27 апреля 2024 г.

О биологической сущности интернет-сообществ



Многое из того, что происходит на интернет-форумах, имеет под собой вполне материальную, БИОЛОГИЧЕСКУЮ природу. Относительная анонимность и «дистанционность» Интернета делает то, чего почти невозможно добиться ни с помощью полиграфа, ни с помощью различных психостимуляторов - показывает ГЛУБИННУЮ СУТЬ человека. Это растормаживает психику и особенно подсознание так, как недоступно никакому наркотику (но при этом, правда, может породить не менее сильную зависимость :-). О данном явлении написано куча исследований, вы их без труда найдете в Сети. При этом гораздо яснее становятся видны древние, биологические особенности поведения людей, которые мы наследуем от самых своих первобытных предков на генетическом уровне. Изучением таких генетических программ поведения у различных животных и человека занимается такая чрезвычайно полезная для любого рекламщика научная дисциплина, как ЭТОЛОГИЯ.

Хорошо известно, что у животных, органы, предназначенные для выполнения одинаковой функции, часто приобретают сходный внешний вид. Например, у глубоко роющих существ конечности имеют лопатовидную форму  (напоминаю, речь пока что идет только о животных :-). Такой эффект называют "конвергентным сходством" организмов и его проявление не вызывает больших споров. А вот перенос аналогий в поведении животных на особенности поведения человеческих индивидуумов долгое время сопровождался яростными нападками. К счастью, в наше время идеологические препоны уже (пока?) отброшены, и каждый желающий может вполне свободно ознакомиться с работами, скажем, Конрада Лоренца, Дональда Гриффина или особо близкого для меня Виктора Рафаэльевича Дольника. В первую очередь на основе работ В. Р. Дольника и основана основная часть последующего текста.

Согласно этологическим принципам, инстинктивное поведение человека выражается, в первую очередь, в проявлении агрессивности, стремлении к доминированию и построению иерархий.

Агрессивность.
В приложении к интернет-сообществам примеров повышенной агрессивности специально приводить, я думаю, не нужно (достаточно всего лишь один раз почитать любое мало-мальски обширное обсуждение на том же Составе). Следует только учесть, что научное (точнее, этологическое) понятие агрессии заметно отличается от обычного «бытового» понимания.  Под «агрессивным поведением животных» в этологии подразумевают акцию животного по отношению к другой особи, приводящую к ее запугиванию, подавлению или нанесению физической травмы. Самое главное при этом, что это форма поведения, никак не определяющая отношение к предмету агрессии - ни негативное, ни позитивное, а СОВЕРШЕННО НЕЙТРАЛЬНОЕ. Такое определение агрессии дает К. Лоренц в своей основной книге "Das Zogenannte Bose: zur Naturgeschichte der Aggression" (Wienn, 1963), более известной по переводу с английского перевода - "On Aggression" ("Об агрессии"). Это первое, что стоит отметить для нашего понимания действий членов сообществ. Следует также учитывать, что агрессия - неизбежный продукт человеческой психики. Она не может просто "растворяться" внутри нашего мозга и должна обязательно выражаться (чаще всего это происходит в форме множества мелких бытовых конфликтов).

Итак, агрессия возникает внутри человека и обладает свойством накапливаться. Если нет явных раздражителей, то агрессия все равно реализуется, правда, направляется в таком случае на более слабую (находящуюся ниже по иерархии) особь. В интернете же иерархические структуры весьма условны и легко ломаются, каждый участник дискуссии в любой момент может сменить свою идентификацию и манеру поведения и виртуально (во всех смыслах) принять для себя другое место в иерархии. Поэтому агрессия в форумах, в отличие от четко структурированных сообществ (например, организаций, в которых работают участники), способна выражаться на первый взгляд совершенно хаотично.

У животных, особенно у тех, кто обладает весьма серьезными средствами нападения, способными нанести серьезный урон сопернику, явные формы нападения при реализации агрессивного поведения заменяются на демонстрацию угрозы нападения или даже простое "экспонирование" своего оружия. Этологи давно сделали вывод о том, что СИЛЬНО вооруженные животные имеют СИЛЬНУЮ естественную (инстинктивную) мораль и соответственно наоборот. Человек в период своего биологического развития относился к очень слабо вооруженному виду, поэтому его естественные (подсознательные) моральные качества остались чрезвычайно низки, что, в сочетании с его непомерной агрессивностью, всегда создавало главные проблемы человеческого общества.

