![]() |
Маша Заборовская: "Иногда сам не можешь понять: то, что ты сделал - это еще пуританство, или уже порно?"
1. Я закончила Санкт-Петербургскую Высшую художественно-промышленную академию (сейчас, кажется, она называется СПбГХПА им. Штиглица) по специальности "средовой дизайн", училась в Kunsthochschule Berlin-Weissensee, специальность "коммуникационный дизайн". 2. Моя мама - художник-керамист, а папа работает в области монументального искусства. В общем, я из семьи, где главной обсуждаемой темой было производство художественного продукта и все, что с этим связано. Все остальное как-то отодвинуто было на второй план. Конечно же, родители поддерживали меня в стремлении стать художником. В этом плане у меня была фора по сравнению с людьми из семей, где это занятие считалось маргинальным. В общем, все к тому, что кто-то должен поддерживать человека, кто-то должен вселять в него уверенность. Это важно. 3. Моими преподавателями в базовых формах были Александр Сергеевич Спицын и Геннадий Семенович Череповский, именно эти замечательные люди наконец-то смогли мне объяснить, как надо держать карандаш, чтобы в итоге оказаться на неплохом абитуриентском уровне и, в конечном счете, иметь возможность учиться у других замечательных преподавателей, в частности, - Бориса Ивановича Роенко, который преподавал специальность на "дизайне среды". Роенко - один из самых замечательных преподавателей, у которых я когда-либо училась. Хочется вспомнить так же фотографа Ханса Пилера из Berlin-Weissensee и ненавязчиво упомянуть Лукаса де Гроота, который, вел там же курс шрифта. 4. Мне кажется, научиться всему у одного человека просто невозможно. Я сторонник такой "пчелиной" тактики - с садиться на все цветы, собирая пыльцу. Я вот не считаю зазорным изучать программу по книжке. Нет другой возможности - пользуйся тем, что доступно. Как говорится, "арфы нет - возьмите бубен!" В общем, учиться у всех. Жить с "постоянно включенным сканером". Это и самое интересное и самое эффективное. Очень многому я научилась у своих однокурсников - это факт. В этом вообще чуть ли ни главный смысл посещения институтов. Поиск единомышленников, атмосфера. 5. Сейчас я работаю в разных областях: в основном занимаюсь графическим дизайном, некоммерческой графикой, так называемым, современным искусством; исследованиями, связанными с графикой и креативным процессом вообще; преподаю в СПбГУ и "Невском университете". Работаю как фрилансер для разных заказчиков. Параллельно работаю совместно с Андреем Люблинским под лейблом Pprofessors. 6. Последние пять лет мы вместе трудились над несколькими проектами - Torten, Trash-man Research, Trash-man Sculpture, скворечник "Прагматика", Only Toys, "9 Горящих автомобилей", а так же серией мастер-классов по развитию креативных способностей. До этого существовала с 1995 года группа 100 Projects. Design. В нее входили Боремир Бахарев, Андрей Люблинский и я. Мы произвели в таком составе множество различных проектов. Сфера наших интересов была чрезвычайно широка - концептуальное искусство, графика, игры, интерьеры, выставочное оборудование, упаковка, фотография, видео. Мы, кажется, только не проектировали кастрюли и автомобили. 7. Вот немного из того, что тогда делалось нами: ![]() Фрагмент большого проекта Dogs. Один из объектов, сделанных к выставке, в которой мы смогли поучаствовать, скрывшись за формулировкой "художники-анималисты". 1997 ![]() Одна из работ проекта Totales Spielzeug, которую мы делали уже в Берлине в том же 1997 ![]() Упаковка для того синего объекта 8. Первый гонорар я получила, кажется, за иллюстрации к книге Арье Ротмана "Овцы Иакова". До этого правда, были еще какие-то работы, довольно чудовищные, с километрами дурацких вывесок, маниакальными заказчиками, мизерными гонорарами, но они как-то не оставили следа в памяти, так что эту, пожалуй, условно можно считать первой. 9. Когда я получаю заказ, я, прежде всего, сосредотачиваюсь на моменте его непосредственного получения, т.е. первом разговоре с заказчиком - обсуждении технического задания. Если спросить больше пока нечего, то в принципе дальше можно углубиться, можно радикально отвлечься, - в любом случае тема должна какое-то время "вариться" в голове. Ну а потом момент воплощения идеи провоцируется назревшей необходимостью со стороны автора, либо стимуляцией со стороны заказчика. Типа "ну как там у нас?" 10. Если что-то не получается, приходится задуматься, а в чем конкретно заключается проблема? Достаточно ли сделать паузу, заняться на время сугубо физическим трудом или поискать вдохновения в работах других авторов, если нет, возвращаюсь к началу, к формулировке - возможно, не хватает информации или она противоречива. 