Самый полный срез рынка медиа России и стран СНГ
Цифры, Аналитика, Дискуссии
 
Рейтинг медиаагентств Оборот
$ млн./год
Optimum Media OMD
(Omnicom Group)
425
Vizeum (Aegis Media) 425
ZenithOptimedia (Vivaki) 404
ТВ
Пресса
Outdoor
New media
Интернет
Радио
СНГ
Точка зрения
Теория и
практика

Реклама в центральной прессе в 1 квартале 2009

Сейчас уже можно подводить первые итоги развития рекламного рынка в условиях экономического кризиса, в частности - рекламы в прессе. Данные за первый квартал показывают, что снижение рекламных доходов печатных СМИ пока продолжает нарастать (см. таблицу 1).


Таблица 1.
Доходы от рекламы в изданиях центральной прессы в 1 кв., млн. руб. с НДС

Тип издания АЦВИ

2008

2009

Изменение, %

Газеты ежедневные

1 330

845

-36%

Газеты еженедельные

638

494

-23%

Журналы ежемесячные

3 535

2 099

-41%

Журналы еженедельные

1 912

980

-49%

Рекламные издания

2 746

1 217

-56%

Центральная пресса ВСЕГО:

10 161

5 635

-45%

ВСЕГО без рекламных изданий:

7 415

4 418

-40%

Источник: Аналитический Центр Видео Интернешнл (АЦВИ)

Все издания действительно переживают очень сложный период, можно говорить лишь о более или менее тяжелой ситуации. В наименьшей степени падение затронуло еженедельные газеты, в первую очередь массовые. В то же время еженедельные журналы потеряли почти половину своих доходов. Основу этого сегмента составляют деловые еженедельники. Рекламные издания, как обычно, понесли наибольшие потери (56%). Ниже мы будем рассматривать все рекламные показатели без учета этого сегмента. Это позволит более точно отслеживать динамику рекламных бюджетов, поскольку большая часть рекламы в рекламно-информационных изданиях мониторится обобщенно, без указания рекламодателя и товарной категории.

Снижение рекламных площадей в изданиях центральной прессы составляет по разным типам изданий 30-40% (см. таблицу 2). Это несколько меньше падений объемов в денежном выражении, поскольку кризис вынуждает печатные издания предоставлять рекламодателям более значительные скидки на размещение.


Таблица 2.
Объемы рекламы в изданиях центральной прессы в 1 кв., площадь А4*

Тип издания АЦВИ

2008

2009

Изменение, %

Газеты ежедневные

10 164

6 592

-35%

Газеты еженедельные

4 047

2 804

-31%

Журналы ежемесячные

15 957

11 188

-30%

Журналы еженедельные

9 450

5 554

-41%

Центральная пресса ВСЕГО:

39 618

26 139

-34%

* Без учета рекламно-информационных изданий
Источник: Аналитический Центр Видео Интернешнл (АЦВИ)

В денежном выражении наименьшие потери понесли, как уже говорилось, массовые еженедельные газеты (это прежде всего «АиФ» и «Жизнь») и массовые ежедневные газеты («КП», «МК», «Советский спорт» и др.), см. таблицу 3. В журнальном сегменте лучше всего дела обстоят у изданий, посвященных здоровью и уходу за детьми. В обоих случаях объяснение найти несложно. Массовые газеты пользуются спросом у рекламодателей-производителей товаров массового и повседневного спроса, от которых потребители отказываются в самую последнюю очередь, в худшем случае переходя на более дешевую продукцию. Так, в еженедельных массовых газетах объем рекламы продовольственных товаров увеличился в три раза (!), а объем рекламы товаров бытовой химии и моющих средств вырос на 17%. Объем рекламы детских товаров и лекарственных препаратов в прессе в целом сократился весьма умеренно (см. таблицу 4). Эти категории являются определяющими для журнальных и газетных ниш, издания которых посвящены здоровью и уходу за ребенком. И хотя роста тут не наблюдается, но незначительное сокращение бюджетов основополагающих товарных категорий позволяет изданиям данных ниш оставаться на плаву.


