пр. К вопросу отбора наиболее достойных кандидатов, как и к процессу подбора нового сотрудника, лучше подключить HR-отдел. Их наметанный глаз гораздо быстрее определит наиболее мотивированных и полезных делу.

Несмотря на проведенный отбор, к каждому пришедшему все равно нужен особый подход. Для студента практика, как первая работа – долгожданная возможность самореализации и очень важный опыт. От того положительный он будет или отрицательный, возможно зависит вся его дальнейшая карьера и даже жизнь.

Основные навыки, в приобретении которых заинтересованы стажеры и практиканты (согласно опросу Kelly Services):

·           практика иностранного языка,

·           работа с различными компьютерными программами,

·           работа с ERP системой,

·           организация рабочего процесса,

·           способность работать в мультизадачном режиме,

·           структурирование и анализ информации,

·           самостоятельное ведение проекта.

С вновь пришедшим практикантом обязательно нужно провести ознакомительную беседу (после обязательного инструктажа по технике безопасности), в ходе которой стоит выяснить, что конкретно его интересует в работе отдела и чему бы он хотел посвятить свое время. Исходя из этой информации, студенту можно предложить, например, два варианта прохождения практики:

·        если позволяет время, предложить реализовать какой-либо проект самостоятельно. При этом следует помнить, что именно самостоятельно реализованный проект мотивирует стажеров на продуктивную работу больше всего. Доверив им что-то, вы наверняка увидите те самые «горящие глаза».

·        принять участие в работе различных подразделений отдела поочередно. Этот вариант больше подходит для случаев, когда у практиканта совсем немного времени – 1-2 недели и отдельный проект он, скорее всего, реализовать не успеет.

Вариант, когда студенту будет предложено нечто неинтересное и рутинное – обновление базы данных или презентаций, обзвон по этой базе, перевод текстов, презентаций и пр. будет, скорее всего, воспринят с покорным молчанием, а результаты вполне удовлетворительными, но впечатления от подобной практики у студента останутся не самые радостные. А ведь именно за это настроение, в конечном счете, и ведется борьба, так как «сарафанное радио» еще никто не отменял. Студент, которому понравилось работать у вас, наверняка расскажет о своем положительном опыте своим друзьям и сокурсникам. Те, в свою очередь, передадут весть дальше и так далее, и так далее.

Обязательно проведите для практиканта небольшую экскурсию по офису, покажите, где находится столовая и туалет, познакомьте со своими коллегами. Кроме того, в ходе самой практической работы, проводите с молодым человеком промежуточные беседы – рассказывайте о структуре подразделения, его основных задачах и ближайших проектах. Таким образом, у студента не должно возникнуть ощущение одиночества и ненужности.

В ходе реализации какого-либо проекта сразу стоит наметить определенные «точки сверки» – встречи,  на которых практикант может поделиться своими успехами и задать волнующие его вопросы.

По итогам практики молодому человеку лучше всего выдать рекомендательное письмо на бланке организации. Такие письма, особенно если они составлены не как обычно «с первых дней практики активно включился в работу отдела», «за период прохождения практики зарекомендовал себя прилежным студентом», а в нестандартной манере, очень ценятся молодежью, так как являются своеобразным «знаком качества» для будущих работодателей.

Помните, имидж хорошего работодателя формируется именно из таких, казалось бы, незначительных эпизодов, которые, однако, в средне- и долгосрочной перспективе складываются в успех компании – недаром большинство крупных компаний ведут со студентами планомерную работу.

И последнее, некоторые из этих ребят все же останутся у вас работать. Их стиль работы, драйв и жизнерадостность настолько придутся вам по душе, что вы не сможете с ними расстаться… Да и зачем?

08.06.2010



Уважаемые господа маркетологи и рекламисты!

Редакция Sostav.ru приглашает профессионалов к сотрудничеству в ведении рубрики "Частное мнение". Если у вас есть опыт, собственный взгляд на ситуацию в той или иной области и тема, которую вы бы хотели обсудить с читателями, присылайте свои работы на news@sostav.ru

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Публикации
2012
развернуть
2011
развернуть
2010
свернуть
21.12
14.12
09.11
02.11
12.10
14.09
31.08
03.08
27.07
20.07
06.07
29.06
08.06
01.06
28.05
25.05
25.05
18.05
05.05
27.04
20.04
13.04
06.04
30.03
02.03
19.02
16.02
19.01
2009
развернуть
2008
развернуть
2007
развернуть
2006
развернуть
2005
развернуть
2004
развернуть
2003
развернуть

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         18+   Словарь маркетинговых терминов