03 декабря 2016 г.

Книга - инструмент продвижения, шанс остаться в вечности или форма тщеславия?

Роман Масленников
директор PR-агентства
ПРОСТОР: PR & Консалтинг

Часть 2.

В первой части мы поговорили о том, кто и как и зачем пишет книги. Сегодня - практические советы по изданию и продвижению изданных книг.

Как издавать книги?

Печатное издательство. Самый традиционный и неприступный бастион. Чтобы выпуститься в большом издательстве пройти несколько барьеров - отдел маркетинга проведет экспертизу востребованности темы, директор редакции предложит позиционирование и содержание, пиар-отдел оценит перспективность раскрутки. И тогда: И тогда за вас возьмутся редакторы-стилисты, корректоры и дизайнер обложки.

Совет - начинайте предлагать свою книгу сразу в крупные издательства, не размениваясь по мелочам. Это есть элементарная экономия времени - маленьких издательств в России много, а крупные можно перечесть по пальцам одной руки. В моем случае крупные издательства брлись за проекты после многосерийных отказах в мелких.

Электронные издательства. Электронные издательства - это еще не престиж издательств печатных, но уже и не просто кустарная публикация на собственном сайте или в блоге.

Главная проблема электронного издания вообще - незащищенность от пиратов. Однажды купленный и многоразово перекопированный текст может моментально потерять ценность для потенциальной аудитории как в прямом, так и в переносном смысле. В конечном счете - то, что бесплатно - не ценится. Мне известно только одно электронное издательство, защищающее контент по специальной технологии - bookee.ru.

Совет. Так как обычно электронные издательства не имеют возможности ваше произведение редактировать-корректировать, позаботьтесь об этом самостоятельно. Корректура и редактура вместе обойдется в 15-30 рублей за 1000 знаков (без пробелов).

И еще важный момент, дающий плюс тому, что можно издаваться в электронном издательстве - это только начало. Если вы будете популярны в Интернете, в бумажном виде вас не смогут не напечатать (например, Слава Сэ).

Аудиокниги. Как показывает опыт коллег, аудиокнигами еще сложнее заработать, чем электронными. Но если цель ставиться другая - рекламная, например, то данную возможность стоит рассмотреть. К примеру, электронная книга "СуперДиджей" была прочитана 15 000 диджеями. А аудиокнига, которую скачало более 2000 человек, нашла абсолютно новую аудиторию, причем на том же портале Промодиджей.

Продвижение книги

Книга как таковая, будучи даже качественным продуктом, может никогда и не найти своего читателя, если ее не "продвинуть" к целевой аудитории должным образом.

Принципы продвижения книги схожи с промоутированием консалтинговой услуги. Наилучшим вариантом является личная презентация автора в местах реализации (аналог семинара). Это не только одномоментный взлет продаж, но и пост-фактум история - видеозапись и фото для соцсетей, диктофонная запись для подкаста, повод для интервью (если на презентацию приглашены журналисты) и отзывы в блогах и микроблогах от присутствующих на презентации.

Хорошим способом продвижения является возможность дать посмотреть товар лицом - несколько глав в свободном доступе.

И просто отлично, когда под продвижение книги придуман специальный пиар-проект. Прочти книгу - разгадай загадку / придумай саунд-трек - получи ценный приз или - консультацию автора, тренинг, бесплатный прием и т.п. Покупая книгу, читатель будет рад получить что-то сверх его ожиданий (дополнительные материалы в электронном виде). Для этого авторы прямо в тексте указывают - напишите письмо с пометкой "из книги" и получите дополнительную информацию.

Цифры, статистика, факты, опыт

- Написание книги может занимать 1 год, а издание - 2. Это нормально.

- В издательском бизнесе царит маркетинг: яркие названия, четкие целевые аудитории, животрепещущие темы. Более того, если есть хорошая "маркетинговая завеса", содержание книги особо неважно. Какими бы уважаемыми рецензентами книга не была оценена, без маркетинговых приемов ценности текст не представляет вообще. Иными словами, книга как инструмент продвижения будет "работать" только тогда, когда над ее рскруткой тоже хорошенько поработают.

