Загрузка...
Состав рекламного рынка

Павел Самохвалов: "Я готов снимать и банку с кремом с помощью карманного фонарика, если Лев Рубинштейн мне опишет все ее достоинства"


Павел Самохвалов, 30 лет, фотограф. Снимает для журналов Esquire, "Большой Город", GQ, AD, "Афиша", "Афиша - МИР".


1. Что такое проявитель и закрепитель, я знал с детства. Каждый второй папа в СССР ночами запирался в ванной комнате и включал красный свет. Красный свет терзал мою неокрепшую психику, нервы моей матери, развивал мои сновидческие способности и воображение.

2. В первом классе мне был подарен первый фотоаппарат "Смена 8м" и я принялся снимать самых красивых одноклассниц, преимущественно шпионским образом. Впрочем, никаких маниакальных страстей по поводу своего увлечения не испытывал и вспоминал про камеру крайне редко, а классе в восьмом, оказавшись по обмену в Чехословакии, продал свою "Смену" прямо на улице какому-то случайному прохожему. Он купил меня словом "ломография" и баснословной суммой, в которую оценил мою "мыльницу". Про ломографию я ничего не понял, но был счастлив, столь выгодно избавится от этого никчемного куска пластмассы. Можно считать это моим первым фотографическим гонораром.

3. Я ушел из трех вузов. Бросил РГГУ (история, шведское отделение), о чем тут же пожалел и жалею до сих пор, потом лингвистический колледж, в котором я редко появлялся. Все это время занимался музыкой, собирал и разгонял группы, наивно полагая, что именно этим и буду заниматься всю жизнь: писать песни, петь, разъезжать с гастролями, записываться в студии. Скоро мне надоело и это занятие - травмировать слушателей своими вокализами, и я всех распустил.

4. Павел Костомаров, ныне довольно известный документалист, оператор и режиссер своих фильмов, а тогда - второкурсник операторского факультета ВГИКа, посмотрел мои фотографии и сказал, что во ВГИК меня примут без экзаменов. В тот год набирал Юсов. На решающем, субъективном экзамене, беседе с мастерами, он сказал, что мои фотографии - слишком статичны и в современном кино мне будет трудно. Тем не менее, из моего вступительного портфолио исчезла фотография, которую я потом обнаружил у него в кабинете:



В тот год я не поступил и устроился во ВГИК лаборантом мыть проявочные баки (в надежде на протекцию), а так же на курсы, где преподавал Леонид Калашников. Он же принимал через год, так я и поступил.

5. В этом заведении я проучился три курса и ретировался. Объяснения этому бегству я каждое полнолуние придумываю новые. Самым честным, наверное, будет сказать, что я не был готов быть водопроводчиком по вызову, сегодня снимая телесериал про Настю, завтра про Машу, а в промежутках - рекламу про порошок, йогурт и шоколадку. С людьми, готовыми заниматься тем кино, которое я хотел бы снимать, я тогда не встретился. Профессия оператора очень тяжела, и физически, и психологически, для меня же, плюс ко всему, этически было тяжело заниматься тем, к чему все шло на тот момент. Будь другие счастливые случаи и встречи, я бы остался. Кстати, приказа об отчислении, кажется, до сих пор (вот уже лет пять) не было. То ли бюрократическая ошибка, то ли веское слово мастера Калашникова, упросившего деканат подождать до весны.

6. То что мы видим - это всего лишь светотональные пятна, яркости светлого и оттенки темного - это то главное, во что я поверил, отучившись первые два курса, возненавидев гипсовые головы, жгучие "киловатники" и ржавые "бэбики" в павильонах операторского на первом этаже.

7. Первый серьезный заработок: Познакомившись в баре одного заведения, где я подрабатывал одно время диск-жокеем (именно так) с главой Russia Online Клифом Ричардом Гаунтлетом, продал ему негативы своего вступительного вгиковского комплекта за 1000$ (он сказал, что лет через 20 они будут стоить сильно дороже). До того учился трудовой дисциплине в журнале "Вечерняя Москва", "ТВ-Парк", "Улица Сезам" и т.п. Постоянное место работы появилось лет пять назад - в журнале "Штаб-квартира".