Большинство животных растет в течение всей своей жизни. Поэтому тот, кто крупнее - обычно старше, опытнее и сильнее. Стремление преувеличить себя - одна из самых эффективных стратегий демонстрации своей мощи (многие виды «поднимают шерсть дыбом», жабы - раздуваются, а кони просто «встают на дыбы»). Во все времена людям, желавшим получить хоть какие-то властные функции, было свойственно тоже самое. Любой вождь, служитель культа, фараон или царь стремился завести себе высокий головной убор - перья, тиару или корону. То же можно сказать и о "служебном месте" властителя – это помост, трон или трибуна мавзолея (еще ни один правитель не вершил судьбу своих подданных из какого-нибудь углубления :-). Даже наш язык подчеркивает данную особенность: словосочетания "большой человек" и "высокопоставленный деятель" говорят сами за себя!
В интернет-форумах, посвященных рекламе/дизайну/маркетингу, аналогом "размера и веса" является наличие фестивальных регалий, количество снятых роликов, ранг клиентов и т.п. Некоторые из них "преувеличить" отчасти возможно, но большинство - весьма затруднительно (трудно приписать себе отсутствующие заслуги, все основные игроки рынка всегда находятся на виду у всех, и подлог будет легко вычислен). Но, так как при «поединках» важен относительный «размер» соперников, то в ход идет и противоположный прием - стремление унизить соперника (у животных - в прямом смысле, у человека - в переносном). Кроме того, в психологии принятия решений давно выяснено, что люди гораздо сильнее переживают возможность поражения (унижения, потери), чем отсутствие выигрыша (возвышения, приобретения). Поэтому данный прием становится одним из самых эффективных. Лишний раз его эффективность демонстрируют стандартные стратегии реагирования на него, к которым прибегают оппоненты. Довольно редко на прямые нападки в форуме следует ответ вида «А я обладатель 11-ти «Золотых бананов» или «А мы ведем кампанию Шаолиньского монастыря и половины всех чулочно-носочных фабрик России!». Это - более слабая стратегия. Она легко оспаривается: «Знаем мы эти «Бананы», их дают только родственникам членов жюри», «Все слоганы вашей кампании еще Лао-цзы придумал», или просто банально высмеиваются. Поэтому наиболее типичным является ответ: «А ну покажи свое портфолио» («Каннских львов» или хотя бы «Яблок»). Очень часто также ответом являются выпады типа: «Вы все бездельники и лузеры, только и знаете, что в форумах сидеть!». Как видите - это самый что ни на есть прямой вызовов "на поединок"! Вдобавок, эта стратегия совершенно беспроигрышная, ибо «непрозрачность» Интернета не позволяет провести «турнир» по традиционным канонам (встали рядом, "померялись размахом рогов", проигравший принял «позу подчинения» и ретировался).  Как следствие, известные личности избегают выступать в форумах под никами и подписываются своими настоящими именами (величина и яркость «гребня на голове» становится видна на форуме в любой момент). Конечно, бывают и «анонимные» высказывания с их стороны, но это игры в стиле Гаруна-аль-Рашида и служат они лишь для временного «щекотания нервов».

Таким образом, интернет-форумы представляют собой чрезвычайно удобный и весьма эффективный способ такого агрессивного поведения, особенно у особей, не достигших особого успеха в достижении желаемой ими степени доминирования и положения в иерархии.

Доминирование.
Отношение доминирование - это способ выстраивания иерархий. Предоставленные самим себе группы людей неизбежно создают внутри себя иерархические структуры. Это закон природы, напрямую доставшийся нам от предков, который служил одним из главных механизмов выживания группы как целого. Противиться ему невозможно, возможно только заменять примитивные, инстинктивные правила "самосборки" на более цивилизованные. При этом принципы построения иерархии и методы достижения высокой ступени каждый участник понимает несколько по-своему.

Более подробно вопросам осуществления доминирования, построения иерархий, а также выстраиванию взаимодействий "главные доминанты"/"молодежь", мне хотелось бы посвятить отдельную часть (продолжение) данного текста.

КРЕАТИН
03.10.2006



Уважаемые господа маркетологи и рекламисты!

Редакция Sostav.ru приглашает профессионалов к сотрудничеству в ведении рубрики "Частное мнение". Если у вас есть опыт, собственный взгляд на ситуацию в той или иной области и тема, которую вы бы хотели обсудить с читателями, присылайте свои работы на [email protected]

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Публикации
2012
развернуть
2011
развернуть
2010
развернуть
2009
развернуть
2008
развернуть
2007
развернуть
2006
свернуть
26.12
19.12
13.12
12.12
05.12
28.11
23.11
21.11
14.11
07.11
31.10
24.10
17.10
10.10
03.10
26.09
19.09
12.09
05.09
29.08
22.08
15.08
08.08
01.08
25.07
18.07
11.07
04.07
27.06
20.06
13.06
06.06
30.05
23.05
16.05
25.04
11.04
04.04
28.03
21.03
07.03
28.02
21.02
14.02
07.02
31.01
24.01
17.01
10.01
2005
развернуть
2004
развернуть
2003
развернуть

© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         18+   Словарь маркетинговых терминов