06 декабря 2016 г.

Кризис и рынок труда. Инструкция по эксплуатации

Григорий Кегелес,
генеральный директор
агентства brieftouch
Готовясь к выступление на последнем ММФР, я взялся за изучение одного из исследований заработных плат в рекламной индустрии, нет, не России, а США. Все кому интересно, могут ознакомиться с этим увлекательнейшим документом по адресу. Простая система запросов + понимание особенностей американской налоговой системы (которой наши 13% НДФЛ и не снились) приводят нас к простому, грутному и документально подтвержденному выводу. Зарплаты в российской рекламной индустрии образца 2008 года неприлично высоки. Они процентов на 20% ВЫШЕ аналогичных американских. Они никак не взаимосвязаны с реальной производительностью труда и качеством работы. Они росли процентов на 20 ежегодно в номинальной исчислении как минимум последние лет 5. В 2008 году они наконец почти остановили свой рост. К сожалению последний квартал нам сильно смажет картину, но за 9 месяцев уже прошедших зарплаты уже практически не росли. Почему? Да потому что с одной стороны дальше расти не было уже совсем никакой возможности (поголовное обеление рынка + психологически предельный размеры уже существущих зарлат), а с другой стороны тотальный дефицит хоть сколько нибудь приличного качества специалистов (на большее расчитывать все давно отвыкли) привел к так называемому эффекту "вакуума". Грубо говоря, специалистов так мало, что вероятность найти нужного на зарплату в 3000 долларов и в 5000 примерно одинаковая, а именно очень-очень маленькая. Только если повезет. Ну и как говорится, если нет разницы - зачем платить больше. То что происходит на российском рекламном рынке труда образца 2008 года (наверное, точнее было бы написать "просиходило") - это и есть самый настоящий кризис.

Теперь на смену кризису рынка труда 2008 к нам во весь рост приближается мрачный и до конца непонятный мировой финансовый и экономический кризис 2009. Что принесет он с собой. Предположения строят сейчас все, остановлюсь только на наиболее очевидных для рекламного рынка фактах:

- сократятся рекламные бюджеты. Некоторые достаточно важные сегменты рекламодателей (Банки, страховые и управляющие компании, строительство, может быть автомобили) сократятся существенно.

- это приведет к сокращениям внутри рекламных агентств. Рабочих мест станет меньше. Очевидно часть небольших агенств не переживут кризис и закроются. Уже сейчас знаю достаточно крупные агентства, готовые сократить часть персонала. Даже у тех, у кого дела будут идти неплохо, навряд ли будут расти также как предыдущие 5 лет.

Это все, конечно, грустно. Однако в среднесрочной перспективе, думаю, это более чем положительно скажется на рынке труда. Прежде всего он станет больше похож на настоящий рынок с тонким балансом спроса и предложения. На рынке в виду сокращений или закрытия ряда агентств появятся свободные люди. Это приведет к прекращению роста зарплат. Следовательно у работодателей появится выбор (наконец то). В случае необходимости агентства смогут реально выбирать кого нанять, а не ориентироваться на принцип "наймем того, кто менее плох".

Экономический кризис повысит мотивацию сотрудников к работе - тоже давно невиданное явление на рекламном рынке. Уже сейчас мы видим, что лояльность сотрудников к своему работодателю повышается - люди просто боятся потерять работу, менее склонны к малообдуманным переходам и т.д. Следовательно снизится текучка кадров, снова можно будет спокойно считать что год, отработанный на предыдущем месте работы, это не "целый год", а "всего лишь год".

Все это, надеюсь, позволит компаниям лидерам, тем кто будет успешно работать в новых непростых условиях, не просто оптимизировать рекрутинговые бюджеты и сократить косты. Это позволит им действительно повысить уровень, качество своего персонала.

Более качественным станет фриланс. Увеличится количество "фрилансеров по неволе", следовательно повысится конкуренция, а значит и желание делать "временную работу" более добросовестно и ответственно. Опять же снизятся цены. Люди будут понимать, что лучше делать больше работы и зарабатывать хотя бы до определенной степени гарантирвоанные деньги, нежели стремится "урвать кусок" и сбежать.

Что же в этой ситуации делать?

Если Вы наемный работник - лучше работать. Ваше постоянное рабочее место в грядущие времена - большая ценность, держитесь за него. К сожалению или к счастью, теперь количество желающих его занять увеличится в разы.

Если Вы фрилансер - думайте и шевелитесь. Думайте над разумной ценовой политикой и способами гарантировать себе оплату клиентом денег за сделанную работу - неплатежи грозят не только агентствам, но и Вам. Теперь и в будущем, Вы как никогда можете с уверенностью заявить: "Агентство - это я" и получить все связанные с этим проблемы. Шевелитесь, пора активно искать клиентов, пора доказывать им, что Вы действительно делаете качественную работу, и делать ее.

