Наружка в Москве: борьба за выживание
Департамент рекламы и News Outdoor «зачищают» пространство от малого бизнеса?
На прошлой неделе в интернете появились удивительные кадры: рабочие в синих комбинезонах на автотехнике с символикой компании News Outdoor уничтожают рекламные щиты на улицах Москвы. В пятницу на форуме отраслевого портала Outdoor.ru был размещен пост под заголовком «Всем! Всем! Всем! Идет передел рекламного рынка!!!», в котором авторы обвинили «Ньюс Аутдор» ни много ни мало в попытке рейдерского захвата бизнеса конкурирующих компаний. Впрочем, обращение провисело недолго и вскоре было удалено… Заинтригованная такими сигналами со стороны рынка, редакция Sostav.ru решила разобраться в ситуации.
Первым делом, мы обратились за комментариями в те компании, названия которых упоминались в посте – «Царь-колокол» и «Сити-реклама», а также к другим представителям малого и среднего бизнеса в наружной рекламе. Как выяснилось, с ночными рейдами по демонтажу сталкивались и продолжают сталкиваться многие рекламисты, занимающиеся размещением на щитах 3х6. В компаниях говорят, что речь уже идет о банальном выживании и надежды на благополучный исход остается все меньше.
По словам генерального директора агентства «Царь-колокол» Инны Соколовой, каждую ночь все последние недели она и ее сотрудники пытаются по мере сил противодействовать уничтожению своей собственности. Работы производят бригады рабочих компании «ОМС», на руках у которых предписание ОАТИ Правительства Москвы по демонтажу конструкций, владельцев которых не удалось установить, а также список из почти двух сотен адресов. Проблема в том, что владельцы большинства конструкций известны и прописаны в реестре ООН, на все имеются действующие договоры и на часть из них - действующие разрешения, утверждает г-жа Соколова.
«Прикрываясь заботой о москвичах, Департамент по СМИ и рекламе уничтожает целый кластер малого предпринимательства» |
В аналогичной крайне непростой ситуации находится и другие компании, например, агентство «ПаритетЪ». «Происходящее сейчас, по нашему мнению, вызывает, мягко говоря, недоумение и создает неопределенность для существования бизнеса в целом, - заявил Sostav.ru представитель оператора. – Есть федеральный закон «О рекламе», есть изданное «старыми» властями Москвы 908-е постановление, есть даже изданное новыми властями 470-е распоряжение, где подробно прописан механизм демонтажа «незаконно установленных» конструкций. Кроме этого, есть слова Президента России: «Не просто - власти сказали хозяину плаката, чтобы сняли рекламу, и, если не выполнили, то на следующей день сняли принудительно, а выносить два предупреждения, а потом административным решением снимать».
Операторы уверены, что подобная ситуация сложилась потому, что они имеют дело с частными или федеральными владельцами рекламных мест, а не с городской администрацией. Новая команда в руководстве города, вооружившись двумя основными принципами - сокращением общего числа конструкций и повышением финансовой отдачи от оставшихся – стала всячески препятствовать работе независимых операторов. Действия чиновников, которые попросту отказывались выдавать разрешения (с ноября 2010 г.), вызвали негодование антимонопольной службы, которая неоднократно признавала эти демарши противозаконными. Это, впрочем, не помешало Сергею Собянину и представителям профильных ведомств и дальше заявлять о своем желании «зачистить» центр столицы от наружной рекламы во что бы то ни стало.
«Мы обескуражены крайней степенью правовой неграмотности всех ветвей исполнительной власти Москвы, ведь совершённые акты демонтажей наших конструкций мы считаем воровством, - утверждает генеральный директор агентства «Бирич» Надежда Шешалевич. - Прикрываясь заботой о москвичах, Департамент по СМИ и рекламе уничтожает целый кластер малого предпринимательства, и это особенно негативно скажется на предстоящих выборах, ведь у нас работают не трудовые мигранты, а москвичи, у которых есть семьи и дети».
Как уже упоминалось выше, демонтаж осуществляется ООО «ОМС» - в разрешительных документах, попавших в распоряжение Sostav.ru эта компания называется официальным подрядной организацией Правительства Москвы. Сотрудники этой компании не просто так разъезжают с автотехнике News Outdoor – «ОМС» принадлежит крупнейшему в России оператору наружной рекламы.
По словам представителя News Outdoor, компания «ОМС» получила подряд на демонтаж «незаконки» вне конкурса, поскольку сумма контрактов была меньше минимального порога, оговоренного в законе о гостендерах. С самим документом редакции ознакомиться не удалось, однако, по словам информированного источника, его условия можно назвать более чем странными: за демонтаж, транспортировку и хранение более 800 конструкций власти намерены заплатить в общей сложности менее 250 тысяч рублей.
