27 марта 2017 г.

Рынок магических услуг

 

Алексей Воинов, 
фото из личного архива

Продолжение публикации от 08.08.12

…не стоит думать, что читающие заумные и важные для продвижения консультантов опусы не читали бодрийяров, делезов, бартов и даже сваясьянов))

(Неизвестный комментатор, авторская орфография, а также снисходительное отношение к «бодриярам» сохранены)

 

*****

Самые простые вещи – это самые сложные вещи, и именно потому, что непонятно из чего, а главное, как и когда они были сделаны. Механизм зачастую скрыт. Иногда приходится сложно говорить о простом, чтобы обратить на него внимание, стереть пыль. Еще не так давно много и просто говорилось о постмодерне, так просто, что это стало общим местом. Вот так и получилось, что оправдывая теорию симулякров и симуляций, Бодрияр и Барт «размножились» и превратились в бодрийяров, делезов, бартов и даже сваясьянов!

В конце концов – это просто способ повернуть другой стороной известные вещи. И тут дело вовсе не в обидных философских терминах (-Ура! - СЛАВА Википедии!), дело в самой жизни, а, к примеру, в одном из  очень важных ее проявлений: профессиональной деятельности. Вот вы живете, себе так, работаете, привычно тоскуете на многочасовых планерках, держите долю или дольку рынка, зубасто или беззубо (главное концептуально) «подмачиваете»  продажами – маркетинг или маркетингом – продажи  и вроде бы все идет совсем неплохо. …

Но тут, словно гром среди ясного неба: к нам едет реви.., ой, консультант – это крик и радости и тоски – наконец то - так называемые либералы ликуют (но только поначалу) – ведь именно на их разжиженной почве так хорошо и сладко прижились псевдо-маркетрологи. Самое неприятное, что вы точно знаете, зачем он едет: чтобы из вашей выстроенной, а иногда и выстраданной реальности сделать другую. Он собирается совершить акт постмодернового насилия – и симулировать и симулировать. Если симуляция пройдет успешно, то будучи плоть от плоти нынешнего социума, этот новый, созданный образ станет устойчивым, а консультант успешным. Но бывает по-разному.

То, что консультант, как явление логичен – это очевидно, как и то, что наш мир дуален. Как бы плотно не было имманентное, ему всегда будет противостоять трансцендентное. Инь-и-янь, единство и борьба противоположностей…

Поэтому, казалось бы, такой важный вопрос: зачем вообще приглашают консультантов, что на самом деле руководит людьми, принимающими решения - мы опустим. Сколько фактов - столько и сугубо личных причин и не только личных.

Часто вообще неважно - почему Его пригласили. И неважно - зачем. Но всегда важно кто Он. Очень важно, потому что отсутствие явно выраженной ответственности за производимые симуляции делает такие «перфомансы и инсталляции» совсем небезобидными.

Малыш, это жулики!

Жулики есть везде. Но, что удивительно, от жуликов в этом деле вреда меньше всего. Такой «симулянт» краток, в своих действиях, стремится обвинить сразу всех в некомпетентности, поддавить парой - тройкой громких брендов, как он их и так и так «симулировал». Единственное лицо, на которое направлено все его усилие – первое лицо компании. Вот сколько он на личном обаянии продержится – столько и получит. Он ничего не построит, а зачастую добавляет очков постоянным сотрудникам, когда через некоторое время будет раскрыт и отринут.

Но это позже, а пока все волнуются, одни начинают с ним заискивать, другие наоборот бороться, некоторые пытаются даже «очернить» его в глазах первого лица – но это все бесполезно, пока шеф сам не решит, что «пора» – ничего не будет. Это, как легкая аналогия с фокус-группами, когда,  явного лидера необходимо остудить, перевести тему на остальных, то есть симулянт – растет из числа обычных мелких симулянтов, насмотревшись, заразившись геополитической ситуацией, подсмотрев в скважину запретной дверки. Потом, обратим внимание –  оттягивание результата  на неприличные 3-6месяцев (за это время, строить «стратегию», рисовать структуры, бизнес процессы, цокать языком – как у вас все плохо -   защищаясь «банальщиной» и слишком академичными, оторванными от реалий знаниями из учебников по маркетингу) и прикрывание своих неудач внешними, вечно мешающими проблемами. Мы же знаем, об «уникальности» местоположения нашего общего рынка, его бесконкурентности!

Запад нам поможет?

Есть западные консультанты. На вас они смотрят  чуть снисходительно и где-то жалостливо. Пару месяцев назад видел, как почему-то по одному из центральных российских каналов некая западная дама – консультант - «доцент» -  на всю страну консультировала сотрудников одного российского  монстра. И рассказывала,  как нужно проводить работу с возражениями. С какой материнской жалостью она смотрела на сидящих перед ней «диких русских» - они тоже на нее внимательно смотрели. Конечно, если быть честным, то данная контора действительно нуждается в реорганизации и улучшении качества услуг. Это все и так знают, но зачем на всю страну, демонстрировать уровень консультаций, глядя на которые клиенту остается только улыбаться?  

Или вот, еще одни пример: в крупной алкогольной компании потрафивший себе любимому хозяин решил улучшить имидж завода западными ТОПами и консультантами. И один такой консультант рекомендовал поставлять шампанское в цветочные магазины. С точки зрения западного менталитета и их развития цветочных ларьков, он, возможно, был прав, но русские маркетологи задали ему в противовес один вопрос: Вы лично будет получать лицензии на продажу алкоголя на каждый такой цветочный ларек?..

