10 декабря 2016 г.

Поколение осликов Иа

Олег Ткачёв, директор по маркетингу и стратегическому планированию Soldis Communications
Обсуждение кризиса проходит на редкость слаженно и в унисон. Складывается ощущение, что его все ждали, предсказывали, его масштабы понятны и просчитаны и разговор идет в русле "правильно движемся по просчитанной траектории".

Почему столь единодушно общество? Почему замедление роста ВВП с 6% до 3% уже воспринимается, как катастрофа?

На мой взгляд, кризис отразил внутреннюю неуверенность, царившую в умах разных слоев населения и наемных работников и владельцев бизнеса.

Настроение первых описывалось фразой "слишком все хорошо, так не может быть долго, скоро что-то случится". Часто можно было слышать фразы типа "ажиотаж, как в начале 98 года" и общий вывод "добром не кончится". Для обывателя рост 2000-х выглядел аномально: с одной стороны зарплата у многих выросла за пару лет в разы, деньги можно было получить в кредит под один паспорт, а с другой - длинные очереди за отнюдь не дешевыми машинами за 20 - 30 тысяч долларов и растущие по экспоненте цены на недвижимость. Складывалось ощущение, что крупные компании и не пытаются заработать на увеличении объемов продаж (машин, метров и т.п.), а настроены "срубить бабла" на каком-то краткосрочном всплеске спроса за счет повышения прибыльности, не развивая свое производство, пока наивные потребители несут свои денежки.

Владельцы бизнесов в свою очередь изумлялись растущим как на дрожжах продажам, увеличивали все составляющие своего бизнеса, настолько быстро, насколько хватало их организационных способностей, с удивлением обнаруживали, что за компанию, которая несколько лет назад еще была средней фирмой сегодня платят сотни миллионов долларов, а от финансовых консультантов, предлагающих проведение IPO нет отбоя. Поведение покупателей также изумляло: добавление слова Premium и золотых полосочек на упаковку увеличивало не только цену продажи, но и объемы. Что противоречило графикам из учебников по маркетингу, но не мешало руководителям нанимать маркетологов, а также любых других специалистов в больших количествах, поскольку в гонке взрывного роста осознавать реальную необходимость компании в кадрах у них не было времени. В редкие минуты передышек владельцы удивлялись происходящему и не находя для себя приемлемых объяснений в глубине души добра не ждали, однако возвращаясь к текучке не могли заставить себя вырваться их гонки с такими же как они.

Кризис позволил им выпустить наружу все затаенные страхи и сомнения и под нож полетело все: новые проекты, кадры, бренды… Если еще пару месяцев назад владельцы вели между собой очный и заочный спор кто быстрее развивается, то теперь "тема дня" кто быстрее сокращается. Тут проклюнулся еще один рефлекс: они дружно попросили денег у государства, благо появился новый аргумент.

Все это напоминает не продуманную стратегию реакции, а поведение под воздействием стадного чувства и внутренних фобий. Львиная доля работников руководствовалась правилом "бегу туда, где больше платят, чтобы купить машину не хуже чем у соседа" не задумываясь о том, как будет выглядеть их резюме через 7-10 лет и какого профессионального уровня им удастся достичь. Большая часть владельцев уверовала, что оценки аналитиков из консультационных компаний важнее для бизнеса, чем реальные показатели деятельности и инвестиции в развитие собственно того, что они предлагают потребителям: своих товаров или услуг.

Ни работники, ни владельцы, как оказалось, не умели планировать свое будущее, все мы плыли по течению, и когда всем нам показалось, что река потекла в обратную сторону, с готовностью согласились с этим и увлеченно подгребли назад.

Проблема в том, что мы - поколение не умеющее жить в условиях активного и планомерного экономического роста. Мы просто не знаем, как это, что с этим делать, как об этом писать, как работать, как планировать рост компании, страны и как планировать свой личный бюджет.

Вспомните, какие экономические периоды пришлись на долю тех, кто начал работать в 80-е или позже в СССР и в России? Затухающий рост 80-х, прошедший под девизом "если вчера не рвануло, сегодня руками ничего не трогать", приучивший многих к глубокому безразличию и индифферентности и перешедший в жесткий кризис 90-х. Небольшие локальные вспышки активности и роста середины 90-х, выдвинувшие вперед людей азартных, экстрималов с жестким характером и закончившиеся кризисом 98 года. Удививший всех рост начала 2000-х, плавно перетекший в ценовую и зарплатную истерию.

Мы поколение, отлично умеющее падать. Мы всегда к этому готовы, мы его всегда ждем, и у нас в запасе большое число мудрых и точных поговорок на сей счет. Не в том смысле, что мы группируемся при падении, делаем запасы, подстилаем подушки… Нет, хорошее падение - внезапное, болезненное, чтобы мы могли издать полный безмерной печали стон в котором будет слышна вся наша боль и рефреном звучать фраза: "Так я и знал!".

Мы - поколение осликов Иа. Мы отлично умеем впадать в отчаяние и ходить стадом.

А каждому встречному, каждое утро мы всю нашу сознательную жизнь готовы сказать: "Добрый утро, медвежонок Пух. Если это утро доброе. В чем я лично, сильно сомневаюсь".

У нас не денег, у нас здорового и спокойного оптимизма не хватает.
09.12.2008



Уважаемые господа маркетологи и рекламисты!

Редакция Sostav.ru приглашает профессионалов к сотрудничеству в ведении рубрики "Частное мнение". Если у вас есть опыт, собственный взгляд на ситуацию в той или иной области и тема, которую вы бы хотели обсудить с читателями, присылайте свои работы на news@sostav.ru

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Публикации
2012
развернуть
2011
развернуть
2010
развернуть
2009
развернуть
2008
свернуть
23.12
16.12
09.12
02.12
01.12
25.11
18.11
11.11
07.11
29.10
28.10
23.10
14.10
30.09
29.09
23.09
16.09
09.09
02.09
26.08
19.08
05.08
29.07
08.07
02.07
25.06
19.06
10.06
07.06
03.06
27.05
19.05
15.05
13.05
06.05
ФирмА  
126
29.04
22.04
15.04
08.04
25.03
18.03
11.03
04.03
26.02
19.02
12.02
05.02
01.02
29.01
22.01
15.01
2007
развернуть
2006
развернуть
2005
развернуть
2004
развернуть
2003
развернуть

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         18+   Словарь маркетинговых терминов