- Если вы взялись писать книги серьезно, рассчитывая на растущую известность, благодарности читателей, новых клиентов - точите перья. Эффективны только серии книг. Не пошла первая (а это нормально) - пиши вторую. У меня первая пошла, но вторую все равно решил написать.

- Если вы взялись издать свою книгу, чтобы в любом случае издать - подходите к делу серьезно - пишите ее сами. Иначе ваш "плевок в вечность" может еще долго возвращаться неприятным бумерангом: придется оспаривать не свои мысли, если они были таковыми, оправдываться или тихо уходить от комментариев (например, Леонид Брежнев - "Малая земля" и книги некоторых современных генералов). Откровенность и правда - важны.

- Через книги и книжные серии можно создать себе устойчивый образ Гуру. Известные примеры доказывают нам это: Дэвид Майстер, Гарри Беквит, Том Питерс, Стивен Кови. Думаю, можно по аналогии с термином "self-made man" вводить понятие "self-made-bookman". Есть примеры людей, сделавших себе имя через книги, и в российской практике: Манн, Мелия, Тарасов. По крайней мере, я и многие мои коллеги не знали ничего об этих замечательных людях, пока не прочли их книг. А ведь кто-то узнал о Ходорковском и Невзлине из книги "Человек с рублем", изданной в далеком 1992 году.

- Книгу можно надиктовывать - это дешевле по времени, чем писать. Но хороший редактор может обойтись дорого. В противном случае, начитанные книги (например, Владимир Соловьев) трудно читать - можете потерять аудиторию.

- Пример. 5 минут мыслей в день записываем на диктофон. Это примерно 4 000 знаков с пробелами. Для хорошей книги в жесткой обложке требуется не меньше 400 000 знаков - это 10 условных печатных листов. Итого: за 100 дней можно подготовить текст. Еще столько же займет работа издательства над обложкой, версткой, корректурой и печатью. Итого: 7 месяцев - хорошие инвестиции в то, что будет работать годы, если не вечно. По крайней мере, книга будет вашей визиткой, которую не выкинут сразу после знакомства.

- Если печатаете сами, не увлекитесь погоней за низкой ценой. Можно напечатать и 5000 книг с ценой примерно 30-50 рублей за экземпляр в твердом переплете. Но сможете ли вы все книги сбыть? Может, лучше напечатать 1000 за 100-150 рублей? Смотрите сами.

Таким образом, современная книга - это единство текста, оригинальной подачи материала и личности автора. Плюс правильное и в то же время нестандартное продвижение. Поэтому издание книги интересно издательству как яркий, креативный, цельный PR-проект. Если вы, конечно, не Борис Акунин, Виктор Пелевин или Дмитрий Глуховский, например, то есть Авторы с Именем.

Роман Масленников
директор PR-агентства ПРОСТОР: PR & Консалтинг

28.03.2011


Тренды в маркетинге

Как говорят финансисты, "поздно нести деньги в ПИФ, когда соседка тетя Шура подходит к вам с вопросом о том, в какой из них лучше пристроить свои сбережения". Фраза докризисная, но актуальная, если вместо ПИФов подставить: да все что угодно. Действовать надо "в противоход", но обоснованно. Когда есть понимание того, какие из незаметных пока подвижек могут стать мейнстримом, и, наоборот, что надо сохранить, несмотря на сбивающий с курса ветер. Об этом мы и будем говорить в рубрике "Тренды в маркетинге". Авторами материалов могут стать как сами участники рынка, маркетологи, буквально, кожей чувствующие изменения, так и журналисты, способные задать "правильные вопросы правильным людям".
Партнер проекта - портал r-trends
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Публикации
2013
развернуть
2012
развернуть
2011
свернуть
2010
развернуть
2009
развернуть

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         18+   Словарь маркетинговых терминов