Если Вы работодатель - планируйте и оценивайте риски. Для Вас с точки зрения рынка труда ситуация будет благоприятной, но воспользоваться ей тоже нужно с умом. Здесь я постараюсь привести более развернутые рекомендации.

Фокус на качество персонала.

В ситуации кризиса нужно понимать ценность каждого конкретного сотрудника и то насколько Вам важно будет его сохранить. Ошибкой многих агентств в 1998 году было то, что когда приходила пора сокращать персонал, часто делали это бездумно, опираясь на самые разные и не всегд профессиональные критерии. Сокращение может стать необходимостью, но это не конец света. Вашей задачей в этой ситуации будет сохранить наиболее ценных. А вот для этого надо очень четко понимать, кто именно наиоблее ценен для компании. Проведите ассесмент, серию консультаций с ключевыми менеджерами. К сожалению, Вам действительно на всякий случай необходим детальный план кого и в какую очередь, если что, увольнять. Лучше быть готовым, чем потом в спешке наделать глупостей

Важно быть строже к оценке качества вновь нанимаемых сотрудников. Кризис сдвинет чашу весов в сторону работодателя, следовательно важно использовать это преимущество. Ключевой компетенцией в рекрутменте (как внутреннем, так и внешнем) станет не то, как найти и мотивировать человека, а то как правильно оценить его качественные навыки и потенциал. Для большинства HR-специалистов на нашем рынке это, поверьте мне, станет новой задачей. Вам важно убедиться, что люди, ответственные за найм, понимают это.

Берегите хедкуант

Кризис заставляет экономить. В этой ситуации открываются хорошие возможности для более активного использования аутсорсинга и фриланса. Нет смысла держать недозагруженные или просто лишние руки, оплачивать лишние квадратные метры дорогого офиса и т.д. Фриланс экономнее и во многих случаях эффективнее. Как я уже писал, думаю, что кризис только на пользу пойдет качеству работ на этом рынке. Тут есть правда один важный нюанс. У очень многих агентств на сегодняшний момент внутри не отстроенные бизнес-процессы по работе с такими "аутсорсерами". Это касается многих моментов: от системы бюджетирования расходов на фрилансеров до назначения людей, ответственных за принятия решения об использовании "внешней помощи" и контроле качества на таких проектах. Такие бизнес-процессы должны быть проанализированы и достроены в каждом агентстве. Иначе Вы теряете важные источник экономии, совсем в наше время не лишний.

Конкретные рекомендации.

Ну и совсем кратко выжимка полезных советов для работодателей.

- При бюджетировании расходов на персонал в следующей году ни в коем случае его не увеличивать. Процентов 20 в 2009 съест инфляция, соответственно на столько сократятся Ваши реальные траты.

- Провести в своей компании "политпросвещение" сотрудников на тему кризиса. Они все равно только об этом в курилках и говорят. Кризис - Ваш союзник в борьбе за лояльность персонала. Объясните им какие действия будут предприниматься для того, чтобы дальше эффективно существовать.

- Провести ассесмент персонала и бизнес-процессов. Выявить лишние или недозагруженные звенья. Их сократить. Составить план по очередности увольнения сотрудников, если дела будут идти хуже.

- Подготовить свои бизнес-процессы для более активной работы с фрилансерами и другими аутсорсерами. В рамках этого детально продумать систему бюджетирования подобных проектов.

И вот еще. Мне бы хотелось, чтобы все эти мысли были перебором в оценке ситуации. Но боюсь, что это не так.


Aгентствo brieftouch - специализированное рекрутинговое агентство, работающее на рынке рекламы и медиа.
Агентство занимается как подбором постоянных сотрудников, так и фрилансеров на временные и дистанционные проекты
23.10.2008



Уважаемые господа маркетологи и рекламисты!

Редакция Sostav.ru приглашает профессионалов к сотрудничеству в ведении рубрики "Частное мнение". Если у вас есть опыт, собственный взгляд на ситуацию в той или иной области и тема, которую вы бы хотели обсудить с читателями, присылайте свои работы на news@sostav.ru

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Публикации
2012
развернуть
2011
развернуть
2010
развернуть
2009
развернуть
2008
свернуть
23.12
16.12
09.12
02.12
01.12
25.11
18.11
11.11
07.11
29.10
28.10
23.10
14.10
30.09
29.09
23.09
16.09
09.09
02.09
26.08
19.08
05.08
29.07
08.07
02.07
25.06
19.06
10.06
07.06
03.06
27.05
19.05
15.05
13.05
06.05
ФирмА  
126
29.04
22.04
15.04
08.04
25.03
18.03
11.03
04.03
26.02
19.02
12.02
05.02
01.02
29.01
22.01
15.01
2007
развернуть
2006
развернуть
2005
развернуть
2004
развернуть
2003
развернуть

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         18+   Словарь маркетинговых терминов