8. Я всегда мечтал о хорошем учителе, мне нужен был гуру. Но такового не находилось. Был, конечно, Калашников, "упокой его душу", собственно гуру он и являлся, небольшого роста старик с невероятными линзами в очках, что оптически усиливали его отрешенный старческий мудрый взгляд. Он уже практически не говорил на занятиях по мастерству, но был как-то мистически одухотворен, что чуть ли не единственное в этом вузе придавало сил и веры. Учителя же, на словах поведавшего секрет мастерства, у меня не было, все приходилось понимать самому меж слов и меж кадров на бесконечных вгиковских просмотрах по истории кино.

9. Учеба этому ремеслу состоит в постоянном анализе отсмотренного, увиденного, замеченного... и не важно, что это: сон, фотография, кино или случайная мизансцена на тротуаре.

10. У меня плохая фактическая память, я всегда изобретаю велосипед, и всякий раз в устройство рамы очередного велосипеда, пытаюсь вместить устройство вселенной. Я к тому, что ни один из технических приемов я не использую, теорию помню смутно, всякий раз - это интуитивное светотональное откровение. В отличие от кино (в котором дубль, снятый вчера на рассвете с ясным небом, часто должен быть повторен сегодня в дождь и серость с теми же яркостями, и в той же тональности), фотография ценна метафизикой в одном единственном кадре. Тем самым пунктумом, о котором писал Барт, но для каждого фотографа он индивидуален, у каждого свой велосипед. Это конечно радует меня, как человека ленивого и чуждого энциклопедической системе координат.

11. Я ограничиваю себя в жанрах. Не люблю улыбки в кадре, не люблю яркую живую эмоцию. Простой спокойный взгляд говорит гораздо больше, чем определенная эмоция, радость это или слезы. Не зарекаюсь, возможно, подобное занудство скоро мне самому надоест.

12. Сложно снимать женщин "за 40", властных женщин, людей с полным отсутствием самоиронии (любого пола). Такие люди рискуют быть сняты плохо, тут же становится скучно, хочется поскорей избавиться от подобных персонажей. Врать и представлять их больше, чем они есть, я не умею, хотя часто влияют метеорологические условия, магнитные бури и прочее.

13. Портрет - это результат реакции портретируемых на общение с фотографом. В моем случае - нажать на спуск в тот момент, когда в процессе контакта, лицо человека примет должное, увиденное мной в нем состояние.

14. Часто портретный поток требует профилактического отдыха. Раньше каждая съемка была психологическим штурмом. С опытом легче, но имена я по-прежнему не запоминаю. Чем дальше, тем легче я вижу в людях лишь светотень, как фактическую, так и метафизическую, жду затмения на лице, а после собираюсь, пакую отснятую пленку и ухожу. Но меня подобная тенденция пугает.

15. Очень сложно было снимать в Беслане людей, переживших трагедию. Моей задачей было снять портреты героев, от чьего лица идет рассказ в статье Криса Чиверса "Школа" о тех днях (Esquire Russia, Сентябрь 2006 г). Я не знал, как поступить. Я оставил весь свой свет в номере гостиницы и наводил объектив на лица на минуту, не более. Я не мог думать в этой ситуации, насколько адекватно оцениваю рисунок в кадре. Единственное, о чем я мог думать, это насколько тактично себя веду, двигаюсь, жестикулирую, не слишком ли громко срабатывает затвор... Это журналистика, но использовать "искусственные" приемы в данном случае, поступок на грани истерики для меня. Я бы не хотел превратиться в бесчувственный светочувствительный элемент, срабатывающий на кровь боль и слезы. Но это мой выбор. Это непростая тема для абзаца биографии под номером "16".

16. Постпродакшн я использую так же, как раньше использовали фильтры при печати на мультиконтрастную фотобумагу, так же, как раньше маскировали, запечатывали или понижали температуру проявителя, увеличивая время проявки в D76-ом. Снимая то на пленку, разную от случая к случаю, то на разную цифру, в Photoshop я привожу все к общему знаменателю, довожу до своего цветовосприятия.

