Алексей Герман-младший
Молодой классик российского кино
Алексей Герман-младший - один из самых талантливых и интересно мыслящих кинорежиссеров современности. В своих картинах ему удается согласовывать требования кино как искусства и кино как бизнеса. А умение тонко выделить персонажа или деталь, которые несут в себе важное смысловое значение, несмотря на всю сложность построения кадра, делают его узнаваемым среди других режиссеров.
Алексей Герман-младший - сын известного российского кинорежиссера Алексея Германа и сценариста Светланы Кармалиты - не хотел идти по стопам отца. Он выбрал специальность театроведа, которая по его словам, была способна помочь ему найти себя и свое место в жизни.
"На театроведческом факультете мне было интересно, но с конца первого курса учиться уже не захотелось. Я даже помню этот момент. Я сидел в библиотеке в читальном зале: это было в 90-е, здание разваливалось. Я пошел курить в какую-то облезлую комнату - профессоры, доценты стояли в этом пропахшем дымом дешевых сигарет помещении, а посередине было ведро, в котором плавала отвратительная масса из воды и окурков. И вот в эту секунду я понял, что не готов таким образом провести свою жизнь".
|
Борис Хлебников, Иван Вырыпаев,
Алексей Герман мл. |
Бросив Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства, Алексей поступил во ВГИК на факультет режиссуры (мастерская Сергея Соловьева и Валерия Рубинчика). Учиться оказалось сложно. Он долго пытался что-то придумать, ставил отрывки, не все из которых были удачными. Снял первую короткометражку, вторую, третью...
В первую очередь он учился у таких именитых кинорежиссеров, как Фосс, Богданович, Бергман, Куросава, Феллини, Антониони, Муратова, Отар Иоселиани. Около тринадцати раз смотрел "Андрея Рублева", и продолжает пересматривать его сейчас перед съемками каждой своей новой картины. Что касается своего отца, Алексея Юрьевича, то Герман-младший говорит: "Папа - тоже неплохой режиссер. Чаще всего смотрю его "Лапшина" (фильм "Мой друг Иван Лапшин"), потому что никак не могу понять, как он сделан".
Понимать что-то о профессии, по собственному признанию, он начал намного позже. "Думаю, что для кинорежиссера важнее всего самообразование. Давно и правильно было сказано, что режиссуре нельзя научить, ей можно научиться. Лучше всего это получается на самостоятельных короткометражных фильмах, которых нужно снимать как можно больше. Потому что во время работы над ними ты начинаешь понимать не только умом, но и на собственном опыте какие-то закономерности и правила кинорежиссуры. В результате у тебя начинает вырабатываться собственная система. ВГИК - очень хороший институт, но возможностей для самостоятельной работы он предоставлял немного. Мне приходилось идти на разные хитрости, чтобы снимать больше, чем было предусмотрено учебным планом".
|
Алексей Герман-младший, Чулпан Хаматова
и Мераб Нинидзе |
Закончив институт в 2001 году, Алексей Герман-младший стал работать на киностудии "Ленфильм". В 2003 году он дебютировал с полнометражным игровым фильмом "Последний поезд". Картина рассказывает о немецком докторе Фишбахе, который во время Второй мировой войны работал в небольшом госпитале на Восточном фронте. На Венецианском кинофестивале 2003 года он получил за этот фильм специальное упоминание жюри дебютов, главный приз как лучший фильм и приз ФИПРЕССИ Международного кинофестиваля в Салониках, приз за лучшую режиссуру Открытого фестиваля стран СНГ и Балтии "Киношок" и Главный приз за лучшую игровую картину Международного фестиваля фильмов о правах человека "Сталкер", а в 2004 году на Роттердамском международном кинофестивале фильму был присужден приз организации "Международная амнистия".
Вторая картина, "Гарпастум", стала еще одним важным шагом в режиссерской судьбе Германа-младшего. В этом фильме режиссер обращается к эпохе Первой мировой войны и жизни простых питерских мальчишек, которые мечтают построить собственный футбольный стадион и играть в высшей лиге. На кинофестивале в Венеции "Гарпастум" приняли хорошо. Он получил прекрасные отзывы в международной прессе. Картина была куплена рядом стран.
Работу над каждым новым фильмом Алексей Герман-младший начинает только тогда, когда чувствует, что картина станет его личным высказыванием. "Делать кино просто так, чтобы чем-то заняться и заработать, наверное, нельзя. Снимать что-то "проходное", расслабляться - неправильно. Не для мира, которому все равно. Для себя. Потом очень сложно вернуться и поймать нужное состояние", - уверен режиссер.
Каждому своему герою Алексей отдает что-то от самого себя. Например, в его картине "Бумажный солдат" (продюсером фильма являлся Артем Васильев) есть одна очень важная вещь, которая принадлежит и самому ее автору - это чувство, которое Алексей испытывает к своей стране, к ее прошлому и настоящему. Смешанное чувство любви и ужаса, понимания и полного непонимания, неотменимой привязанности и непреодолимого отторжения. Бесконечные метания, неприкаянность, ненужность. Бесплодные усилия любви к отечеству.
Эта картина снова о прошлом. Советский Союз, идет подготовка к первому полету человека в космос. И на фоне этого развивается запутанная история отношений главного героя, врача отряда космонавтов, и двух любящих его женщин. Представлена она была в основном конкурсе Венецианского кинофестиваля и удостоена "Серебряного льва" за лучшую режиссёрскую работу, а также приза за лучшую операторскую работу и еще множества других призов. Кроме того за эту ленту он был награждён премиями "Ника".
Помимо полнометражных картин режиссер достаточно успешен и на рекламном рынке. В декабре 2007 года он снял рекламный ролик для агентства Cheil Communications Rus в рамках рекламной кампании, посвященной линейке HD-телевизоров Samsung K.I.N.O. Идея кампании заключалась в том, чтобы дать российским кинорежиссерам возможность рассказать, чем для них является киноискусство. Герман-младший был первым, кто рассказал о том, каким он видит кино. Он отметил, что самое важное - это чтобы "каждый кадр внушал доверие, заставлял сопереживать".
Ролик "K.I.N.O глазами режиссера" оказался очень успешным и попал в шорт-лист номинации Film Lions фестиваля "Каннские Львы-2008". Также эта работа стала победительницей ММФР 2008 в номинации "Телевизионная реклама".
В 2010 году он вернулся в рекламный бизнес, сняв еще несколько роликов. В ноябре состоялась презентация видео "МосОблБанка" - "В порту". Это видео снималось на Ладоге.
В 2010 году Алексей Герман-младший стал одним из учредителей "Киносоюза" - Альтернативного Союза кинематографистов. Организации, против существования которой яростно возражал Никита Михалков.
Профессия отнимает у Германа-младшего все свое свободное время, и заниматься другими делами у него нет просто времени. Но он все же надеется, что одно из его главных желаний все же скоро исполнится.
"Я вообще очень люблю путешествовать, но ездить, к сожалению, приходится только по работе. Я бы очень хотел отдохнуть как турист, куда-нибудь уехать и поваляться на пляже".