05 декабря 2016 г.

Олимпиада: нежданные гости

Алексей Берлов,
партнер компании Eventum Premo,
автор книги "Смешать, но не взбалтывать. Рецепты организации мероприятий"
Я люблю мероприятия. Мне кажется, что потенциал мероприятие мы используем далеко не полностью. На уровне компаний, городов и целой страны. И, конечно, я не могу равнодушно относиться к самому большому мероприятию в мире - Олимпиаде. И вот какие назрели выводы.

Олимпиаду 2014 года сейчас, к сожалению, принято критиковать и сомневаться. Это даже стало общим местом. К еще большему сожалению, Олимпийский проект стал полностью "еще одним" государственным проектом. Вроде газовой трубы и энергетической экспансии.

А мог быть стать проектом национальным, объединяющим, вдохновляющим, проектом возрождающейся романтики. Собственно говоря, отчасти это и объясняет причину критики и сомнений. Несоответствие ожиданий и реальности.

Выйти из этой ловушки - одна из главных задач тех, кто занимается коммуникациями Сочинской олимпиады. До этого момента они занимались только коммуникационным сопровождением стройки и движения денег.

А какая главная задача у организаторов? Принято считать, что стройка. И вот в этом я сильно сомневаюсь.

Строим мы, конечно, ненадолго и очень дорого. Но все-таки строим и умеем строить в срок. Так что, обладая колоссальными ресурсами, я уверен, что все, что надо построят. У МОКа есть хорошо отработанная система проверок, которые позволяют им проводить игры на высоком уровне из года в год.

Есть еще экологические проблемы, проблемы возврата инвестиций, будущего инфраструктуры и самих объектов. Все это для нас слишком далеко и абстрактно, чтобы волновать по-серьезному.

Есть теперь еще проблема выступления нашей сборной. Ведь на своей олимпиаде надо быть первыми. Но и эта проблема не может быть главной. В конце концов, наша обязанность - провести Олимпиаду, а не выиграть.

И вот мы подходим к главному. Для этого вспомним нашумевший "Русский Дом" в Ванкувере. Большой, шумный, алкогольный, технологичный и очень посещаемый. Я хочу привести несколько отзывов посетителей "Русского Дома", чтобы понять, как воспринимают нас снаружи.

- "Классные декорации, но неприветливые люди. Почти никто не говорил по-англйиски"
- "в отличие от нас, канадцев, русские не берут с собой детей в поездки. поэтом для детей дом не приспособлен.. особенно разочарвоала еда: еда была на верху и только для СМИ и VIP... мой вердикт: не ходите. "
- "родителям... возьмите с собой еду и переводчика...."
- "пойти туда - потратить время. Многие русские ничего не знают о манерах"
- "огромный русский преградил мне дорогу и сказал "закрыто"! я попытался узнать почему, но он..."
- "если это символ того, что будет, когда они будут принимать зимнюю Олимпиаду, они встретят холодный отклик у всего мира"
- "потратил 3,5 часа в очереди. внутри - ничего интересного"
- "2 часа моей жизни, которые я никогда не верну"
- "я русский, вырос в сочи. хочу извиниться за отсутствие манер и дружелюбия во время визита в русский дом"...

Есть, конечно, и позитивные отзывы, где говорится, что "Русский Дом" - самый лучший Дом из всех олимпийских Домов. Но лейтмотив большинства отзывов - и это очень важно - это наша, скажу мягко, недружелюбность. При этом, мы уверены, что задача "Русского Дома" - ровно обратная. Показать нашу открытость, вызвать доверие, заинтересовать. И можно быть уверенным, что было обучение персонала, что говорили правильные слова. А не получилось. Что-то вырвалось наружу.

И вот это - как мне кажется, главный затык организаторов, до которого не доходят руки, т.к. у нас тут грандиозная стройка. Мы не гостеприимны.

Не гостеприимен сотрудник МВД, который встретит туристов в аэропорту. Не гостеприимен продавец в магазине, который будет продавать фрукты. Не гостеприимны даже волонтеры, у которых сегодня плохой день и болит голова. Им всем без этих гостей лучше и проще. Они помеха, как помеха мы все для той уборщицы, которая ходит между нами и ворчит, что мы много натоптали.

Мы ведь разумные люди и мы не верим серьезно во врожденные национальные свойства. Все можно поправить. Но "программа гостеприимства" у сотен тысяч волонтеров, которые будут съезжаться со всех регионов страны, у жителей Сочи, сотрудников МВД и сотрудников спортивных ведомств - займет несколько лет. Это программа требует колоссальных ресурсов, искренней веры и куража. По сути, мы все должны научиться улыбаться, научиться с готовностью помогать тому, кому нужна помощь, с удовольствием рассказывать о городе и стране. Мы должны поверить в другой свой образ. Вернуть себе романтические ценности.

Тогда Олимпиада выполнит свою имиджевую цель. А не в том случае, если наш ледовый стадион объявят самым лучшим ледовым дворцом за все время проведения Олимпийских Игр. Нет сомнения, что так, кстати, и будет.

В этом главная ловушка мероприятия. Тебе кажется, что все дело в декорациях, музыке и сценарии. Тебе кажется, что все дело в архитектурном проекте стадиона или качестве дороги. Но твои гости не общаются с декорациями, их не встречает приглашенная вами звезда. Они не общаются с вашим стадионом. Их встречают ваши люди. Обычные люди. Которые рады видеть их или нет. Все до единого, включая уборщицу и охранника. Рады или нет. Две простые опции.

Такую же проблему решали до нас. Китайцы за много лет до Олимпиады начали учить людей улыбаться, дружелюбно общаться и любыми способами формировать позитивный образ нового Китая и Пекина. Аналогичные "программы гостеприимства" были реализованы в Лондоне. Настороженность по отношению к гостям - не только наша привилегия.

Мне хочется, чтобы наша олимпиада была не только "самой-самой", но еще и гостеприимной. Вот это и есть наш настоящий олимпийский вызов 2014: быть гостеприимным, уметь выполнять свою работу с улыбкой.

Алексей Берлов, партнер компании Eventum Premo, автор книги "Смешать, но не взбалтывать. Рецепты организации мероприятий"
30.03.2010



Уважаемые господа маркетологи и рекламисты!

Редакция Sostav.ru приглашает профессионалов к сотрудничеству в ведении рубрики "Частное мнение". Если у вас есть опыт, собственный взгляд на ситуацию в той или иной области и тема, которую вы бы хотели обсудить с читателями, присылайте свои работы на news@sostav.ru

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Публикации
2012
развернуть
2011
развернуть
2010
свернуть
21.12
14.12
09.11
02.11
12.10
14.09
31.08
03.08
27.07
20.07
06.07
29.06
08.06
01.06
28.05
25.05
25.05
18.05
05.05
27.04
20.04
13.04
06.04
30.03
02.03
19.02
16.02
19.01
2009
развернуть
2008
развернуть
2007
развернуть
2006
развернуть
2005
развернуть
2004
развернуть
2003
развернуть

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         18+   Словарь маркетинговых терминов