Ну, а конторки поменьше обходятся без телевизионных трансляций на всю страну. Однако, приглашенные ими западные звезды, безусловно, консультировали предвыборную кампанию Обамы – уж никак не меньше, причем  на самой ранней стадии. Поэтому они тоже склонны к масштабированию: сгоняют в конференц-залы всех - от директоров до грузчиков, чтобы все прониклись запахом перемен. Обычно, после по-западному лукавой (как афоризм финна Мартти Ларни: жизнь – трагедия для тех, кто чувствует, и комедия для тех, кто думает...)  и скромной самопрезентации (мол да, да тогда это именно я сделал..) следует презентации собственной теории, основанной на полномасштабных исследованиях, и тоже собственных. Весь видеоряд выстроен так, чтобы вы на 100% поняли, что вы ничего не поняли. А это значит, значит, надо учиться, учиться и учиться!

Хотя, к чести нашего человека, получившего еще советское образование, его  не так-то просто деморализовать. Бывает, что даже логист, вспомнит какую-нибудь непрофильную психологию в институте и найдет-таки явные параллели в инновационной теории «симулянта». Но поздно. Миф уже создан. Адепты уже «накапали пектусинчику в глаза» и где-то там зазвучало «мы наш, мы новый…..». Симуляция заработала. Что же происходит в этом случае? Новая реальность вступает в противоречие со старой, такой закостенелой и требующей преобразований. Но когда-то эту самую реальность создало чье-то энергичное, возбужденное, может быть и преступное, но все же искреннее сознание. Тех, кто считал это своим делом, без параллелей с «cosa nostra». Просто своим. И вот начинаются метания между этими двумя энергетически чуждыми друг другу субстанциями. Ну, по-моему, понятно, кто кого …

Но, справедливости ради надо припомнить в этой цепочке 100% удачных западников – например, Дейла Карнеги – который рекомендовал такие вещи в помощь, понимая, что они будут работать вне зависимости от национальных окрасок. Это как написать книгу или поставить фильм о том, что реально волнует любую целевую, ну, или широкую. Пример: «Красота по-американски».

Дорого и больно

Здесь симулирующие субъекты большей частью ориентированы на персонал, а не на бизнес-процесс. С бизнес-процессами тяжело, это ж процессы. А с людьми просто, особенно когда они подневольные. Транзитология американских подходов к личностному «росту» - а по сути - жесткая атака на психическое состояние человека, посягательство на его личный миф. На такого рода консультации отправляют не всех – избранных. «Задорого» вам расскажут, что вы (прямо по – шекспировски) – «не то, чем кажитесь». Один топ-менеджер после такого мероприятия утирал слезы и все время повторял, сколько же во мне го*на!

Личное дело каждого проводить эксперименты над собственной психикой, очень уязвимой в наше время многополярности, плюральности и отсутствия возможности на что-то опереться в минуты смятения. Но вот делать из этого бизнес - стратегию, и вовлекать столь интимное для создания колченогих, однобоких функций – написал бы «безнравственно».  Хотя нет, написал и все! Безнравственно, потому что результат у этих симуляций в подавляющем большинстве один - ненависть, ксенофобия и чудовищная спесь.

***

Это был краткий обзор рынка «магических услуг». Просто некие  референтые значения.  Считаю, что основной принцип консультанта как врача или учителя – не навреди. Главное: терапия, а не хирургия, что очень модно у нас, да и вообще – на любом поднимающимся с колен рынке. Разница только в скорости этого самого подъема с колен и – стало быть – в широте колеи для всяческих вуду-консультантов.

Социум устроен сейчас так, что кроме внутренних ограничений, и внутренней ответственности нет больше ничего,  да и не должно быть – ведь любой человек, будь он четырежды героем консультационного ордена магических наук, - живет жизнь как обыкновенный потребитель иного. Как имярек, он живет только сам с собой. Все остальное – привнесенное. Сейчас уже не убивают почем зря и еще не слишком сажают за вольное обращение с чужими деньгами, доверием и психикой.  Каждый сам себе метролог. 

А почувствовать меру ответственности и ограничить себя в акте сакрального творчества можно только, если ты прошел сам «от» и «до».

Чувствовал себя и субъектом и объектом в этом процессе.

На практике в реальной жизни.

В жизни без симуляций.

Автор: Алексей Воинов, консультант по маркетингу

11.09.2012


Тренды в маркетинге

Как говорят финансисты, "поздно нести деньги в ПИФ, когда соседка тетя Шура подходит к вам с вопросом о том, в какой из них лучше пристроить свои сбережения". Фраза докризисная, но актуальная, если вместо ПИФов подставить: да все что угодно. Действовать надо "в противоход", но обоснованно. Когда есть понимание того, какие из незаметных пока подвижек могут стать мейнстримом, и, наоборот, что надо сохранить, несмотря на сбивающий с курса ветер. Об этом мы и будем говорить в рубрике "Тренды в маркетинге". Авторами материалов могут стать как сами участники рынка, маркетологи, буквально, кожей чувствующие изменения, так и журналисты, способные задать "правильные вопросы правильным людям".
Партнер проекта - портал r-trends
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Публикации
2013
развернуть
2012
свернуть
2011
развернуть
2010
развернуть
2009
развернуть

© Состав.ру 1998-2017, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         18+   Словарь маркетинговых терминов