11 декабря 2016 г.

Как я работал в консалтинговой фирме

Валентин Мурзаев, маркетолог-аналитик,
г.Пермь
Всем известно, что консалтинг – это не просто консультирование. А консультирование, проводимое суперпрофессионалами за соответствующую сумму. И консалтинговые фирмы – это как раз сообщества таких суперпрофессионалов, которые с успехом решат любую проблему предприятия. Попасть в такое сообщество – что еще может пожелать любой специалист, желающий получить бурный профессиональный рост?

В определенный момент и я сказал себе: ХОЧУ РАБОТАТЬ В КОНСАЛТИНГОВОЙ ФИРМЕ! И вот, не прошло и недели, как такое предложение я нашел, прошел собеседование, тестирование и получил вердикт: принят!

Это вроде бы было уже невозможно, но эйфория по поводу трудоустройства усилилась в первый же день. В просторном евроофисе меня посадили за отдельный стол со всеми необходимыми условиями для успешного выполнения своих служебных обязанностей.

Итак, вперед, вслед за опытными и образованными  наставниками, к вершинам профессионального мастерства!


-1-

…На третий день работы получаю ответственное задание. Доделать отчет по одному небольшому сегменту рынка. По сегменту страшно технологизированному, «би-ту-бишному», как сейчас любят говорить. На вопрос о сроках был получен ответ «вчера» (как потом выяснилось, стандартный в данной фирме).

И вот я смотрю текст, сработанный до меня. Как обычно, сначала идет общая часть – обзор рынка в целом. Потом – специальная: описание и результаты исследований. В конце – общие выводы. И поначалу совершенно не врубаюсь: предмет исследования изложен так, что мне мало что становится понятным даже после 3-х прочтений. Естественно, возник вопрос «что и откуда», стал искать список источников. Ан нет, написание библиографий – удел студентов и дилетантов, но уж никак не суперпрофессионалов!

Поскольку в файле с замечаниями руководства по тексту было использовано обращение «Маша», я тут же нашел работницу отдела с таким именем, но та отговорилась, что это было написано еще в те далекие времена, когда ее работы здесь и в проекте не было. После этого до меня дошло, что автор – никто иной, как наш зав Мария Сергеевна. Но ее как назло не было на месте.

И тут я вспомнил о существовании такой замечательной вещи, как Интернет. И почему-то поначалу взял сразу целый абзац, загнал его в поисковую строку «Яндекса» и – о чудо! – он в неизменном виде уже есть во всемирной Сети. «Неужели наше чудо коммерческой мысли уже где-то опубликовано?» – изумленно подумал я. Но найденная статья к нашей фирме никакого отношения не имела. Хотя и имела непосредственное отношение к предмету исследования. Еще несколько абзацев из найденной статьи тоже оказались знакомыми: они уже были в тексте нашего отчета в других местах.

Взял еще один неопознанный абзац из текста нашего отчета, и фокус повторился.

Через полчаса такого «сканирования» я нашел почти все источники сведений, и прояснилась общая картина. Были взяты 3 статьи на тему и разбросаны по разным местам (абзац – туда, абзац – сюда!). И таким образом было составлено процентов 80 текста первых двух глав. Оставшиеся 20% тоже были написаны в одном стиле; видать, соответствующую статью из всемирной паутинки изъяли где-то год назад, и в браузерах она не отображалась.

Вот уж воистину сказано: век живи – век у профессионалов (коим, несомненно, была и есть Мария Сергеевна) учись. И при этом все равно помрешь невеждой и дилетантом, глядя на мудрое начальство снизу вверх благоговейными глазами.

P.S. Как потом выяснилось, этот отчет уже к тому моменту кое-кому продали. Т.е. взяли предоплату, отослав первоначальный вариант (потом, собственно, в нашей замечательной фирме и спохватились, что отчет недоработан).

Вот как надо в нашем мире деньги делать!


-2-

Для того, чтобы успешно выжимать все, что можно, из своего персонала, необходимо четко представлять себе все возможности данного ресурса.
Если верить современным психологам, эти возможности безграничны.

