Самый полный срез рынка медиа России и стран СНГ
Цифры, Аналитика, Дискуссии
 
Рейтинг медиаагентств Оборот
$ млн./год
Optimum Media OMD
(Omnicom Group)
425
Vizeum (Aegis Media) 425
ZenithOptimedia (Vivaki) 404
ТВ
Пресса
Outdoor
New media
Интернет
Радио
СНГ
Точка зрения
Теория и
практика

Ни выпить, ни покурить

Объем рекламы в центральной прессе в 1 полугодии 2013 г. показал умеренную отрицательную динамику

 

 

Александр Ефремов
эксперт «Аналитического центра «Видео Интернешнл»
В июле 2013 г. объем рекламы табачных изделий сократился по сравнению с июлем 2012 г. на 80%, хотя запрет на рекламу сигарет в прессе так и не вступил в силу (депутаты проявили нерасторопность в этом вопросе и так и не внесли поправки в Закон «О рекламе»). Табачные рекламодатели, впрочем, оказались еще более неповоротливыми и не воспользовались представившейся возможностью. Запрещенная с января 2013 г. реклама алкоголя в июле сократилась на 99%. Мониторинг зафиксировал выходы такой рекламы в свободных вложениях. На вопрос, является ли это законным, ответы юристов и чиновников антимонопольной службы пока расходятся.



Общую ситуацию на рынке прессы можно охарактеризовать как рецессию (см. Диаграмму 1 и Таблицы 1 и 2). Несмотря на рост бюджетов в секторе парфюмерии и косметики, который обеспечил женским журналам плюсовую динамику доходов, рекламодатели других важнейших товарных категорий не продемонстрировали достаточной активности.

Диаграмма 1
Доходы центральной прессы от рекламы

(помесячно за 2012-2013 гг., млн. руб. без НДС)

Источник: Аналитический Центр Видео Интернешнл (на основе данных TNS Media Intelligence)

Таблица 1
Доходы изданий центральной прессы от рекламы

(по типам изданий) за 1 полугодие 2012-2013 гг., млн. руб. без НДС

ТИП

2012

2013

Динамика, %

Газеты

3 089

2 895

-6%

Журналы

8 230

8 019

-3%

Рекламные

1 628

1 199

-26%

Центральная пресса ВСЕГО:

12 947

12 113

-6%

Источник: Аналитический Центр Видео Интернешнл (на основе данных TNS Media Intelligence)

Таблица 2
Доходы изданий центральной прессы от рекламы

(по типам изданий) за 1 полугодие 2012-2013 гг., млн. руб. без НДС

Тип издания

2012

2013

Динамика, %

Газеты ежедневные

1 543

1 498

-3%

Газеты еженедельные

1 546

1 397

-10%

Журналы ежемесячные

5 627

5 540

-2%

Журналы еженедельные

2 603

2 480

-5%

Рекламные издания

1 628

1 199

-26%

Центральная пресса ВСЕГО:

12 947

12 113

-6%

Источник: Аналитический Центр Видео Интернешнл (на основе данных TNS Media Intelligence)


Все типы изданий показали снижение доходов от рекламы. В наибольшей степени это касается рекламных изданий и еженедельных газет. Неутешительные данные пришли и из регионов. По данным мониторинга рекламы, осуществляемого издательскими домами Hearst Shkulev Media и АБАК-Пресс при участии компании Adinpress, продолжается снижение доходов региональных рекламных изданий, впервые зафиксированное в 1 квартале этого года. Региональная рекламная составляющая в журналах и газетах пока остается в символическом плюсе.

Таблица 3
Доходы изданий центральной прессы от рекламы

(по тематическим нишам) за 1 полугодие 2012-2013 гг., млн. руб. без НДС

Ниша

2012

2013

Динамика, %

Женские журналы

2 711

2 877

+6%

ТВ-гиды

1 256

1 203

-4%

Еженедельные газеты (Массов.)

1 179

1 105

-6%

Ежедневные газеты (Качеств.)

903

891

-1%

Мужские журналы

663

603

-9%

Кино и знаменитости

575

554

-4%

Автомобильные

627

542

-14%

Деловые и общ-полит. журналы

623

538

-14%

Трудоустройство

508

465

-8%

Интерьер, загородный дом

458

453

-1%

Бесплатные издания

484

427

-12%

Ежедневные газеты (Массов.)

382

326

-15%

Бортовые журналы

290

324

+12%

Каталоги: строительство, интерьер

355

258

-27%

Путеводители по развлечениям

229

191

-17%

Семья, уход за ребенком

180

181

+1%

Бесплатных объявлений

237

157

-34%

Познавательные

168

144

-14%

Автомобильные (рекламные)

267

142

-47%

Здоровый образ жизни

111

116

+5%

Гастрономические

95

97

+3%

Туризм и путешествия

120

92

-23%

Молодежные

101

90

-11%

Компьютерные

111

85

-23%

B2B

118

82

-31%

Еженедельные газеты (Качеств.)