«При выбытии мелких игроков с рекламного сектора нашей столицы будет проведена его монополизация, возможно, передел между более крупными фирмами» |
Отметим также, что в предписании, на основании которого сотрудники «ОМС» ведут демонтаж, прямо указывается, что убираться должны конструкции, владельцы которых не установлены. Кроме того, в документе говорится, что подрядчики должны гарантировать сохранность конструкций. При этом в реестре ООН вполне себе ясно указаны эти «неизвестные» владельцы, а то, насколько «бережно» сотрудники «ОМС» обращаются с чужой собственностью, можно вполне судить по кадрам, снятым пострадавшими.
«Казалось бы, государственные чиновники в первую очередь должны свято чтить законы, однако обращения к Владимиру Черникову с просьбой обеспечить соблюдение федерального законодательства сотрудниками возглавляемого им Департамента, не возымели никакого действия. При этом сам г-н Черников в своих выступлениях постоянно призывает рекламщиков соблюдать законы. Но как можно требовать от других соблюдения законов, если ты сам их нарушаешь?», - констатирует Инна Соколова.
По нашей информации, из-за сложившейся ситуации буквально на грань выживания поставлены большинство концертных компаний – для них уничтожаемый «ОМС» вид носителя является наиболее востребованным способом донести информацию до любителей музыки. Соответствующее письмо Сергею Собянину с жалобой на действия властей подписали десятки специализирующихся на концертной деятельности компаний (копия есть в распоряжении редакции).
«Очевидно, что первоначально удаление рекламных носителей с улиц Москвы приведет к постепенному снижению оборотов малого бизнеса, и, как следствие, к его потере, - уверены в компании «Сити-реклама». - В дальнейшем, при выбытии мелких игроков с рекламного сектора нашей столицы будет проведена его монополизация, возможно, передел между более крупными фирмами. Заявления правительства Москвы о том, что «мы хотим навести в городе порядок с визуальным хаосом» нельзя считать правомерным, так как наши рекламные конструкции проходят все необходимые этапы согласования их установки - от дизайн-проекта, технической экспертизы до получения разрешительной документации. А размещение на них плакатов о грядущих культурных мероприятиях в Москве несет большую информационную нагрузку, поскольку является в своем роде единственным наглядным и наиболее воспринимаемым носителем».
Комментарий News Outdoor
Сергей Дубков, директор московского филиала:
«Мы, как и все законопослушные операторы заинтересованы в том, чтобы пиратство прекратилось. «ОМС» действует строго в рамках закона, выполняя демонтажи согласно контракту с Департаментом СМИ и рекламы по их предписанию. За прошедшие две недели силами «ОМС» демонтировано больше пиратских конструкций, чем за предыдущие полгода.
|
«По моему мнению, идет определенный захват бизнеса иными коммерческими структурами рекламного рынка, - говорит представитель «Паритета». - Во-первых, всем игрокам рынка понятно, что «свято место пусто не бывает» и уже сейчас, по свидетельству ряда владельцев строительных ограждений, к ним начали обращаться доселе неизвестные компании с предложениями об установке своих рекламных конструкций, а во-вторых, что тоже очевидно, те рекламодатели, размещавшие информацию на заборных щитах 3х6, придут на иные рекламные носители».
Еще более странным выглядит «тандем» Департамента рекламы и News Outdoor в свете объявленной на днях отсрочки начала массовых торгов за рекламные места до 2013 года. У большинства операторов (68% или 22 тысячи всех рекламных поверхностей в Москве) в следующем году истекали сроки договоров с городом, однако власти города неожиданно решили отодвинуть проведение конкурсов еще на год.
Что же касается тезиса администрации, что щиты 3х6 «уродуют лицо города», то и он не выдерживает критики в свете недавней новости о примирении чиновников и компании «Омис-92». Напомним, после многолетнего конфликта из-за задолженности оператора перед бюджетом мэрия простила «Омис» и подписала с ним пятилетний контракт на установку 223 щитов 3х6.
При этом аффилированная с News Outdoor компания «Мосгорреклама» не платит в бюджет за тысячи и тысячи афишных стендов, расположенных в столице и исправно приносящих компании немалую прибыль (по оценке «ЭСПАР-Аналитик», годовая выручка может достигать 120-130 миллионов рублей). Не удивительно, что операторы говорят о двойных стандартах.
|
|
|
Основание для демонтажа - опасность для жизни. Проводилась ли экспертиза, непонятно |
То самое предписание, на основании которого убирают конструкции |
Письмо концертных компаний мэру Собянину |