Максим Черницов
Главный шутник российской моды
Профессионалы ценят его за концептуальность и провокационность, клиенты за практичность и позитивную эмоциональную энергетику. Максим Черницов – российский дизайнер, работающий с текстом и осмысливающий современность сквозь призму истории.
Каждый его показ — событие, которое собирает большое количество зрителей. В стиле Максима Черницова четко прослеживается сексуальность и в то же время интеллектуальность, исторические и культурные контексты, эклектичность. По его собственным словам, вдохновение он черпает в самой жизни и истории (от фильмов Феллини до героев-космонавтов, от уличной культуры до зимней рыбалки).
На показах российского дизайнера в первых рядах всегда присутствуют известные люди, начиная от актеров и бизнесменов и заканчивая представителями зарубежного глянца. Он принимает участие в Неделях моды, получает предложения на международные показы, дает интервью глянцевым журналам. В общем, живет и творит в столице, наслаждаясь жизнью.
Но такую известность и любовь московской публики Максим Черницов получил не сразу. Все началось в уральском Магнитогорске, где он на уроках рисовал эскизы одежды, вместо того, чтобы вникать в точные науки и пополнить в будущем ряды металлургов.
Потом был Магнитогорский педагогический университет и серьезные занятия литературой и теорией русского авангарда, которые в 2002 году вылились в диссертацию по этой теме.
Само восхождение Максима Черницова на «модный Олимп» началось с коллекции одежды, связанной с литературой. Тогда в 1998 году он стал участником конкурса молодых дизайнеров SMIRNOFF INTERNATIONAL FASHION AWARDS, заняв в финале второе место. Его коллекция была посвящена Пушкину, решенная в весьма неожиданном авангардном ключе.
В начале двухтысячных годов Черницов работал в ООО «Магнитогорская швейная фабрика «Макинтош», где совместно с другими дизайнерами — Светланой Черемухиной-Белой и Александром Кадошниковым — создавал промышленные коллекции. Был идеологом и организатором фестиваля авангардной моды «Половодье». Затем, благодаря поддержке главного редактора Vogue Алены Долецкой, Максим Черницов переехал в Москву, где и началась его карьера дизайнера.
Два года – с 2003 по 2004 – он сотрудничал с Юлией Пилюгиной, директором модного бренда женской одежды KOKOGEM Gallery, создал две сезонные женские коллекции и работал для креативного агентства Husky Promotions.
В том же 2003 году молодой дизайнер создал мужскую коллекцию под маркой MAX CHERNITSOV и показалт ее на Russian Fashion Week. После этого показа к нему пришло признание от представителей прессы. Vogue писал: «Черницов имеет все шансы занять место главного шутника российской моды».
В 2005 году MAX CHERNITSOV стал первым российским брендом, который стал продаваться наравне с ведущими западными марками одежды в московском ЦУМе.
Однако, свою «шумную» известность талантливому дизайнеру принесла коллекция 2005 года под названием HOMOCOSMODROMO, посвященная героям-первооткрывателям космоса, с олимпийками «Гагарин», «Белка», «Стрелка». А выбранный для нее слоган «Forever young, always happy» отразил саму философию бренда – жизнерадостность, чувство юмора и самоиронию. Именно тогда Financial Times в своей рецензии назвали коллекцию Черницова «сенсацией на Российской неделе моды».
После этого и другие западные издания начали проявлять интерес к бренду. Статьи об одном из самых перспективных проектов в российской индустрии моды стали появляться в Herald tribune, W, Fashion whire daily, американском ELLE и английском ID.
В 2006 году Максим получил премию в области моды и стиля «АСТРА» как лучший дизайнер мужской одежды. Он принял участие в Итальянской неделе моды (Milano Moda Donna) в Милане, в 2007 году – в португальской неделе моды (Lisboa Fashion Week) в Лиссабоне, а в 2008 – в канадской неделе моды (L’Oreal Fashion Week) в Торонто. Помимо этого, в 2007 он номинировался на премии «FashionTV», «GQ человек года».
Сегодня Максим Черницов — частый гость на телевидении, он выступает в различных программах в качестве эксперта по стилю. Пробует себя в новом: играет диджейские сеты в клубе, ведет вечерний эфир на радио и размышляет над созданием арт-объектов.
Сам себя он называет не просто дизайнером, но еще и бизнесменом: «Я о многом мечтал. Тогда для меня самовыражение было на первом месте. И сегодня оно – питательная среда для творчества, но еще пришло понимание моды как бизнеса, притом довольно циничного». И временами испытывает тоску по тем временам, когда вещи создавал не для того, чтобы продавались, а чтобы нравилось самому: «Скучаю иногда. Мы были безумные, устраивали винтажные показы в подвалах, недостроенных зданиях, клубах. Глаза у всех горели. Верили, что делаем искусство. Хотя я и сейчас стараюсь делать вещи, «чтоб самому нравилось».
При этом, к отечественной моде в целом Черницов относится весьма критично: «У российской моды есть несколько проблем: нет оригинального дизайна (есть только копирование иностранных брендов), нет продукта как такового и плюс невозможность экспорта. Есть российские дизайнеры, которые работают на пафос. Им важно сделать полномасштабный показ, чтобы на нем в первом ряду сидела Ксения Собчак, — это круто. Им важен выхлоп, внимание глянцевых журналов, а что будет после показа, их не интересует. Возможно, некоторые модели такие сложные, что их невозможно больше повторить. А мода должна быть массовой, нужно налаживать производство, выходить в регионы, за рубеж. Хотя в нашей стране вывезти, что-либо очень сложно. Российская мода сделает большой шаг вперед, когда будет налажено производство, когда будет решен вопрос с таможней и экспортом».
Но, несмотря на это, Максим Черницов верит в светлое будущее российской моды, а для себя мечтает о ретроспективной выставке, сильной коллекции нижнего белья и дальнейшем успешном развитии своей марки.
HOMOCOSMODROMO