11. Чтобы в правильную сторону заработали мозги, я поступаю по-разному. В большей степени у меня возникают проблемы не с тем, чтобы включиться, а чтобы выключиться. Для этого мне, видимо, служит метод параллельного ведения нескольких проектов. Мне так гораздо проще работать. Все происходит само собой. Вообще-то у нас с Люблинским за годы сложилась тактика - перед тем как "начать думать", мы довольно долго говорим о разных отстраненных вещах, о чем угодно, столько, сколько получается, а потом неожиданно синхронно переходим к нашей задаче. 12. Я ни с чем так не парилась, как с работой, связанной с другим менталитетом: когда я училась в Берлине, мне довелось столкнуться с такой проблемой. Конечно, не мне одной.Была, например, одна девочка, француженка у нас в группе, она расплакалась прямо на занятии от того, что не могла объяснить другим очевидные для нее вещи в собственной работе. А речь шла о графике... В общем, это наводит на мысль о небезграничной возможности графики как универсального языка. Другая сторона проблемы, это - иногда собственная неспособность почувствовать человека, для которого ты работаешь. Бывают ситуации, когда собственные внутренние критерии и камертоны невозможно использовать. Когда ты сам не можешь понять, что ты сделал - то ли это еще пуританство, то ли уже порно. Бесконечно взвешиваешь на своих весах, которые не работают, находясь в совершенно другой галактике. Вообще, если не близка тема, то надо отказываться, хотя есть иногда такой внутренний мотив типа "а слабо мне?". 13. В работе я использую обычные инструменты - компьютер, сканер, камеру. Из первичных, так сказать, инструментов люблю линеры, маркеры и блокноты. Иногда делаю модели из бумаги, пластика и пр. Могу и электролобзиком, и баллончиком, и вообще люблю инструменты как таковые. Никогда не прохожу мимо канцелярского или строительного магазина - один вид изобилия этих товаров приводит меня к "творческому обострению". 14. Мое рабочее место выглядит примерно так: ![]() (В каждом новом доме оно, как правило, расползается по всей комнате от своего "композиционного центра" - обрывка плаката, который я, прежде всего, прикрепляю к стене. Он простой и бодрый и напоминает о времени, поведенном в Берлине.) 15. Здесь - три из любимых моих работ, хотя выбрать что-то очень сложно, особенно три картинки из всего. Тогда уж три из некоммерческой графики, и несколько из других проектов: ![]() Этих очень люблю, они были сделаны в 2005 году, just for me, как говорится ![]() Картинка была сделана для выставки The Stuff that surrounds you, организованной русским изданием Wallpaper* и проектом James 2004 ![]() Вот еще флаер для вечеринки, он мне до сих пор нравится ![]() Одна работа из проекта Torten, 2004 16. Жалко, что вот это сделала не я. Это коробка, в которой моя мама хранит запас электролампочек. Сделана она ею была исключительно в утилитарных целях: ![]() 17. Мне было бы очень интересно поработать когда-нибудь в проекте типа t.o.l., (люди, которые сделали анимационный фильм Tamala 2010). Вообще-то не понимаю, как им это удалось - it's magic! Или поучаствовать в создании чего-то вроде Les Paladins - барочной оперы Рамо, поставленной Хосе Монтальво. 18. Новое в профессиональном мире я узнаю в интернете, от коллег, студентов, в поездках за границы, люблю в иностранных городах проводить время в книжных магазинах. Вообще, печатное люблю больше электронного, всегда стараюсь привозить книжки. Очень хороший есть, например, журнал Etapes, уже упомянутый как-то в другом интервью. 19. Насчет дизайна будущего, я думаю, что дело не столько в развитии самих дизайнерских форм, а в масштабах потребления дизайнерского продукта и адекватности его восприятия. Меня волнует скорее вопрос повышения общей визуальной культуры. Есть множество интересных дизайнеров, но их аудитория не так широка в силу различных причин. Надеюсь, что в будущем ситуация изменится к лучшему. 20. Хочу научиться делать быстрее то, что уже умею делать, более рационально использовать время, научится еще многим полезным вещам - это из прагматического, а из идеализма - хорошо было бы выучить еще какой-нибудь иностранный язык, разобраться с ситуацией с велосипедом... 21. Из иностранных художников очень нравятся Yoshitomo Nara, Wolf Erlbruch, Marko Tuurunen, Gary Baseman, CX Huth. Нет, сложно... очень много хороших художников и дизайнеров, просто теряюсь. 22. Я стараюсь не работать с несимпатичными мне людьми. 23. В моем окружении есть, конечно же, люди, к мнению которых я прислушиваюсь. Но обычно я стараюсь показывать либо совершенно готовую работу, либо какие-то первичные наброски или делюсь замыслом. Не люблю обнародовать этап "половина работы". 24. Если бы я не была тем, кто я сейчас, я бы, наверное, была филологом, может быть лингвистом каким-нибудь, больше, пожалуй, нет вариантов, ну, если только из животных разве - кем-то явно меховым и не крупным. 