Самый полный срез рынка медиа России и стран СНГ
Цифры, Аналитика, Дискуссии
 
Рейтинг медиаагентств Оборот
$ млн./год
Optimum Media OMD
(Omnicom Group)
425
Vizeum (Aegis Media) 425
ZenithOptimedia (Vivaki) 404
ТВ
Пресса
Outdoor
New media
Интернет
Радио
СНГ
Точка зрения
Теория и
практика

Пульс не прощупывается

Центральная пресса в 1 квартале 2012 г.

 

Александр Ефремов
эксперт «Аналитического центра «Видео Интернешнл»
Если наложить на привычный сезонный график доходов центральной прессы от рекламы в 2011 г. данные за первые три месяца текущего года, то можно увидеть, что пока ситуация с доходами печатных изданий почти в точности повторяет прошлогоднюю (см. Диаграмму 1). В январе и марте пресса показала снижение доходов относительно прошлого года порядка 3%, в феврале – 2% прироста. Таким образом, год начался для печатных СМИ в лучшем случае стагнацией.



 Приоткрывая завесы тайны

Вышла в свет книга «Сегментирование рынка российской прессы: концептуальный подход»

Читать далее...



Необычность ситуации заключается в том, что газеты и журналы вновь поменялись ролями. Если вспомнить начало и пик кризиса, то динамические показатели доходов газет были заметно лучше журнальных. Потом ситуация несколько изменилась: 2011 год газеты закончили с показателями худшими, чем журналы. Начало этого года пока характеризуется очень неплохими приростами доходов газет и снижением доходов журналов. Что касается рекламных изданий, то тут ситуация «стабильна» – они продолжают быстро терять доходы, что отмечается на протяжении всего кризисного периода (см. Таблицы 1 и 2, Диаграмму 2).

Диаграмма 1
Помесячные доходы центральной прессы от рекламы в январе 2011 - марте 2012, млн. руб. c НДС.



Источник: Аналитический Центр Видео Интернешнл (на основе данных TNS Media Intelligence)



Таблица 1

Доходы центральной прессы от рекламы
в январе-марте 2011-2012 гг., млн. руб. c НДС.

 

Тип издания

2011

2012

Динамика, %

Газеты

1 594

1 823

+14.3%

Журналы

4 441

4 416

-0.6%

Рекламные

1 202

894

-25.6%

Центральная пресса ВСЕГО:

7 238

7 133

-1.4%

Источник: Аналитический Центр Видео Интернешнл (на основе данных TNS Media Intelligence)


Таблица 2


Доходы центральной прессы от рекламы
в январе-марте 2011-2012 гг., млн. руб. c НДС.

 

Тип издания

2011

2012

Динамика, %

Газеты ежедневные

                         797  

                          950  

+19.2%

Газеты еженедельные

                         797  

                          873  

+9.5%

Журналы ежемесячные

                     2 995  

                       3 005  

+0.4%

Журналы еженедельные

                     1 446  

                       1 411  

-2.5%

Рекламные издания

                     1 202  

                          894  

-25.6%

Центральная пресса ВСЕГО:

               7 238  

                7 133  

-1.4%



Диаграмма 2
Доходы центральной прессы от рекламы в январе-марте 2011-2012 гг., млн. руб. c НДС.


Источник: Аналитический Центр Видео Интернешнл (на основе данных TNS Media Intelligence)



По объему рекламных площадей журналы в 1 квартале потеряли еще больше, чем в деньгах. По еженедельникам сокращение площади рекламы превысило 6%. При этом ежедневные и еженедельные газеты нарастили рекламную площадь на 17% и 8% соответственно (см. Таблицу 3). Но, несмотря на наступление газет, рыночная доля журналов даже увеличилась на 1 процентный пункт, достигнув 62%. Это вызвано сокращением доли рекламных изданий (с 17% до 13%, см. Диаграмму 3). Журналы остаются основным типом печатных СМИ, и газеты будут все более приобретать журнальные черты. Вероятно, через несколько лет будет целесообразно делить рынок печатных СМИ лишь по признаку периодичности.

Таблица 3

Объем рекламы (площадь в А4) в изданиях центральной прессы
в январе-марте 2011-2012 гг. Без учета рекламных изданий.


