08 декабря 2016 г.

Хватит плодить себе проблемы! О девальвации образования в дизайне

Виктор Кухарский
Генеральный директор Промышленно-консалтиговой
группы "Развитие"

Наступил новый учебный год - повод отрефлексировать состояние российского профильного образвания, в частности, в области дизайна. Генеральный директор Промышленно-консалтиговой группы "Развитие" Виктор Кухарский в своем комментарии диагностирует глубокий кризис системы подготовки дизайнерских кадров.

В последние годы в СМИ доминирует искаженный и в чем-то даже противоестественный взгляд на проблемы высшего образования. Это видно уже по тому, что эти обсуждения вращаются либо вокруг самой системы образования, как самостоятельной епархии, либо вокруг государства, как контролирующей инстанции. Это все равно, как если бы проблемы отечественного автопрома пытались решить, исходя из внутризаводской ситуации ВАЗа и мнения таможенных органов, оставляя в стороне потребителя. Единственный здравый критерий оценки работы системы образования - это выпуск специалистов, качество и количество которых в точности соответствует потребностям тех отраслей, где эти специалисты будут работать. И критерии, по которым должен оцениваться процесс подготовки этих специалистов, должна порождать не система образования и не государственные мужи, а исключительно отраслевые эксперты и работодатели. Это вопрос отраслевой самоорганизации. Отраслевая самоорганизация, как высшая инстанция для системы образования, способна решить многие ее проблемы, в том числе низкое качество выпускаемых специалистов и коррупцию в вузах. И наоборот, многие проблемы, которые мы привычно относим к компетенции вузов, на самом деле являются следствием недостатка отраслевой самоорганизации, когда отрасль сама закрывает глаза на процесс воспроизводства кадровой смены.

Востребованность высшего образования связана и с возможностями успешной карьеры, и с возможностями самореализации личности, что для современных молодых людей не менее важно. Однако, в отсутствие отраслевых ориентиров, многие выпускники средних школ хотят просто получить высшее образование, не очень задумываясь о том, по какой конкретно специальности они хотели бы работать по окончании высшего учебного заведения. За них этот очень часто выбор делают родители. В итоге молодёжь получает не те специальности, которые нужны в современной экономике и социальной сфере, и не те, которые соответствуют задаткам и способностям большинства из них.

Еще хуже то, что у молодых людей воспитывается инертное и пассивное отношение к процессу овладения знаниями и навыками. Ведь сегодняшние студенты должны готовить себя не к современной экономике, а к той, которая будет через 5-7 лет. Их знания через 5-10 лет работы существенно устареют, поэтому в высшей школе нужно не столько получать конкретную специальность, сколько обучаться умению постоянно повышать свою квалификацию и адаптироваться к новым потребностям экономики и социальной сферы. В современном управлении всё важнее становятся новые идеи и проекты, которые оказываются способны создавать и разрабатывать не узкие специалисты даже высокой квалификации, а специалисты широкого профиля, которые в течение всей активной жизни находятся в ситуации самообучения и творческого поиска. Поэтому в современной ситуации очень часто выпускники высших учебных заведений успешно работают не по своим специальностям. Например, географы становятся успешными политологами, математики - финансистами, специалисты по эксплуатации железных дорог - страховыми агентами и т.п.

С другой стороны, возникшие недавно ВУЗы, как грибы после дождя, предлагают на первый взгляд "актуальные и востребованные" специальности, которые исподволь разрушают экономику. Остановлюсь подробнее на близкой для меня теме - подготовке специалистов-дизайнеров. 20 назад в творческий ВУЗ лет поступить было крайне сложно. Был очень большой конкурс. В Строгановку на кафедру графического дизайна было 11 человек на место. При этом огромное количество соискателей просто не допускали к экзаменам. Чтобы пройти стартовый барьер, требовалась действительно сильная мотивация абитуриента. Возрастной ценз был 34 года. Не поступил - все, забудь о высшем образовании или получай его заочно, а это уже совсем не то. Во многих отраслях высшее образование в Советском Союзе приравнивалось к титулу дворянина в царской России. Иерархия ВУЗов была выстроена по категориям: были престижные, а были не очень, и это сказывалось на дальнейшей карьере выпускника.

Сегодня ситуация совершенно другая. Дикий, стихийный рынок и здесь "похозяйничал". Многие ВУЗы, чтобы поднять свой статус до университета стали включать весь спектр дисциплин, подчас не профильных. Теперь дизайнеров (графических дизайнеров) готовят почти все ВУЗы. К чему это привело? Не стало естественного отбора творческих личностей - принимают почти всех. Заплатил - учись, пожалуйста! Девальвировалось само понятие дизайн. "Дизайн ногтей", "Дизайн мусорных бачков". Ведь так приятно осознавать, что что-то называется таким красивым словом design! И никого не волнует, что эта профессия уж более не востребована сейчас в мире бизнеса, где каждый неосторожный шаг делает последствия кризиса еще больнее, а каждый потраченный рубль идет за два. Цены на дизайн-услуги упали. Всегда найдется тот, кто сделает проект дешевле. О качестве никто не говорит.

Отсюда и недоверие к русским дизайнерам у себя в стране, ведь они "опускаются" во всем: в цене, качестве, креативу, сроках, здравом смысле, наконец. Вспомним, кому отдают заказы на ребрендинг крупные корпорации? МТС, Би Лайн, РЖД, Сбербанк, ВЭБ, Сухой Super Jet - вот только несколько компаний, которые отдали свои деньги зарубежным дизайнерам. Известный британский дизайнер Теренс Конран утверждал, что дизайн только на 2% состоит из творчества, и на 98% - из расчета и здравого смысла. Видимо западные дизайнеры в большей мере обладают здравым смыслом, нежели отечественные. И сетовать на российские корпорации, которые отдают свои серьезные заказы за рубеж, не следует. В конечном итоге дизайн должен продавать. Если зарубежный дизайн продает лучше, пускай они работают с Wolf Olins, The Square….

Как отечественным дизайнерам решить указанную проблему, навести порядок в отрасли, наладить подготовку качественной смены? Я не даю советов и рекомендаций - это уже следующий шаг, который можно будет сделать только после осознания проблемы. В данном случае я ставлю диагноз. И мой диагноз таков - Вузы выпускают очень много ненужных, неквалифицированных и немотивированных на профессиональный рост специалистов, в частности дизайнеров.

 

08.09.2009



Уважаемые господа маркетологи и рекламисты!

Редакция Sostav.ru приглашает профессионалов к сотрудничеству в ведении рубрики "Частное мнение". Если у вас есть опыт, собственный взгляд на ситуацию в той или иной области и тема, которую вы бы хотели обсудить с читателями, присылайте свои работы на news@sostav.ru

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Публикации
2012
развернуть
2011
развернуть
2010
развернуть
2009
свернуть
29.12
22.12
08.12
01.12
24.11
13.11
27.10
20.10
06.10
29.09
29.09
22.09
15.09
08.09
02.09
01.09
25.08
18.08
14.07
07.07
03.07
23.06
16.06
09.06
26.05
19.05
05.05
28.04
14.04
10.04
07.04
31.03
24.03
17.03
13.03
10.03
04.03
27.02
17.02
11.02
03.02
27.01
20.01
13.01
12.01
2008
развернуть
2007
развернуть
2006
развернуть
2005
развернуть
2004
развернуть
2003
развернуть

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         18+   Словарь маркетинговых терминов