25. Меня расстраивает, когда в моей профессии я сталкиваюсь с цинизмом, неуважением к труду художника, снобизмом. Или когда говорят "а что тут делать? Это ж быстро!", еще меня коробит "офисный язык", с которым приходится иногда сталкиваться - "проплатить", "отзвониться" и т.п. 26. Меня раздражает хамство. И еще когда взрослые люди говорят о себе "я кушаю", но с этим приходится мириться, что поделаешь. 27. В жизни меня сопровождают известные всем бренды - IKEA, H&M, все такое сборно-разборное и ненавязчивое. Я отношусь к типу людей, которые любимый кенгурушник и кеды снашивают до дыр. Вообще, интересно одетого человека ценю и приветствую, но тут мне не фирма важна, а комбинация и концепция. 28. Мои ближайшие друзья-коллеги: Андрей Люблинский - обладает неимоверной творческой импульсивностью, Бремир Бахарев - удивительным чувством материала, конструкции, пространства. Ксюша Наумова - очень деликатный и умный художник, как и Варвара Помидор, Зоя Черкасски - ценю чувство юмора и цельность образа, Женя Тонконогий - ироничный, очень наблюдательный, Карина Барабанова - асс и мастер в своей области. Она может с закрытыми глазами нарисовать так, как я и с натуры никогда не смогу. Александр Войцеховский - искренний, настоящий... Мой берлинский коллега Mawil - замечательный. Мои студенты нынешние и бывшие делают тоже очень интересные вещи. Жаль, что невозможно перечислить всех талантливых людей, которых я знаю. Еще есть люди, с которыми я не знакома лично, но мне нравятся их работы - это Саша Житомирский, Маша Краснова-Шабаева, Протей Темен, Маша Екимова, Полина Петрушина, Эдик Катыхин и можно продолжать еще. 29. Чтобы обо мне узнали в профессиональном сообществе, я как-то специально почти ничего не делаю. Пожалуй, это сами проекты, участие в выставках, конкурсах. Существует наш с Люблинским ЖЖ, пытаюсь спорадически реанимировать свой ЖЖурнал Idealismo img, но времени просто катастрофически не хватает. До сайта до сих пор руки так и не дошли. 30. Именно некоммерческих проектов было много. Сейчас, например, мы с Guprusom и Мо занимаемся подготовкой Санкт-Петербургского фестиваля рисованных историй, который состоится, я надеюсь, в конце июня этого года. Еще недавно тут мы с Люблинским придумали одну штуку для фонда "Ночлежка", который помогает бездомным. Опять же выставка "Хорошо/Плохо" и много других еще. 31. У меня как-то не оказалось нетрудовых увлечений - они какие-то абстрактные или вытекающие из трудовых. В итоге - музыка, кино, блуждание по барахолке в поисках чего-нибудь. Может быть еще настольный теннис - по-своему очень лирический вид спорта, к сожалению, играем редко. Приготовление пищи тоже довольно интересное занятие, если подойти к процессу как к диджейству. 32. Вот пример нечаянного хулиганства, случайно обнаруженного на полях в рабочем файле. Когда-то я делала по работе такой флаер-инструкцию к детской игре, где нужно из частей складывать разных животных. Слоган был тоже понятно какой... Ну вот, в итоге отвергнутые элементы в процессе работы сами сложились в такую композицию, которая была неожиданно замечена и зафиксирована: ![]() 33. Маленькую часть моих работ можно посмотреть тут: http://idealismo.livejournal.com. Наше с Люблинским - тут: http://pprofessors.livejournal.com 34. Пользуясь случаем, хочу сказать вот что: Мне кажется, что лимузин - очень смешная машина. И еще: когда, пишешь ответы на вопросы, выходит то слишком подробно, то банально, то претенциозно. Мешает отсутствие интонации при письме. Надеюсь, она улавливается... Не ставить же смайлики после каждой строки? 35. Если у вас есть вопросы ко мне, задавайте их здесь: meekro {@} yandex.ru. Ведет проект Юлия Богатко ![]() .2007
![]() Загрузка... |
New (art) Generation
New (art) Generation - это те, кто уже сейчас закладывает основы принципиально нового подхода к визуальной культуре. Кто учился на западных примерах и не обременен "советской" нехваткой красивого вокруг. Молодые графические и промышленные дизайнеры, фотографы, иллюстраторы, архитекторы, дизайнеры шрифтов, копирайтеры - от выпускников профильных вузов до арт-директоров - новый объект наблюдения Юлии Богатко.
Редакция Sostav.ru убедительно просит воздерживаться от критики работ, иллюстрирующих рассказ об их авторах, потому что цель проекта - не их демонстрация, а представление людей, которые в самое ближайшее время будут обновлять картину мира. New (art) Generation, 2008 г.
|
© Состав.ру 1998-, фирменный стиль Depot WPF тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2 При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна! Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail=$cripttime?>
|