Помните о том, что в сутках целых (!) 24 часа, а для сна достаточно, согласно мнению великого Наполеона, каких-то шести с половиной часов!
Так пусть все остальное время сотрудник посвящает работе и еще раз работе. Есть, спать, работать… Анонимные трудоголики всего города, объединяйтесь!

Распишите для сотрудников режим работы поминутно, заведите папку записей времени прихода и ухода,
каждое утро вручайте список заданий и проследите, чтобы все пункты были завизированы личной подписью сотрудника.
Было бы очень хорошо проконтролировать каждый его вздох…

Соотношение трудозатрат и прибыли не должно никого волновать. Главное - это идея.

Всегда опаздывайте на работу, но ругайте за опоздание сотрудников.

«Полезные советы» для руководителей. Из бездонных глубин Интернета

А теперь – о том, как в целом организована внутренняя работа отдела консалтингов. Для начала скажу, что… Не дай Бог рядовому сотруднику по пути на работу застрять где-нибудь в пробке и опоздать на работу на 21 минуту! То, что ты вчера задержался часа на 4 сверх времени, указанного в трудовом договоре – совершенно никого не волнует: будь добр напиши объяснительную по поводу опоздания на 30 минут (жаль, что не на час) и выслушай проповедь о необходимости железной трудовой дисциплины (с ключевым ласковым словом «не потерплю»)!

Если о работе в целом, то… Можно, конечно, расписать все мои взаимоотношения с сотрудниками и руководством подробно, по часам. Но можно все написать на двух страницах, потом ужать до пары абзацев, потом – выразить в паре предложений. Если, наконец, дойти до пары слов, то этими словесами будут: ПЛАНИРОВАНИЕ и ГЕРОИЗМ. Третьим будет СЕКРЕТНОСТЬ, но это отдельная тема: например, я так и не смог перекачать с телефона фотографии для одного из отчетов, т.к. вход для флешки был только у гендиректора, а он, ясно дело, человек очень солидный и никогда не опустится до всяких там производственных необходимостей рядовых сотрудников.

Итак. В первых числах каждого месяца каждый работник департамента отвлекается от дел насущных, делает умное лицо (вместо обычного счастливого) и прикидывает: а чем же он может быть полезен своему родному предприятию? Вы, наверно, уже подумали, что он примерно отдает себе отчет в своих силах и прописывает в плане все, что в состоянии выполнить (все-таки не первый месяц работает). Но вы ошибаетесь! Когда он доносит этот план до Ее высочества Марии Сергеевны – в очередной раз оказывается, что планирует он совершенно неправильно. Не говоря о том, что он неисправимый дилетант, он еще и неисправимый халявщик! И на глазах этого халявщика несколькими росчерками пера объем планируемой работы увеличивается в 2–3 раза.

И дальше начинается героизм. У мудрого руководства в планировании ошибок быть не может. Если что-то не выполняется вовремя – виноват только вечно нарушающий трудовую дисциплину (например, выделивший себе лишние 10 секунд в день на «подышать») работник и никто более. То, что могут возникнуть непредвиденные трудности (например, руководитель вовремя не нашел какую-то ошибку в отчете, а Вы уже по неправильным данным накатали кучу выводов) – не волнует совершенно никого. И расплата наступит неминуемо. Сначала – в виде постоянно мудро хмурящей брови начальницы и полупрозрачными указаниями на оба вышеупомянутых ваших качества (т.е. дилетантизм и любовь к халяве). Затем – и материально: от сделанного плана вычисляется процент от премии, которая в полном виде составляет большую часть от суммы, на которую, собственно, Вас и нанимали. И это будет неминуемо.

И вот, после того, как весь офис-центр расходится по домам, в нашем замечательном офисе еще несколько часов героически горит свет. Изо дня в день, из недели в неделю, из месяца в месяц. И все сотрудники в нем плодотворно работают со счастливыми и улыбающимися лицами.

