Самый полный срез рынка медиа России и стран СНГ
Цифры, Аналитика, Дискуссии
 
Рейтинг медиаагентств Оборот
$ млн./год
Optimum Media OMD
(Omnicom Group)
425
Vizeum (Aegis Media) 425
ZenithOptimedia (Vivaki) 404
ТВ
Пресса
Outdoor
New media
Интернет
Радио
СНГ
Точка зрения
Теория и
практика

Абстинентный синдром

Запрет рекламы алкоголя лишил прессу 5% доходов в 1 кв. 2013

 

Александр Ефремов
эксперт «Аналитического центра «Видео Интернешнл»
С февраля 2013 г. реклама алкогольных напитков полностью исчезла со страниц газет и журналов (январский «глянец», вышедший в декабре, еще был заполнен последней «алкогольной» рекламой). Как и прогнозировалось, сегмент рекламы в прессе в феврале и марте сразу просел на 6%. По итогам 1 кв. 2013 г. падение составило почти 5%, несмотря на резкий рост объемов рекламы табачных изделий, которая, в свою очередь, будет запрещена с 1 июня 2013 г.



Диаграмма 1
Доходы центральной прессы от рекламы
помесячно, 2012-2013 гг., млн. руб. (без НДС)


Источник: Аналитический Центр Видео Интернешнл (на основе данных TNS Media Intelligence)


Таблица 1
Доходы изданий центральной прессы от рекламы
(по типам изданий), 1 кв. 2012-2013 гг., млн. руб. (без НДС)


Тип издания

2012

2013

Динамика, %

Газеты ежедневные

                       792  

                         800  

+1%

Газеты еженедельные

                       749  

                         720  

-4%

Журналы ежемесячные

                    2 475  

                      2 401  

-3%

Журналы еженедельные

                    1 208  

                      1 173  

-3%

Рекламные издания

                       752  

                         596  

-21%

Центральная пресса ВСЕГО:

               5 977  

                 5 689  

-5%

Источник: Аналитический Центр Видео Интернешнл (на основе данных TNS Media Intelligence)


Из всех типов изданий лишь ежедневные газеты оказались в плюсе, однако это объясняется исключительно нерыночными факторами. Дело в том, что АЦВИ традиционно, вслед за TNS, относил обязательные объявления о банкротствах, публикуемые в газете «Коммерсантъ», к рекламе. Все больше компаний объявляли о несостоятельности, доходы «Коммерсанта» (а банкротства занимают в них существенную долю) росли, что положительно сказывалось на динамике всего сегмента ежедневных газет, в котором «Ъ» имеет весьма значительный вес. С 1 марта 2013 г. объявления о банкротствах должны были перекочевать в «Российскую газету», которая получила это право на конкурсной основе. Однако в настоящее время сведения о несостоятельности по-прежнему публикует «Коммерсантъ», поскольку соответствующие постановления Правительства РФ вовремя не вышли. Тем не менее, начиная с апреля, АЦВИ планирует полностью исключить объявления о банкротствах из состава анализируемых данных по рекламе в прессе. Сейчас можно лишь сказать, что без них динамика доходов ежедневных газет также отрицательная.


Таблица 2
Доходы изданий центральной прессы от рекламы
(по тематическим нишам) за 1 кв. 2012-2013 гг., млн. руб. (без НДС)


Ниша

2012

2013

Динамика, %

Женские журналы

                    1 306  

                      1 344  

+3%

ТВ-гиды

                       628  

                         622  

-1%

Еженедельные газеты (Масс.)

                       565  

                         546  

-3%

Ежедневные газеты (Качеств.)

                       519  

                         524  

+1%

Мужские журналы

                       287  

                         280  

-3%

Кино и знаменитости

                       260  

                         259  

0%

Трудоустройство

                       229  

                         222  

-3%

Автомобильные

                       254  

                         217  

-15%

Бесплатные издания

                       216  

                         200  

-7%

Деловые и общ-полит. журналы

                       224  

                         190  

-15%

Интерьер, загородный дом

                       164  

                         163  

-1%

Ежедневные газеты (Масс.)

                       165  

                         153  

-7%

Каталоги: строительство, интерьер

                       163  

                         135  

-17%

Бортовые журналы

                       120  

                         122  

+1%

Путеводители по развлечениям

                       101  

                           90  

-11%

Бесплатных объявлений

                       109  

                           74  

-32%

Семья, уход за ребенком

                          74  

                           73  

-2%

Автомобильные (рекламные)

                       131  

                           71  

-45%

Здоровый образ жизни

                          51  

                           59  

+15%

Познавательные

                          74  

                           56  

-25%

Гастрономические

                          42  

                           49  

+16%

B2B

                          56  

                           44  

-22%

Еженедельные газеты (Качеств.)

                          42  

                           41  

-2%

Компьютерные

                          51  

                           40  

-23%

Молодежные

                          43  

                           39  

-11%

Туризм и путешествия

                          51  

                           34  

-32%

Кроссворды и развлекательные

                          20  

                           20  

-2%

Электронная техника

                          27  

                           19  

-30%

Садоводство, цветоводство

                            4  

                              4  

+24%

Центральная пресса ВСЕГО:

               5 977  

                 5 689  

-5%

Источник: Аналитический Центр Видео Интернешнл (на основе данных TNS Media Intelligence)


Вообще, среди тематических издательских ниш лишь три небольшие по доле группы изданий («Здоровый образ жизни», «Гастрономические» и «Садоводство, цветоводство») показали какой-то осязаемый рост доходов: все остальные либо в минусе, либо стагнируют, либо имеют чисто символический прирост, сопоставимый с точностью наших вычислений.