17. Единственное принципиальное отличие цифры от пленки, что заставляет не любить ее - это четкая геометрия пикселов в матрице, тогда как рисунок зерна на пленке непредсказуем и хаотичен, как тот момент, в который в кадре все произойдет.

18. 80% информации к человеку поступает через глаза. Фотограф старается этот поток в предельно короткие мгновения проанализировать, поэтому оптика, как основной посредник, призма, влияет на его анализ, даже диктует свою философию. Не будь, скажем, у меня возможности снимать на что-то, кроме "Лейки", за год-два у меня изменился бы язык и предпочтения в жанрах. Ни один из мастеров мне так и не смог объяснить, чем волшебна оптика столетней давности, но получается, что оптический рисунок простых систем с центральным затвором (Leica, Hasselblad, Rolleflex и др.) наиболее комфортен человеческому глазу, линзы наиболее тактильны оптически, как Apple или iPod - что-то бесконечно простое и мудрое. Но есть и другая опасность - эти линзы слишком поэтизируют изображение, слишком много отфильтровывают от реальности, впасть в прострацию проще, вдохновившись ажурным узорчиком на ветках дуба в нефокусе.

19. Я терпеть не могу снимать ч/б. Фактически это эффектный фильтр - он одновременно оскопляет и одухотворяет изображение. Грубо говоря, это язык однозначных метафор - черное и белое - говоря на которых, очень просто все поэтизировать, даже если не обладаешь чувством слога. Это бегство от реальности, узколобое сектантство. Впрочем, это уже даже не сектантство, а стиляжничество. В этом смысле, мне нравится усложнять себе задачу, пытаться выразить все то же в цвете.

20. У меня нет постоянной студии и аппаратура занимает полкомнаты, так что я бы обзавелся ею с удовольствием. Хотя снимать в студии не люблю - сложно и неинтересно строить бутафорию, выстраивать все с нуля, нежели вытаскивать кадр из уже готового пространства. Я люблю, когда пространство навязывает сценографию, но при этом ждет, пока я подумаю. Желательно, чтобы в самом пространстве уже присутствовал саспенс, но о таком только мечтать. Репортерство же на бегу мне не близко.

21. Я портретист: очень завишу от физиономии, насколько много говорит лицо, как сильно выдает оно человека.

22. Здесь некоторые фотографии, которые мне не стыдно показать:


Мария Дехтяр. "Штаб-Квартира". 01.03.2004


Smoki-Mo. Esquire (2004)


Сергей Юрский. Esquire (2006)


CatpowerFakeProject


Сергей Капица. Esquire (2006)


Юрий Сапрыкин "Афиша-МИР"


Григорий Явлинский. Esquire (2005)


23. В этом случайном искусстве нет ни одного человека, который бы всегда выдавал одинаково хороший результат. Фотография это искусство отбора, сначала до сьемки, потом вовремя, и в конце важен отбор уже отснятого, когда абстрагировавшись от катарсиса в момент съемки стоит взглянуть на снимки со стороны, глазами зрителя.

24. Номер один для меня - Мартин Парр - гибрид репортажной фотографии с максимально включенным "я". Конечно же, начиналось все банальным фаворитом Henri Cartier-Bresson. Из современных едиториал-фотографов Noé Flum и Christian Grund. Их много, всех не упомнишь, а удаленную память del.icio.us я никак не привью себе. Их много в Германии, Голландии, Англии. Большой стиль американцев меня скорее нервирует.

25. Контекст очень важен. Любое издание - в первую очередь - детище главного редактора и арт-директора, и я осознаю, что мое фото будет куском мяса на собранном ими скелете. Поэтому я подстраиваюсь под макет и концепцию. Правда и думать о том, что у наших журналов есть какой-то осознанный макет - тоже утопия. Таких журналов, где думают об этом - единицы. Как правило, все легко идут на компромиссы и постепенно от задуманного макета ничего не остается.

26. Я не участвую ни в каких выставках - я визуальный пессимист. По мере развития, задачи усложняются и перетекают через деньги в техническое усовершенствование, а оно - в язык. Количество вложенного труда сильно влияет на его ценность, а так как оно постоянно увеличивается, мои частные возможности не догнали пока того, к чему я стремлюсь. С каждым годом я ставлю себе все большую "задачу максимум" и сделать ее минимальными техническими средствами мне не позволяют амбиции. (Хотя это все слова - все происходит естественно, и что я там себе ставлю, задумался только сейчас, сочиняя этот ответ.) Все мечтаю о съемке в 99 вспышек или хотя бы Даниеле Дефо в кадре.

