Карен Шахназаров
Режиссер-диктатор российского кино
Карен Георгиевич Шахназаров - один из ведущих мастеров российского кинематографа. На протяжении многих лет был самым молодым режиссером и секретарем Союза кинематографистов, а потом стал и самым молодым в истории нашей кинематографии генеральным директором киностудии.
Воспитанием будущего режиссера занималась мать, Анна Григорьевна. Отец, Георгий Хосроевич, ученый, политолог, писатель, доктор юридических наук, привил любовь к книгам.
"Меня не нужно было заставлять читать, я это делал как одержимый - родители меня иногда даже ругали. Я читал, когда делал уроки, - разложу для вида учебники, а у самого в руках какая-нибудь книжка, читал даже ночью, забравшись в кровать с фонариком. Иногда родители обнаруживали это, и мне опять-таки доставалось", - вспоминает Карен Георгиевич в одном из своих интервью.
При этом книги ни сколько не мешали ему вести веселую юношескую жизнь. Каждый день после уроков оставался играть с ребятами в футбол и до сих пор увлекается плаванием.
Несмотря на то, что родители Карена Георгиевича не имели прямого отношения к театру, в доме Шахназаровых собиралась творческая интеллигенция, среди которых были Юрий Любимов, Людмила Целиковская, Владимир Высоцкий, Анатолий Эфрос.
"Высоцкий приходил, пел у нас дома. Мне было 14 лет - я его записывал на магнитофон "Комета". Все хочу найти эти записи. Конечно, он пел примерно те же песни, которые все знают, но это же была живая интонация. А потом было застолье, он что-то говорил, менял слова в песнях, то есть все было немного иначе, чем на пластинках".
Атмосфера, царившая в доме, не могла не повлиять на выбор профессии. Хотя однозначно нельзя сказать, что родители Карена Георгиевича специально ориентировали его на кинематограф. Изначально, он хотел поступать во ВГИК на художественный факультет, потому что с детства любил живопись, занимался в художественной школе. Но перед поступлением выяснилось, что необходимо иметь среднее художественное образование, которого у Карена Георгиевича не оказалось. А чтобы поступить на режиссерский факультет, требовался только аттестат об окончании школы. И он сделал свой выбор.
|
|
Закончив режиссерский факультет (мастерская Игоря Васильевича Таланкина), дипломная картина "Шире шаг, маэстро!", он устроился работать ассистентом режиссера на Киностудию "Мосфильм". С 1976 года занимал должность режиссера, а с 1984 - режиссера-постановщика.
В это время Шахназаров получил заказ от ГАИ и снял на "Мосфильме" короткометражку "На скользкой дороге", предназначенную для показа проштрафившимся водителям в назидание соблюдать правила дорожного движения. Потом сделал еще несколько короткометражек. Но до "большого" кино было еще далеко.
И только спустя пять лет, в 1979 году Карену Георгиевичу удалось наконец-то снять свой первый полнометражный художественный фильм "Добряки", завоевавший диплом фестиваля молодых кинематографистов. В этой картине были задействованы такие известные артисты, как Вера Васильева, Георгий Бурков, Лариса Пашкова, Юрий Леонидов.
Вспоминая свои первые шаги в качестве дипломированного специалиста, Шахназаров говорил, что именно работа в объединении Георгия Николаевича Данелии стала для него настоящей школой. "Сценарий фильма "Мы из джаза" я с Сашей Бородянским (прим. ред. соавтор-сценарист Карена Георгиевича) переписывал десять раз. Данелия постоянно вносил поправки. Сегодня меня уже никто не заставляет переделывать сценарии, но благодаря урокам Данелии я знаю, что сценарий невозможно изготовить за два дня. И за две недели тоже. Хотя, казалось бы, подумаешь, всего шестьдесят страниц..."
Именно с этого фильма, по мнению Карена Шахназарова, и началась его творческая биография как режиссера и сценариста.
Окрыленные успехом картины "Мы из джаза", которую тепло приняли на кинофестивале в Монреале, а в России она получила оглушительный успех, Карен Георгиевич и Александр Бородянский приступили к написанию нового сценария, по которому был снят фильм "Зимний вечер в Гаграх" в 1975 году. Прообразом главного героя Алексея Беглова стал знаменитый чечеточник Алексей Николаевич Быстров, в молодости выступавший с легендарным московским джаз-оркестром Эдди Рознера. Именно этот оркестр составил в свое время основу биг-бэнда "Современник" Анатолия Кролла, который снялся в картине.
Следующий фильм, "Курьер", вышел на экран в 1986 году, и был снят по повести Карена Шахназарова. Изначально его хотел экранизировать режиссер Андрей Эшпай, для которого Александр Бородянский написал сценарий. Но на студии имени Горького проект отклонили. А на "Мосфильме" дали добро. И Карен Георгиевич снял. После выхода картина собрала более 50 миллионов зрителей. Была награждена на Московском кинофестивале 1987 года и получила второй приз.
С этого момента каждый новый фильм российского режиссера собирал полные кинозалы по всей стране.
В каждую свою картину Карен Шахназаров вкладывает то, что сам когда-то пережил. Но с другой стороны, считает, что снимать автобиографичные картины у него не получается, потому что теряется чувство реальности. При этом во всех фильмах прослеживается обостренное чувство современности, умение выделить самое важное в плоскости времени, способность развлечь зрителя и в то же время заставить его думать и сопереживать.
"Надо честно делать свою работу. Не помню, кто, по-моему, Сергей Аполлинариевич Герасимов сказал очень правильную фразу, что режиссер как повар должен приготовить то блюдо, которое он сам будет есть".
В апреле 1998 года Карена Георгиевича избрали Генеральным директором и председателем правления Киноконцерна "Мосфильм", который в настоящее время считается крупнейшей коностудией в Европе.
"Хозяйство мне досталось аховое: честно говоря, я даже представить себе не мог, что все до такой степени разрушено. Сидишь и думаешь, что делать в первую очередь. Создавать на студии единую систему? Начинать с ремонта? Или оборудование закупать? А ведь еще не давала покоя мысль, что от меня по большому счету зависела судьба тех людей, которые здесь работали".
Без преувеличения можно сказать, что за эти годы "Мосфильм" просто восстал из руин. Возник большой запас прочности, в первую очередь, в финансовом плане. Довольно интенсивно работают студии "постпродакшн". Открыт сайт, на котором можно смотреть бесплатно золотую коллекцию киностудии "Мосфильм" разных лет.
"Мне нравится моя работа. Поверьте: быть генеральным директором - тоже творчество. Более того, пока мне удается работать и генеральным директором, и режиссером. Но если встанет выбор, я все-таки предпочту снимать кино. Хотя это не меньшая головная боль..."