82

75

-8%

Электронная техника

59

41

-30%

Кроссворды и развлекательные

38

39

+5%

Садоводство, цветоводство

20

18

-11%

Центральная пресса ВСЕГО:

12 947

12 113

-6%

Источник: Аналитический Центр Видео Интернешнл (на основе данных TNS Media Intelligence)

Из первой десятки тематических ниш лишь женские журналы получили прирост доходов, из второй десятки – лишь три ниши: «Бортовые журналы», «Семья, уход за ребенком» и «Здоровый образ жизни» (см. Таблицу 3), причем прирост доходов первой заметно затормозился, если сравнивать с динамикой прошлого года (+30% по итогам 2012 г.), а прирост второй является чисто формальным (+1%). Среди малых ниш третьего десятка еще две имеют небольшие приросты. Таким образом, можно сделать вывод, что рецессия затронула печатные издания практически всех форматов и тематик.

Таблица 4
Рекламные бюджеты товарных категорий в центральной прессе

в 1 полугодии 2012-2013 гг., млн. руб. без НДС

Товарная категория

2011

2012

Динамика, %

Медицина, лекарства, БАДы

1 575

1 633

+4%

Парфюмерия и косметика

1 336

1 387

+4%

Автомобили и аксессуары

1 519

1 328

-13%

Одежда, обувь, аксессуары

1 175

1 242

+6%

Часы и ювелирные изделия

617

541

-12%

Финансовые и страховые услуги

604

510

-16%

Табачные изделия

325

488

+50%

Недвижимость

352

454

+29%

Мебель и предметы интерьера

361

352

-2%

СМИ и спецмероприятия

339

350

+3%

Продукты питания и напитки

336

331

-1%

Строительные товары и услуги

299

302

+1%

Бытовая техника

245

254

+4%

Компьютеры и оргтехника, софт

219

199

-9%

Торговые организации

110

196

+78%

Туризм и отдых

137

170

+25%

Детские товары

147

166

+13%

Спортивные товары

81

80

-1%

Аудио-, видео-, ТВ-, фототехника

119

71

-40%

Алкогольные напитки и пиво

587

65

-89%

Бытовая химия

36

58

+61%

Мобильные телефоны

80

48

-40%

Услуги сотовой связи

63

45

-29%

Социальная реклама

12

14

+25%

Политическая реклама

8

0

-96%

Другое

848

707

-17%

Classified

1 416

1 123

-21%

Центральная пресса ВСЕГО:

12 947

12 113

-6%

Источник: Аналитический Центр Видео Интернешнл (на основе данных TNS Media Intelligence)

Несколько важнейших для прессы, и особенно для ниши женских журналов, товарных категорий сохраняют, хотя и небольшую, но положительную динамику рекламных бюджетов, («Медицина, лекарства, БАДы», «Парфюмерия и косметика» и «Одежда, обувь, аксессуары»). Какое-то время еще будет сохраняться влияние значительного прироста бюджета категории «Табачные изделия» в первой половине этого года, а вот алкоголь уже вовсю тянет рынок вниз (-89%).

Диаграмма 2
Доля ТОП-20 издательских домов на рекламном рынке
центральной прессы в 1 полугодии 2013 г., %



Источник: Аналитический Центр Видео Интернешнл (на основе данных TNS Media Intelligence)

Неуклонно увеличивается рыночная доля крупнейших издательских домов, хотя многие из них, особенно те, в портфеле которых присутствуют рекламные издания, также столкнулись с проблемой снижения рекламных доходов. Так, в 1 полугодии этого года доля ТОП-20 ИД составила 85.7% против 84.4% в 1 полугодии 2012 г. (см. Диаграмму 2). Рост доли основных игроков продолжается все последние годы, что объясняется тремя факторами: консолидация активов, уход с рынка более слабых игроков и запуск лидерами новых изданий. Аналогичная тенденция сохраняется и по рекламодателям. Доля первой двадцатки рекламодателей по итогам 1 полугодия 2013 г. увеличилась с 19.7% до 22.2%. Последняя цифра с точностью до знака после запятой соответствует аналогичному показателю по наружной рекламе за тот же период. Таким образом, пресса и наружка все еще остаются наименее «концентрированными» из всех рекламных медиа, если говорить о концентрации источников рекламных поступлений. Ближайший к ним по этому показателю – интернет, в котором 20–25% бюджетов медийной рекламы приходится на долю уже первой десятки рекламодателей.

Большинство издателей уже смирилось с мыслью, что сокращение доходов печатных изданий – это не временное явление, а, начиная с недавних пор, постоянный тренд. Такая же ситуация складывается и на зарубежных рынках.

Подробнее об этом можно будет узнать из нового издания АЦВИ «Рекламный рынок прессы. Прошлое, настоящее и будущее». Книга должна выйти в свет к сентябрю и, по предварительным данным, будет бесплатно распространяться на конференциях и семинарах АКАР и ГИПП.

Напомним также, что с ежемесячными обзорами ситуации в центральной прессе можно ознакомиться на сайте www.acvi.ru в разделе Аналитика/Пресса. Ежеквартальные отчеты, как и прежде, будут публиковаться на «Медиасоставе».

08.08.2013


Куда движется индустрия? Как меняется структура рекламного рынка? Какие категории рекламодателей сокращают, а какие наращивают свое присутствие в том или ином медиа?

На эти вопросы отвечают исследовательские компании, независимые эксперты, топ- менеджеры крупных медиакомпаний, рекламных агентств, издательских домов, операторов наружной рекламы, лидирующих интернет-игроков.

Проект выходит ежемесячно по мере готовности актуальных данных. Ежеквартально мы подводим итоги и говорим о перспективах индустрии.
2013
свернуть
2012
развернуть
2011
развернуть
2010
развернуть
2009
развернуть

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         18+   Словарь маркетинговых терминов