Таблица 3.
Доходы от рекламы в изданиях центральной прессы в 1 кв., млн. руб. с НДС*

Ниша

2008

2009

Изменение, %

Женские журналы

1 857

1 114

-40%

Деловые ежедневные газеты

792

437

-45%

Массовые ежедневные газеты

506

385

-24%

Массовые еженедельные газеты

486

377

-23%

ТВ-гиды

563

352

-37%

Деловые и общ-полит. журналы

636

311

-51%

Мужские журналы

443

234

-47%

Кино и знаменитости

316

206

-35%

Автомобильные

434

180

-58%

Интерьер, загородный дом

196

113

-43%

Путеводители по развлечениям

166

84

-50%

Семья, уход за ребенком

96

75

-22%

Бортовые журналы

132

73

-45%

Компьютерные

115

66

-42%

Бесплатные издания

93

60

-35%

Познавательные

89

58

-35%

Молодежные

113

56

-51%

Здоровый образ жизни

64

54

-15%

B2B

83

53

-36%

Электронная техника

95

47

-50%

Гастрономические

30

19

-37%

Туризм и путешествия

48

17

-64%

Спортивные

18

12

-31%

Другие

45

34

-24%

Центральная пресса ВСЕГО:

7 415

4 418

-40%

* Без учета рекламно-информационных изданий
Источник: Аналитический Центр Видео Интернешнл (АЦВИ)


Наибольшие же потери несут те издания, в которых традиционно размещалась реклама дорогостоящих товаров и услуг: автомобильные, деловые, путеводители по развлечениям, мужские журналы, электроника, туризм и отдых. Учитывая, что в этих сегментах находится множество небольших независимых изданий, для которых реклама является практически единственным источником дохода, то не следует удивляться частым новостям о закрытиях и приостановках выпуска.

Среди товарных категорий (таблица 4) положительную динамику бюджетов сохраняют табачные изделия и социальная реклама. К ним присоединилась в нынешнем формате анализа ситуации еще и категория «Туризм и отдых» (в прошлый раз мы рассматривали бюджеты категорий с учетом рекламно-информационных изданий, а в этом случае «Туризм и отдых» показывает падение). При этом наблюдается невиданное ранее перераспределение бюджетов категорий между различными издательскими нишами. Некоторые рекламодатели полностью отказываются от традиционных для себя площадок и переносят бюджеты в другие сектора прессы. Общая же тенденция остается неизменной. В наибольшей степени подверглись сокращению рекламные бюджеты брендов дорогостоящих товаров.
Чтобы немного сгладить негатив от этой грустной картины, в заключение сообщу, что отдельные эксперты отмечают признаки некоторой активизации рекламодателей к лету этого года.


Таблица 4.
Рекламные бюджеты товарных категорий в центральной прессе в 1 кв., млн. руб. с НДС*

Товарная категория

2008

2009

Изменение, %

Парфюмерия и косметика

1 113

696

-37%

Медицина, лекарства, БАДы

775

600

-23%

Автомобили и аксессуары

890

436

-51%

Одежда, обувь, аксессуары

769

403

-48%

Часы и ювелирные изделия

335

156

-53%

СМИ и спецмероприятия

215

145

-32%

Финансовые и страховые услуги

384

139

-64%

Компьютеры и оргтехника, софт

233

136

-42%

Алкогольные напитки и пиво

305

131

-57%

Торговые организации

172

107

-38%

Услуги сотовой связи

163

103

-37%

Табачные изделия

79

101

27%

Туризм и отдых

82

99

20%

Недвижимость

220

94

-57%

Мебель и предметы интерьера

129

80

-37%

Аудио-, видео-, ТВ-, фототехника

175

72

-59%

Продукты питания и напитки

124

69

-44%

Бытовая техника

143

68

-53%

Детские товары

65

55

-15%

Строительные товары и услуги

72

40

-45%

Мобильные телефоны

76

33

-57%

Спортивные товары

27

20

-23%

Социальная реклама

10

13

30%

Бытовая химия

43

12

-71%

Политическая реклама

3

2

-39%

Другое

540

355

-34%

Classified

274

252

-8%

Центральная пресса ВСЕГО:

7 415

4 418

-40%

* Без учета рекламно-информационных изданий
Источник: Аналитический Центр Видео Интернешнл (АЦВИ)


Все приведенные в статье цифры получены путем обработки данных компании TNS Россия (TNS Media Intelligence), осуществляющей мониторинг рекламы в средствах ее распространения.

Эксперт АЦВИ Александр Ефремов.


24.04.2009


Куда движется индустрия? Как меняется структура рекламного рынка? Какие категории рекламодателей сокращают, а какие наращивают свое присутствие в том или ином медиа?

На эти вопросы отвечают исследовательские компании, независимые эксперты, топ- менеджеры крупных медиакомпаний, рекламных агентств, издательских домов, операторов наружной рекламы, лидирующих интернет-игроков.

Проект выходит ежемесячно по мере готовности актуальных данных. Ежеквартально мы подводим итоги и говорим о перспективах индустрии.
2013
развернуть
2012
развернуть
2011
развернуть
2010
развернуть
2009
свернуть

© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         18+   Словарь маркетинговых терминов