Впрочем, таким (экстенсивным) способом все равно справиться с планом очень непросто. И тут на помощь приходят интенсивные методы – типа того, который описан в предыдущей главе.

Но и это еще не все. Во время моей работы было введено еще одно новшество: в бланки ежедневного плана была вставлена графа «процент выполнения». Которая, как было торжественно объявлено, «также будет учитываться при начислении заработной платы». Т.е., предположим, ты сделал сегодня план процентов на 70, а оставшиеся 30 перенес на следующий день. И если этот остаток переносится ежедневно в течение 2 недель, то можете представить, что происходит с ежедневным выполнением! И если ты даже в итоге героически подтянулся уложился в срок, суммирование ежедневных цифр даст примерно те же 70 процентов, а последствия… повторюсь: справедливые финансовые санкции в данном замечательнейшем месте – вещь еще более неминуемая, чем снег зимой.

P.S. На сайте фирмы сказано, что:

Департамент фирмы под названием «Управленческий Консалтинг» предлагает услуги в области общего управления, управления кадрами, организации производства, передачи функций и процессов на аутсорсинг. Данное направление занимается тем, что можно отнести к внутренней среде организации - это персонал, производство, организация управления.  Заказчиками услуг могут выступать как предприятия, так и органы государственной власти.

Одним словом, даешь проникновение самых прогрессивных методов управления во все сферы нашей жизни!


-3-

Дизайнер - профессия лишняя. Любой человек может сверстать брошюру, нарисовать плакат, сделать сайт.

Столько придумали хороших шрифтов! Грех их не использовать. В идеале каждое слово можно написать своим шрифтом.

Оттуда же.

Стандартный подход к разработке фирменного стиля выглядит следующим образом. Нанимают дизайнера или обращаются в дизайнерскую студию, который составляет что-то типа альбома с образцами (его еще «брендбук» называют). Этот альбом – своеобразное руководство, где представлены все элементы фирменного стиля (фирменные цвета, шрифты, логотипы и т.д.), образцы документов (визитки, бланки и прочее) и зачастую даже говорится о том, как все это использовать.

Но, оказываются, так думают только неисправимые дилетанты. Типа меня. А гении управленческого консалтинга считают, что для их фирмы достаточно разработать логотип, а остальное – как сказано выше в эпиграфе, может сделать любой человек (к тому же абы кого в фирму не берут!).

…Через неделю после начала моей работы по офису с благоговением разносилась новость: фирменный стиль пришел! Сначала он предстал нашему вниманию в виде визитных карточек. Которые оказались суперкреативны. Логотип сдвинут влево так, чтобы часть первой буква неизбежно обрезалась после печати в типографии, а справа – понятное дело, большое поле. Два шрифта в самых разных начертаниях, один из них – угадайте? – Правильно, Arial!

Через пару дней нам на компы были закинуты бланки в качестве «образца электронного письма». Как и положено, с шапкой примерно на четверть страницы. Слева – логотип, справа – реквизиты (адреса и прочая контактная инфа). И тоже с использованием двух шрифтов. Один из них угадаете? – Правильно, Times New Roman!

И когда мне высочайше приказали на этом бланке сделать аналитическую записку, я, видать из-за своей природной зловредности, в неизменном виде оставил только первую страницу (и то засомневался, ведь сказано же: это электронное письмо!). А для остальных страничек взял логотип, ужал и разместил на верхнем колонтитуле. В таком виде аналитическая записка легла Марии Сергеевне на стол для окончательной проверки.

Звонкий удар бумаги по столу вывел меня из обычного полутрансового состояния, в котором я делал следующее задание. Обернувшись, увидел строгий взгляд Марии Сергеевны: «Говорю в первый и последний раз, что информацию, представленную не на фирменном бланке, я проверять не буду!»

В очередной раз поблагодарив судьбу за мудрое наставничество, я тут же переделал аналитическую записку. В таком виде она и пошла заказчику. На каждой странице – колонтитул почти на четверть листа. Со всеми реквизитами предприятия, кроме разве что ИНН и номеров банковских счетов. Наверное, чтобы благодарный заказчик их побыстрее вызубрил и звонил к нам даже в тех случаях, когда несведущие люди набирают «01» или «02».

P.S. В числе услуг, предлагаемых фирмой на сайте, значатся следующие:

  • Создание торговых марок с целью формирования долгосрочного предпочтения к ним;
  • Обновление сетевого бренда, ребрендинг - внесение корректив в позиционирование сетевого бренда, имя, визуальные составляющие, стратегию продвижения сетевого бренда

Да, лучший сапожник должен носить лучшие сапоги!


-4-

Ваши любимым девизом должен стать «незаменимых нет!!!».
Постоянно повторяйте, что на улице толпы людей,
желающих найти работу. Не стесняйтесь увольнять.

Если кто-то не признает,
То, что ты господь и идол,
Дай ему понять, что кто-то
В вашем коллективе лишний.

И опять оттуда же.

…И вот я несу Марии Сергеевне второй вариант статьи по теме отчета, про который я писал в начале статьи. Поскольку предыдущий вариант был ею принят без вопросов и отправлен назад на доработку только генеральным (который непонятно какого черта вмешался, как будто Марию Сергеевну царем и богом не назначал! – Впрочем, потом до меня дошло: все-таки в конце концов все выходящие из статьи подписываются его именем и только им, независимо от того, кто писал текст. Тут уж поневоле приходится опускаться до простого просмотра. Хотя, как я слышал, бывает начальство, не делающее даже этого).

Бегло просмотрев текст по диагонали, мудрая руководительница тут же говорит: нужно сюда внести такие-то, такие-то и такие-то выводы, сделанные в отчете. «Где сделаны?» - неловко вырвалось у меня. Открываем отчет и выясняется, что… Мария Сергеевна просматривает переработанный текст в первый раз (хотя приняла его еще две недели назад. А я-то думал, что работа новых сотрудников изучается с пристальным вниманием. Даже что-то про так называемую «адаптацию» слышал)! И, ясен результат – необходимо дорабатывать не только статью, но и исходный отчет.

В результате всего этого, задержка в выполнении моего индивидуального плана стала составлять уже примерно 2,74 дня. Но  пустяк, неизбежность справедливой финансовой расплаты почему-то вызвала у меня – видать, неисправимого лентяя! – не прилив энтузазизма, а огромное желание все-таки не становиться суперпрофессионалом и героем капиталистического труда. И на следующее утро мое заявление об уходе было уже на столе Марии Сергеевне.

Я шел по улице, и надо мной светило яркое солнце, которое не выглядывало из-за туч недели две. Дойдя до очередного перекрестка, я остановился как вкопанный: неожиданно пустили транспорт по улице, на которой все лето ремонтировали дорожное покрытие – и она была непривычно оживлена.

Вокруг била ключом настоящая жизнь; все говорило о том, что с настоящими суперпрофессионалами мне не по пути.

28.10.2008



Уважаемые господа маркетологи и рекламисты!

Редакция Sostav.ru приглашает профессионалов к сотрудничеству в ведении рубрики "Частное мнение". Если у вас есть опыт, собственный взгляд на ситуацию в той или иной области и тема, которую вы бы хотели обсудить с читателями, присылайте свои работы на news@sostav.ru

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Публикации
2012
развернуть
2011
развернуть
2010
развернуть
2009
развернуть
2008
свернуть
23.12
16.12
09.12
02.12
01.12
25.11
18.11
11.11
07.11
29.10
28.10
23.10
14.10
30.09
29.09
23.09
16.09
09.09
02.09
26.08
19.08
05.08
29.07
08.07
02.07
25.06
19.06
10.06
07.06
03.06
27.05
19.05
15.05
13.05
06.05
ФирмА  
126
29.04
22.04
15.04
08.04
25.03
18.03
11.03
04.03
26.02
19.02
12.02
05.02
01.02
29.01
22.01
15.01
2007
развернуть
2006
развернуть
2005
развернуть
2004
развернуть
2003
развернуть

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         18+   Словарь маркетинговых терминов