08 декабря 2016 г.

На прошлой неделе на Sostav.ru развернулась дискуссия о спорной запятой на рекламном макете. Камнем преткновения послужил слоган: "Видишь подросток покупает пиво, скажи - НЕТ". По мнению редакции, в этой фразе содержалась пунктуационная ошибка: не хватало запятой после слова "видишь". Точку зрения журналистов подтвердили опрошенные ими эксперты. "Конечно, в сложном предложении надо ставить запятую, - считает Ольга Козлова, кандидат филологических наук. - Есть первая часть - "видишь", и вторая - "подросток покупает пиво", и их надо отделить друг от друга. Кроме того, предложение нелогичное - кому именно надо сказать "нет"? Себе? Подростку?"

"Поскольку это сложное предложение, между двумя его частями (основы - "[ты] видишь" и "подросток покупает") обязательно должен быть знак препинания. В данном случае мы имеем дело со сложным бессоюзным предложением, - прокомментировала Sostav.ru профессиональный корректор и литературный редактор Наталья Витько. - Справочник Д.Э. Розенталя дает однозначный ответ о пунктуации в таких случаях: "Двоеточие ставится между частями бессоюзного сложного предложения, если в первой из них посредством глаголов видеть, смотреть, слышать, знать, понимать, чувствовать и т. п. делается предупреждение, что далее последует изложение какого-либо факта или какое-нибудь описание (в этих случаях между частями можно вставить союз что)".

Однако, как оказалось, в МВД бытует другая точка зрения. Олег Федоренко, заместитель директора Фонда "Социальные проекты и программы", предоставил редакции другое экспертное мнение, подтверждающее, что ошибка на макете не содержалась. Правила пунктуации читателям Sostav.ru разъяснила Татьяна Викторовна Федорова, учитель русского языка и литературы ЦО № 1071, кандидат педагогических наук, победитель конкурса "Учитель года" г. Москвы, лауреат Премии Президента РФ в области образования, выпускник Президентской Программы (РЭА им. Плеханова).


Казнить нельзя...

Дискуссия о знаках препинания в рекламном слогане: "Видишь подросток покупает пиво, скажи - нет!" - неизбежно выльется в нечто большее, чем простые сетования по поводу падения уровня грамотности населения. Перед нами очередное столкновение языка масс-медиа с классической языковой нормой.

Как мы знаем, знаки препинания в русском языке указывают на смысловое членение текста, они также помогают выявить синтаксическое строение текста и его ритмомелодики. Таким образом, разобравшись со смысловыми блоками, грамматическим строением и ритмом данного слогана, мы сможем расставить в нем знаки препинания. И здесь начинаются трудности. Думается, внимательный читатель уже заметил, что оба эксперта, чьи мнения приводятся в статье, придерживаются мнения, что перед нами сложное предложение. Однако Ольга Козлова считает, что надо ставить запятую, в то время как Наталья Витько настаивает на двоеточии.

Действительно, если мы считаем, что перед нами сложное бессоюзное предложение, то употребляем двоеточие. (Видишь: подросток покупает пиво - скажи: "Нет!".) Если мы рассматриваем слово "видишь" как вводное (наряду с верите ли, знаете, извините, употребляемыми в диалогической речи), то необходима запятая. Но в каждом правиле есть исключения, Д.Э. Розенталь в "Справочнике по правописанию и литературной правке" приводит следующее написание: "А бабка Варвара видишь что делает?". В данном случае Д.Э. Розенталь объясняет отсутствие запятой ослаблением лексического значения слова "видишь". Следовательно, наличие запятой после слова "видишь" не столь однозначно. Очевидно, что авторы слогана хотели сыграть на двойной функции слова "видишь": прямая глагольная семантика сочетается с разговорной диалогической формулой.

Более того, не будем забывать, что перед нами не классический текст, а именно рекламный слоган, который должен спровоцировать потребителя на определенное действие. В тексте рекламы может быть только один деятель (потребитель) и его действия. Если данное предложение ("Видишь подросток покупает пиво...") рассматривать как сложное, то в нем существуют два деятеля (ты и подросток). Очевидно, что грамматическая основа "подросток покупает" здесь лишняя. А вот указание на процесс, action вполне уместно, только в этом случае сочетание слов "подросток покупает пиво" выступает в роли дополнения (Видишь (что?) подросток покупает пиво, т.е. процесс покупки пива подростком). И опять, выходит, запятая не нужна! Вот он, пресловутый конфликт нормы (в классической грамматике существительное в именительном падеже не может быть дополнением) и языка масс-медиа...

Не забудем, что язык рекламы во многом ориентирован на иноязычные образцы, именно поэтому мы даже не обращаемся к рассмотрению второй части этого предложения (скажи - нет!), т.к. перед нами калька английского (say - NO/YES), достаточно распространенная в последнее десятилетие. Как известно, в современном английском языке в повседневной речи используются лишь знаки конца предложения. Быть может, этим объясняется отсутствие пресловутой запятой, ведь формирование русского масс-медиа языка только начинается...

В связи с этим невозможно не вспомнить замечательную книгу В. Г. Костомарова "Наш язык в действии". Ученый утверждает, что в настоящее время можно смело говорить о функциональной разновидности употребления языка в текстах масс- медиа, его явном отличии от языковой нормы, ведь язык рекламы - "сплав книжности и разговорности, монологической и диалогической речи". Вслед за В.Г. Костомаровым остается надеяться, что все же у нас будет "единый русский литературный язык в весьма разных его употреблениях".

И вот опять нам приходится решать классическую лингвистическую задачку типа "Казнить нельзя помиловать".

Татьяна Викторовна Федорова, учитель русского языка и литературы ЦО № 1071, кандидат педагогических наук, победитель конкурса "Учитель года" г. Москвы, лауреат Премии Президента РФ в области образования, выпускник Президентской Программы (РЭА им. Плеханова).
03.08.2010



Уважаемые господа маркетологи и рекламисты!

Редакция Sostav.ru приглашает профессионалов к сотрудничеству в ведении рубрики "Частное мнение". Если у вас есть опыт, собственный взгляд на ситуацию в той или иной области и тема, которую вы бы хотели обсудить с читателями, присылайте свои работы на news@sostav.ru

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Публикации
2012
развернуть
2011
развернуть
2010
свернуть
21.12
14.12
09.11
02.11
12.10
14.09
31.08
03.08
27.07
20.07
06.07
29.06
08.06
01.06
28.05
25.05
25.05
18.05
05.05
27.04
20.04
13.04
06.04
30.03
02.03
19.02
16.02
19.01
2009
развернуть
2008
развернуть
2007
развернуть
2006
развернуть
2005
развернуть
2004
развернуть
2003
развернуть

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         18+   Словарь маркетинговых терминов