27. Фотография будущего - это затвор, вмонтированный в сетчатку. При всей моей нелюбви к технологиям и технике, я не таскал бы эти килограммы. А еще - чувствительность пленки, равная чувствительности глаза и широта, плюс безразмерный жесткий диск.

28. Я не зарекаюсь ни от одного заказа, буду работать с самыми разными людьми. Правда, с глупостью работать сложно. Но я готов снимать и банку с кремом с помощью карманного фонарика, если мне Лев Семенович Рубинштейн опишет все ее достоинства.

29. С рекламой только начал работать последние полгода. Тут все понятно - соответствующий гонорар за профессионально выполненную работу, по заранее утвержденному скетчу, со 100% гарантией того, что это будет именно так, как ты это разжевал заказчику, т.е. ожидаемый результат. Это скучно. Может, я еще пока недостаточно заматерел, чтоб ковать железо, пока горячо за деньги и без фрустраций. Но никто не станет отрицать, что подавляющая масса рекламы у нас тупая, дремуче азиатская с древнеславянской топорностью в лоб. От такой я отказываюсь. Как и от частных заказов с непременным худ.воспеванием клиента.

30. Что бесит в периодике, с которой приходится работать постоянно - это безответственность арт-директора не только за свой макет, но и (что чаще происходит) за чужой профессионально разработанный. Приходит арт-дир в издание, и начинается: "мы наш мы новый мир построим": На мой взгляд, в России пока нет ни одного периодического издания, съемкой для которого я хотел бы всецело гордиться и показывать потом внукам - ни одно из наших изданий не находится в мировом контексте. А мне задачи ставит редакция. То есть я не гнушаюсь исполнительской роли, но в силу того, что я работаю с оглядкой, раздражает, что поле слишком разряженное, я не чувствую ветра за спиной как исполнитель. Как правило, московскому заказчику нужно побыстрее, потому что портретируемый вип может только в пятницу в с 12.00 до 12.30, и свой чудесный кабинет он покидать никак не хочет.

31. Нетрудовые увлечения - молодая жена Даша:



32. Пытался удариться в формализм - одно время везде таскал с собой фарфорового садового гуся, возил бы его и по заграницам, но он тяжелый и хрупкий:




Хочется придумать что-то максимально тяжелое, затратное и глобальное - например, снять всех белых слонов на земле в одном кадре в предзакатных лучах солнца в волнах индийского океана. На горизонте - цунами, в небе - смерчи, в зубах - сигара, справа - шезлонг, лечь и подумать о композиции. Впрочем, это заимствованные идеи-фикс Ирины Меглинской (фотодиректора "Афишы"). Я бы не выползал из шезлонга и разглядывал свою жену в длиннофокусный объектив где-нибудь на Бали, хотя бы в осеннее-зимний сезон.

33. Мои работы можно посмотреть здесь:
http://www.kunstgroup.ru/kunstcamera. Некоторые последние работы в дневнике: http://pa.livejournal.com.



Ведет проект Юлия Богатко
20.10.2006

Загрузка...


New (art) Generation
New (art) Generation - это те, кто уже сейчас закладывает основы принципиально нового подхода к визуальной культуре. Кто учился на западных примерах и не обременен "советской" нехваткой красивого вокруг. Молодые графические и промышленные дизайнеры, фотографы, иллюстраторы, архитекторы, дизайнеры шрифтов, копирайтеры - от выпускников профильных вузов до арт-директоров - новый объект наблюдения Юлии Богатко.

Редакция Sostav.ru убедительно просит воздерживаться от критики работ, иллюстрирующих рассказ об их авторах, потому что цель проекта - не их демонстрация, а представление людей, которые в самое ближайшее время будут обновлять картину мира.
New (art) Generation, 2008 г.
New (art) Generation, 2007 г.
New (art) Generation, 2006 г.

© Состав.ру 1998-, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов