Первая половина XXI века. В сети появляется разумный вирус Брандашмыг, который ворует данные пользователей, стирает государственные архивы и остается неуловимым для киберполиции. Остановить его берутся хакеры Алиса и Кролик, которым предстоит пройти через опасные цифровые миры, где виртуальное и реальное становятся единым.
Привет! Это Sidorin Lab (SL) — в этом году мы впервые участвуем в конкурсе нейрокомиксов Sostav, поэтому с волнением делимся результатами. Спойлер: превзошли сами себя.
Как мы это сделали
Мы ждали этот конкурс еще с 2024 года, когда увидели итоги прошлого сезона — даже записали дату в календарь и создали чат. Правда, начало конкурса выпало на отпуск двух менеджеров проекта, поэтому приступить смогли только 8 августа.
Первыми в работу включились наш SMM Lead Юля Болдырева и менеджер мультимедийного контента Маша Тарасова: они разработали несколько сценариев, и в итоге в ходе брейншторма остановились на варианте Маши (его вы и увидите в комиксе).
Мы разделили его на части и начали прорабатывать визуал. На создание комикса подключилась целая команда дизайнеров — Ася Ларина, Настя Тюрикова и Настя Павлюк под курированием Элиан Эпскер.
На создание визуальной части ушло ровно две недели. В качестве ИИ был использован Midjorney, вставки графического дизайна ограниличись наложением текста и сценой с гусеницей в начале — обратите внимание на ювелирную работу с синей рябью!
За упаковку кейса спасибо Насте Тюриковой — ниже вы увидите подробные описания работы с ИИ, промты и советы. Промовидео собирала Маша Тарасова.
Почему именно такая стилистика и герои?
Мы ориентировались на итоги конкурса прошлого года и сразу решили выделиться. Дизайнер Ася Ларина предложила ретрофутуристический стиль — он хорошо подходит для раскрытия нашей темы и визуально заметно отличается от стандартного «комиксного» языка.
Вдохновлялись фильмами и визуальными кодами ретрофутуризма и киберпанка: «Бегущий по лезвию», «Матрица», «Пятый элемент», эстетика фильмов Кубрика и даже «Спящий» Вуди Аллена. Это дало возможность переосмыслить формат комикса и развернуть его в более кинематографичном ключе.
Основные моменты и лайфхаки при работе с AI
1. Использование команд в MidJourney в написании промта помогает добиваться более четкого и предсказуемого результата:
- Cref (-- cref + link) или функция Omni Reference — помогает создавать персонажей комиксов и масштабировать их на другие сцены и генерации, с сохранением основных черт лица, образа, одежды и других атрибутов.
- Image weight (--iw 0.5−2) — управляет степенью влияния загруженного изображения-референса в промте на итоговую генерацию (чем выше значение, тем больше схожесть с референсом)
- Исключение элементов из генерации (--no) — сообщите, что вы не хотите в своей генерации с помощью этого параметра
- Степень стилизации (--stylize 0−1000) — насколько «творчески» модель трактует промт
- Качество рендера (--quality 1−3) — контроль времени рендера и качества (чем выше — тем дольше и лучше)
2. Редактирование наиболее удачной генерации через режим Edit mode:
Если генерация удалась частично, но хочется поправить детали — удобно использовать режим Edit в MidJourney. Выбираешь удачный вариант, обводишь нужную область и даешь уточняющий промт: так можно поменять позу, фон или добавить детали, не начиная все заново. Это экономит время и сохраняет стиль сцены. Особенно полезно для комиксов и серий кадров, где важна визуальная последовательность.
3. Работа с вариациями:
Когда картинка почти удалась, но не идеально — не нужно начинать генерацию заново. Вариации дают гибкость:
- Vary (Subtle) — берет за основу картинку и меняет ее слегка (лучше для доработки деталей).
- Vary (Strong) — сохраняет концепт, но может сильно поменять композицию.
- Remix mode — позволяет менять промт при создании вариаций, например: изменить позу героя или добавить новый объект.
- Upscale — не только повышает качество, но и иногда добавляет новые детали. Если нужно сохранить общий вид — лучше делать upscale после выбора удачного варианта.
4. Композиция через ключевые слова:
MidJourney очень чутко реагирует на термины, связанные с кино и фотографией. Добавляя такие слова в промт, ты буквально управляешь композицией кадра:
- close-up — крупный план, отлично работает для эмоций персонажа;
- mid shot — средний план, подходит для взаимодействия героев;
- wide shot или wide angle — общий план, чтобы показать масштаб сцены или окружение;
- comic panel, poster, storyboard frame — придают картинке структуру и стиль, как в комиксах или кино.
Это помогает сразу получить изображение с правильным акцентом, а не полагаться на случайность.
5. Правильные стили
Задание художественного стиля — ключ к консистентности и атмосфере. MidJourney хорошо работает, если использовать чёткие описания:
- cinematic lighting — мягкий драматичный свет, как в фильмах;
- retro-futuristic cyberpunk — сочетание старой эстетики и киберпанка, подходит для необычных миров;
- dreamlike или poetic — создают сказочность и легкую сюрреальность;
- graphic novel style, painterly, watercolor, pixel art — сразу переводят сцену в конкретную художественную манеру.
Совет: если нужно удерживать серию кадров в одном стиле, используй один и тот же набор слов для описания атмосферы.
Примеры промтов
Сцена Алиса и Цветы Куки:
promt: A surreal, cinematic scene inspired by Alice in Wonderland, set in a dreamlike retro-futuristic cyberpunk world. Kubrick+Matrix style. A young woman around 20 years old, with flowing blue dreadlocks and glowing tech-woven clothing walks slowly through a vast open field filled with enormous biomechanical flowers. The flowers are towering and alien metallic tulips with neon stems, chrome sunflowers with turbine cores, and giant cybernetic roses that have been stripped of their petals, exposing glowing wireframes and glitching holographic memories of their former selves. Some flowers turn subtly as she passes, as if watching her not hostile, but sentient. Glowing sensors blink like eyes. Above her, the sky is soft vaporwave deep purples, synthetic pinks, electric blues layered with drifting holograms: fractured faces, flowing binary code, fragments of forgotten memories. The girl walks with quiet awe and melancholy, surrounded by this strange digital nature, a world on the edge of reality and simulation. Emotionally rich, soft cinematic lighting, wide-angle shot, dreamlike, poetic.
Сцена Алиса летит в VR мир:
promt: A cinematic retro-futuristic sci-fi scene inspired by Alice in Wonderland, reimagined as a 1990s cyberpunk film. Visual style of Stanley Kubrick’s 2001: A Space Odyssey and Spielberg’s E.T. The setting is a dark, surreal apartment resembling Neo’s room from The Matrix, filled with CRT monitors, tangled wires, flickering green code, and strange, dreamlike lighting as if reality is bending. In the center, a young woman modern "Alice", around 20, European features, intense blue dreadlocks flowing like data streams, dressed in patched-up hacker clothes with glowing circuitry. She sits at a retro computer terminal, deeply focused on hacking reality itself. Beside her stands a humanoid rabbit a gritty, dystopian reimagining of the White Rabbit. He has a human-like body, dressed in a worn-out trench coat, his face rabbit-like but weary, eyes full of stories and sorrow, long ears drooping slightly, a metal pocket-watch embedded in his wrist. A 50-year-old soul in a strange body, veteran of many digital wars, part mentor, part broken rebel. Cybernetic implants glow faintly under his fur. He types on an old keyboard with quiet urgency. The apartment feels like a glitching dream warped shadows, floating code symbols in the air, cracks in the wall revealing digital void behind. The mood is haunting, surreal, nostalgic, like a dream you’re not sure you’ve woken from.
Белый Кролик обнаруживает вирус:
promt: tired humanoid white rabbit sitting in a small, cluttered hacker room, wearing a white worn-out work jumpsuit, slumped forward with hands covering its face in exhaustion, surrounded by old CRT monitors, glowing code on screens, loose cables, flickering neon lights, scattered keyboards, glowing cyberpunk tech, digital noise and glitch effects in the air, claustrophobic atmosphere, soft blue and green tones, detailed cyberpunk environment, cinematic lighting, emotional and melancholic mood.
Неудачные попытки и решение проблем
Ограниченность Omni Reference для двух и более персонажей
Omni Reference работает хорошо только для одного персонажа. Когда нужно сгенерировать сцену с двумя и более героями, модель теряет консистентность — второй персонаж может сильно отличаться или сливаться с первым. Из-за этого сложно удержать одинаковый стиль и внешность у группы персонажей в разных кадрах.
Когда в сцене два персонажа, MidJourney не всегда понимает их взаимодействие. Например, они могут стоять слишком далеко, «склеиваться» или занимать странные позы. Часто приходится перегенерировать сцену или использовать Edit, чтобы доработать детали.
Решение проблемы:
- Для нескольких персонажей проще задавать каждому четкие уникальные признаки (цвет одежды, аксессуар, прическа) в промте, чтобы их не путало.
- Генерировать персонажей отдельно (через Omni Ref), а потом собирать сцену через Edit mode — добавлять второго героя в уже готовую картинку.
- Альтернативный прием: использовать Remix + Vary (Subtle) — берешь готовый кадр с одним героем и добавляешь описание второго. Так сохраняется стиль первого и вводится новый персонаж.
- Иногда помогает двухшаговый подход: сначала генерируешь общую сцену (без персонажей или с одним), потом через Edit вставляешь второго героя в нужной позе.
- Если позы сильно искажаются — использовать кадровку через ракурс (close-up, mid shot), чтобы ИИ не пытался сгенерировать слишком сложное взаимодействие целиком.
Ограниченность мимики при использовании Omni Reference
Omni Reference хорошо сохраняет внешний вид персонажа, но почти не управляет его выражением лица. Задать точную эмоцию или мимику сложно — персонаж может выглядеть нейтрально или эмоционально не так, как задумано.
Решение проблемы:
- Использовать в промте конкретные описания эмоций: «Alice screaming, eyes wide, eyebrows raised, mouth open in shock». Чем детальнее указаны признаки мимики, тем выше шанс, что модель правильно ее отобразит.
- При необходимости генерировать крупный план лица отдельно и потом через Edit mode вставлять в сцену.
- Используйте усилители вроде theatrical expression, extremely emotional, overacted, very expressive
Проблемы с руками и мелкими объектами
Характерная сложность ИИ-генерации — искажения пальцев, неправильный хват предметов или «расплывающиеся» мелкие объекты (например, печенье, оружие, аксессуары). Приходится делать несколько вариаций, чтобы добиться аккуратности.
Решение проблемы:
- Старайся описывать не саму «руку», а действие: вместо «Alice holding a cookie» лучше «Alice clutching a cookie tightly in her hand». Чем конкретнее действие, тем лучше AI понимает позу.
- Делай несколько генераций и используй Vary (Subtle) для доработки удачной руки, а не перегенерируй все с нуля.
- При сложных сценах можно генерировать героя отдельно с объектом в руках (через close-up), а потом добавлять в общую сцену через Edit mode.
Сложность управления текстом в кадре
Фразы, которые добавляются как «comic text overlay», часто искажаются. MidJourney плохо генерирует читаемые надписи, поэтому текст проще добавлять вручную на готовую картинку.
Решение проблемы:
- Не пытайся генерировать полноценный комикс-текст сразу в MidJourney — модель почти всегда искажает надписи.
- Лучше использовать промт с акцентом на comic panel layout или speech bubble (empty) — так появляются чистые «пустые» облачка.
- Сам текст удобнее добавлять потом в графическом редакторе (Photoshop, Figma)
Рекомендации новичкам по работе с AI
Начинай с простого. Не перегружай первый промт длинными описаниями. Лучше задать основное: кто герой, что делает, где находится, в каком стиле. Потом постепенно уточнять.
Экспериментируй с формулировками. AI — это про итерации. Один и тот же запрос, сказанный другими словами (*close-up вместо portrait, comic panel вместо illustration) может дать совсем другой результат.
Используй несколько инструментов. Полезно сочетать разные виды ИИ: например, просить ChatGPT подготовить продуманный промт, а затем запускать генерацию уже в MidJourney. Так ты избежишь «шумных» запросов и быстрее добьёшься нужного стиля.
Думай о композиции. AI лучше понимает конкретику: mid shot, back to back, cinematic lighting вместо абстрактного dynamic scene. Добавляй термины из кино и фотографии, чтобы управлять кадром.
Будь готов к постобработке. ИИ редко выдает идеально готовый результат. Иногда проще поправить текст, фон или детали руками в Photoshop или другом редакторе.
Терпение и вариации. Не жди идеального кадра с первого раза. Делай несколько вариаций, используй Vary (Subtle) и Edit, чтобы дорабатывать удачные результаты вместо полной перегенерации.
Как оценивать полученный опыт и финальный результат
Работа с ИИ — это процесс экспериментов: даже неудачные генерации помогают понять, какие формулировки работают лучше и как управлять моделью. Опыт ценен тем, что он развивает навык точной постановки задач и перевод абстрактных идей в визуальные образы, а также позволяет быстро тестировать разные креативные гипотезы.
Финальный результат стоит оценивать по разным критериям, например:
- Соответствие замыслу — насколько изображение отражает идею и передает нужное настроение.
- Визуальная целостность — нет ли искажённых деталей, логична ли композиция, читаемы ли персонажи.
- Практическая применимость — подходит ли результат для проекта (комикс, постер, концепт-арт), или требует доработки в редакторе.