Тип издания

2011

2012

Динамика, %

Газеты ежедневные

                     7 209  

                       8 414  

+16.7%

Газеты еженедельные

                     3 061  

                       3 306  

+8.0%

Журналы ежемесячные

                   11 699  

                     11 535  

-1.4%

Журналы еженедельные

                     5 914  

                       5 533  

-6.4%

Центральная пресса ВСЕГО:

             27 882  

              28 787  

+3.2%

Источник: Аналитический Центр Видео Интернешнл (на основе данных TNS Media Intelligence)

 

Диаграмма 3
Доли типов изданий центральной прессы по доходам от рекламы
(1 кв. 2012 гг.), %


Источник: Аналитический Центр Видео Интернешнл (на основе данных TNS Media Intelligence)


Неприятным сюрпризом стало падение доходов в 1 квартале по женским журналам (на 2%, в то время как 2011 год женские журналы, несмотря на временные перебои, закончили с показателем прироста 10%). На эту тематическую нишу приходится более пятой части всех рекламных доходов прессы. Другие «околоженские» ниши изданий («Кино и знаменитости», «Семья, уход за ребенком», «Здоровый образ жизни») также находятся в минусе. Это объясняется снижением бюджетов рекламодателей по товарной категории «Парфюмерия и косметика» (по нише «Женские журналы» – как раз на 2%). Сокращение же доходов мужских глянцевых журналов вызвано поведением рекламодателей сразу по нескольким ведущим для этой ниши товарным категориям. Помимо парфюмерии, бюджеты сократились по одежде и обуви, алкоголю, часам, мобильным телефонам, бытовой технике, финансовым услугам и т.д.

Наибольшие показатели прироста в нишах – у бортовых журналов (их лидирование, если не считать нишу кроссвордов, продолжается уже второй год). Высокие приросты доходов демонстрируют также деловые ежедневные газеты и туристические издания (см. Таблицу 4).

Таблица 4
Доходы центральной прессы от рекламы (по тематическим нишам)

в январе-марте 2011-2012 гг., млн. руб. c НДС.


Ниша

2011

2012

Динамика, %

Женские журналы

                     1 622  

                       1 594  

-2%

ТВ-гиды

                         674  

                          706  

+5%

Еженедельные газеты (Массовые)

                         608  

                          653  

+7%

Ежедневные газеты (Качественные)

                         511  

                          616  

+21%

Мужские журналы

                         393  

                          337  

-14%

Автомобильные

                         271  

                          313  

+15%

Кино и знаменитости

                         325  

                          305  

-6%

Деловые и общ-полит. журналы

                         309  

                          280  

-9%

Трудоустройство

                         325  

                          279  

-14%

Бесплатные издания

                         249  

                          241  

-3%

Ежедневные газеты (Массовые)

                         192  

                          214  

+12%

Каталоги: строительство, интерьер

                         259  

                          201  

-23%

Интерьер, загородный дом

                         171  

                          186  

+9%

Автомобильные (рекламные)

                         235  

                          147  

-38%

Бортовые журналы

                         103  

                          138  

+33%

Бесплатных объявлений

                         206  

                          128  

-38%

Путеводители по развлечениям

                         124  

                          120  

-3%

Семья, уход за ребенком

                         113  

                             99  

-13%

Познавательные

                           83  

                             93  

+13%

B2B

                           68  

                             72  

+6%

Туризм и путешествия

                           57  

                             67  

+19%

Здоровый образ жизни

                           69  

                             65  

-5%

Компьютерные

                           53  

                             60  

+15%

Еженедельные газеты (Качествен.)

                           52   

                             51  

-2%

Молодежные

                           51  

                             50  

-2%

Гастрономические

                           44  

                             47  

+6%

Электронная техника

                           47  

                             41  

-12%

Кроссворды и развлекательные

                           17  

                             23  

+41%

Садоводство, цветоводство

                             9  

                               5  

-45%

Центральная пресса ВСЕГО:

               7 238  

                7 133  

-1.4%

Источник: Аналитический Центр Видео Интернешнл (на основе данных TNS Media Intelligence)


В разрезе товарных категорий, помимо снижения на 4% бюджетов по «Парфюмерии и косметике», следует отметить рост на 8% по категории «Медицина, лекарства, БАДы», которая по итогам прошлого года показала снижение на 5,5%, а также снижение прироста по категории «Автомобили и аксессуары» с 17% по итогам 2011 г. до скромного 1% в 1 кв. текущего года. Реклама финансовых и страховых услуг продолжает наращивать бюджеты в прессе высокими темпами (34% по результатам 2011 г., 31% в 1 кв. текущего). Рекордсменом же по сокращению бюджетов (если не считать бытовую химию, всегда характеризуемую высокой «волатильностью») является категория «Услуги сотовой связи» (сокращение на 51%, т.е. более чем вдвое). См. Таблицу 5.