Как обычно, наибольшие потери несут рекламные издания. В ближайшие год-два, вероятно, нам придется исключить их из своего классификатора, как мы уже это сделали в 2009 г. с нишей «Рекламно-информационные». Дело в том, что рекламных изданий общей тематики в центральной прессе практически не остается – они переформатируются в другие типы изданий, либо уже являются специализированными и содержат значительную долю нерекламного контента. Нынешние рекламные издания уже невозможно отличить от таких бесплатных газет, как Metro, например.


Таблица 3
Рекламные бюджеты товарных категорий в центральной прессе
в 1 кв. 2012-2013 гг., млн. руб. без НДС


Товарная категория

2012

2013

Динамика, %

Медицина, лекарства, БАДы

                       764  

                         827  

+8%

Парфюмерия и косметика

                       662  

                         626  

-5%

Одежда, обувь, аксессуары

                       570  

                         612  

+7%

Автомобили и аксессуары

                       588  

                         498  

-15%

Часы и ювелирные изделия

                       324  

                         291  

-10%

Табачные изделия

                       140  

                         268  

+92%

Недвижимость

                       147  

                         204  

+39%

Финансовые и страховые услуги

                       229  

                         198  

-13%

СМИ и спецмероприятия

                       180  

                         184  

+2%

Продукты питания и напитки

                       150  

                         154  

+3%

Мебель и предметы интерьера

                       146  

                         129  

-11%

Строительные товары и услуги

                          96  

                         115  

+20%

Бытовая техника

                       115  

                         113  

-2%

Торговые организации

                          64  

                           99  

+55%

Компьютеры и оргтехника, софт

                          95  

                           84  

-12%

Туризм и отдых

                          50  

                           66  

+32%

Алкогольные напитки и пиво

                       273  

                           60  

-78%

Детские товары

                          61  

                           55  

-9%

Бытовая химия

                            9  

                           35  

+276%

Аудио-, видео-, ТВ-, фототехника

                          54  

                           26  

-53%

Спортивные товары

                          24  

                           24  

-3%

Услуги сотовой связи

                          27  

                           19  

-27%

Мобильные телефоны

                          39  

                           13  

-68%

Социальная реклама

                            5  

                              7  

+36%

Политическая реклама

                            7  

                              0  

-96%

Другое

                       378  

                        303  

-20%

Classified

                       781  

                        679  

-13%

Центральная пресса ВСЕГО:

               5 977  

                 5 689  

-5%

Источник: Аналитический Центр Видео Интернешнл (на основе данных TNS Media Intelligence)


Продолжается обсуждение мер по ограничению или полному запрету рекламы безрецептурных лекарственных препаратов и БАДов. Если бы такой запрет вступил в силу, например, с 1 июля 2013 г., то снижение рекламных доходов печатных СМИ к концу года составило бы порядка 12–14%.

В то же время, в 1 кв. 2013 г. продолжилась прошлогодняя тенденция снижения бюджетов в «Парфюмерии и косметике», динамика в «Автомобилях и аксессуарах» и «Часах и ювелирных изделиях» сменила «плюс» на «минус», а рост по товарным группам «Одежда, обувь, аксессуары» и «Медицина, лекарства, БАДы» составил скромные 7–8%. Из ТОП-10 категорий по-настоящему высокий рост бюджетов показали лишь «Табачные изделия» и «Недвижимость», но первая, как уже говорилось, прекратит рекламироваться с июня, а вторая не может похвастаться постоянством (например, в 2010 г. бюджеты сократились на 13%), хотя по итогам 2012 г. она показала рост 33%, уступив лишь алкоголю.

Большинство издателей уже смирилось с мыслью, что сокращение доходов печатных изданий – это не временное явление, а, начиная с недавних пор, постоянный тренд. Такая же ситуация складывается и на зарубежных рынках.

Подробнее об этом можно будет узнать из нового издания АЦВИ «Структура рекламного рынка прессы. Взгляд в прошлое, настоящее и будущее». Книга должна выйти в свет летом этого года и, по предварительным данным, будет бесплатно распространяться на конференциях и семинарах АКАР и ГИПП.

Напомним также, что с ежемесячными обзорами рекламы в центральной прессе можно ознакомиться на сайте www.acvi.ru в разделе Аналитика/Пресса. Ежеквартальные отчеты, как и прежде, будут публиковаться на «Медиасоставе».

15.05.2013


Куда движется индустрия? Как меняется структура рекламного рынка? Какие категории рекламодателей сокращают, а какие наращивают свое присутствие в том или ином медиа?

На эти вопросы отвечают исследовательские компании, независимые эксперты, топ- менеджеры крупных медиакомпаний, рекламных агентств, издательских домов, операторов наружной рекламы, лидирующих интернет-игроков.

Проект выходит ежемесячно по мере готовности актуальных данных. Ежеквартально мы подводим итоги и говорим о перспективах индустрии.
2013
свернуть
2012
развернуть
2011
развернуть
2010
развернуть
2009
развернуть

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         18+   Словарь маркетинговых терминов