Таблица 5
Рекламные бюджеты товарных категорий в центральной прессе
в январе-марте 2011-2012 гг., млн. руб. c НДС

 

Товарная категория

2011

2012

Динамика, %

Парфюмерия и косметика

                         928  

                          888  

-4%

Медицина, лекарства, БАДы

                         810  

                          878  

+8%

Автомобили и аксессуары

                         668  

                          676  

+1%

Одежда, обувь, аксессуары

                         592  

                          651  

+10%

Часы и ювелирные изделия

                         345  

                          363  

+5%

Алкогольные напитки и пиво

                         292  

                          313  

+7%

Финансовые и страховые услуги

                         217  

                          286  

+31%

СМИ и спецмероприятия

                         229  

                          212  

-7%

Недвижимость

                         154  

                          171  

+11%

Мебель и предметы интерьера

                         147  

                          168  

+14%

Продукты питания и напитки

                         171   

                          167  

-3%

Табачные изделия

                         181  

                          165  

-9%

Бытовая техника

                         145  

                          136  

-6%

Компьютеры и оргтехника, софт

                         134  

                          113  

-16%

Строительные товары и услуги

                         112  

                          111  

-1%

Детские товары

                         106  

                             86  

-19%

Торговые организации

                         106  

                             71  

-33%

Аудио-, видео-, ТВ-, фототехника

                           97  

                             70  

-28%

Туризм и отдых

                           74  

                             62  

-16%

Мобильные телефоны

                           47  

                             43  

-9%

Услуги сотовой связи

                           64  

                             31  

-51%

Спортивные товары

                           22  

                             28  

+26%

Бытовая химия

                           36  

                             12  

-67%

Политическая реклама

                             1  

                               9  

+1576%

Социальная реклама

                             6  

                               6  

-8%

Другое

                        409  

                          470  

+15%

Classified

                     1 144  

                          948  

-17%

Центральная пресса ВСЕГО:

               7 238  

                7 133  

-1.4%

Источник: Аналитический Центр Видео Интернешнл (на основе данных TNS Media Intelligence)


Общий же вывод по рассматриваемому сегменту медиарынка можно сделать следующий. В прессе продолжается глубокая структурная перестройка, характеризующаяся быстрым и заметным снижением доли рекламных изданий, уступающих свое место новым видам рекламоносителей, в первую очередь электронным: интернету и мобильной рекламе. Журналы и газеты в свою очередь по естественным причинам не могут воспользоваться ситуацией и получить часть доходов, теряемых рекламными изданиям. Их доля на рынке рекламы в прессе растет, но доля всей прессы на медиарынке сокращается

Приоткрывая завесы тайны

 Вышла в свет книга «Сегментирование рынка российской прессы: концептуальный подход», подготовленная сотрудниками отдела исследования прессы Аналитического центра Видео Интернешнл (АЦВИ). Книга приоткрывает завесу тайны над некоторыми секретами АЦВИ в области изучения рынка прессы.

Участники российского медиарекламного рынка много лет следят за публикациями экспертов Аналитического центра в открытых источниках. В частности, большой популярностью пользуются данные АЦВИ по рекламным доходам печатных СМИ.

Почти во всех своих исследовательских проектах АЦВИ использует собственную структуру рынка прессы. Книга подробно описывает подход Аналитического центра к сегментированию рынка, который основывается на анализе данных различных медиаисследований (измерение аудитории СМИ, мониторинг рекламы, контент-анализ, потребительские характеристики, психографика читателей). В книге также подробно описана методика, используемая для моделирования коммерческой политики издательских домов, лежащая в основе расчетов рекламных доходов газет и журналов.

Не только профессионалам будут интересны главы книги, рассказывающие об истории развития рынка российской прессы, начиная с дореволюционных времен, а также обзор развития современных цифровых технологий, идущих на смену традиционной полиграфии.

В объемном приложении к книге содержатся справочные материалы, включая классификатор товарных категорий АЦВИ (и его связь с классификатором компании TNS Media Intelligence), а также структура издательских ниш рынка центральной прессы в видении Аналитического Центра Видео Интернешнл.

По полноте и охвату различных направлений исследований книга вполне может претендовать на звание «энциклопедии» рекламного рынка печатных СМИ.

Оглавление книги «Сегментирование рынка российской прессы: концептуальный подход»

Эксперты рынка российской прессы могут получить экземпляр книги бесплатно.

Обращаться по e-mail: AEfremov@vitpc.com

Тел. +7 (495) 231-48-52

10.05.2012


Куда движется индустрия? Как меняется структура рекламного рынка? Какие категории рекламодателей сокращают, а какие наращивают свое присутствие в том или ином медиа?

На эти вопросы отвечают исследовательские компании, независимые эксперты, топ- менеджеры крупных медиакомпаний, рекламных агентств, издательских домов, операторов наружной рекламы, лидирующих интернет-игроков.

Проект выходит ежемесячно по мере готовности актуальных данных. Ежеквартально мы подводим итоги и говорим о перспективах индустрии.
2013
развернуть
2012
свернуть
2011
развернуть
2010
развернуть
2009
развернуть

© Состав.ру 1998-2017, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         18+   Словарь маркетинговых терминов