Sostav.ru
Москва, ул. Полковая 3 стр.3, офис 120
© Sostav независимый проект брендингового агентства Depot
Использование опубликованных материалов доступно только при указании источника.

Дизайн сайта - Liqium

18+

Игорь Болычев, MOTIVE: бренды переключатся на ролики, решающие конкретные маркетинг-задачи

О производстве роликов в карантин, главных составляющих съемочного процесса и трендах рынка видеопродакшена

30.07.2020 1 80
Игорь Болычев

Почему на съемочной площадке должен быть вегетарианский обед и как предусмотреть все расходы по съемкам видеоролика? Спойлер: никак. Мы расспросили директора видеопродакшена MOTIVE agency & production Игоря Болычева о том, как снимают видеоролики и как коронавирус повлиял на индустрию.


С чего начинается работа над видеороликом?

Работа всегда начинается с поиска ответов на два вопроса: «Что клиенту нужно?» и «Что клиент хочет?». Причем часто ответы диаметрально противоположны. Например, заказчик увидел у кого-то красивый и дорогой имиджевый ролик и захотел так же. Начинаешь общаться с отделом маркетинга и понимаешь, что задачи стоят совершенно другие, и для их решения нужны совсем иные инструменты. Например, простые ролики с инфографикой.

После того как продакшн и клиент сформировали единое видение целей проекта, можно подходить к созданию креативной части видео — разрабатывать идеи и писать сценарии.

Как планировать бюджет и что делать с незапланированными расходами?

У каждого свой подход, я подобрал себе самый удобный: у меня есть шаблон сметы со всеми мыслимыми и немыслимыми тратами, которые могут возникнуть в ходе работы над проектом. Когда мы поняли задачу, я заполняю эту смету исходя из своих знаний и опыта. Например, я представляю, сколько может составить гонорар режиссера, который хорошо реализует проект, сколько денег уйдет на логистику, аренду локаций и так далее.

В каждую позицию сметы нужно заложить резерв. Я обычно закладываю 15% на случай, если что-то пойдет не так. А не так что-то пойдет со стопроцентной гарантией. Полностью застраховаться от непредвиденных расходов никогда не получится: если у каждого хирурга есть свое маленькое кладбище, то у каждого продюсера есть список проектов, на которых он не заработал, а потратился.

Как рождаются идеи для роликов?

Я как-то раз общался с солистом одной группы, очень популярной у нас в стране в нулевых годах. Они собирали стадионы, за ними охотились толпы фанаток. Я спросил его: «Слушай, а вот как у тебя получалось писать песни, которые слушала вся страна?», на что он ответил — «Ну, сначала ты пишешь хорошую песню». «А дальше? В мире ведь много хороших песен, которые не доходят до слушателя». «А дальше, — ответил он, — начинается магия».

Создание креатива — та же история. Ты собираешь креативную группу, изучаешь бриф, погружаешься в продукт, начинаешь набрасывать идеи, а дальше начинается магия.

Как выбрать лучшую идею для ролика из всех придуманных?

Лучшей будет та идея, которая нравится продюсеру, режиссеру, креатору и клиенту. Каждый из этих людей смотрит на проект под своим углом, и если какая-то идея сумела достучаться до всех, значит, она и есть лучшая.

Сколько времени занимает процесс создания ролика?

Все, конечно, зависит от самого ролика. Можно за пару дней сделать короткую и несложную анимацию, а можно месяцами трудиться над сложнопостановочной историей. Или вообще несколько лет набирать материал для документального фильма.

Мой личный рекорд — потратил полтора года на очень несложный корпоративный ролик, причем из них месяцев семь ушло на утверждение реквизита.

Как правильно организовать работу на съемочной площадке?

Первое — собрать правильную команду. Причем я не говорю сейчас о том, что нужно набрать лучших из лучших — чаще всего бюджет просто не позволит это сделать — здесь скорее важно набрать людей, которые подходят для проекта. Совсем не обязательно ехать снимать репортаж с киношным оператором-постановщиком и с камерой за несколько миллионов. Совсем не обязательно, чтобы классический «ролик о компании» снимал режиссер с коллекцией «Каннских львов». Самое важное, чтобы люди могли решить свою задачу на должном уровне.

Второе — субординация и слаженность. Каждый должен отвечать за свой участок работы и понимать, кем он управляет, с кем находится на равных, а кому подчиняется. Набрать команду исключительно из незнакомых друг с другом людей — очень плохая идея. Даже если все отработают четко, ты не добьешься той самой «магии», которая так необходима в съемочном процессе.

И третье — второй режиссер. Обыватели редко что-то слышат об этой профессии, но как по мне, хороший второй режиссер — это половина успеха съемки. Второй режиссер — это не запасной режиссер, как можно подумать, а связующее звено между режиссером и всеми остальными департаментами. Он принимает активное участие в планировании проекта, следит за таймингом съемочной смены и организацией процесса. Если коротко, то если режиссер-постановщик — это мозг, то второй режиссер — это руки.

Какие можно допустить ошибки и что сделать, чтобы их избежать?

Труд продюсера заключается в том, чтобы постоянно пытаться предусмотреть всё. Разумеется, это невозможно. Если на своем первом проекте ты смог предвидеть 30−40% возможных ситуаций — то это уже хорошо. Далее, с годами, ты повышаешь этот процент, пытаясь дойти до ста (спойлер: у тебя никогда это не получится).

Что может пойти не так? Что угодно. Вот правда, что угодно, любая мелочь, о которой ты никогда не задумывался. Пример из личной практики: твой оператор — вегетарианец, а ты об этом не знал. На площадку привезли обеды, а ему нечего есть, потому что все заказанное — с мясом. Ты тратишь свое драгоценное время на решение этой проблемы и получаешь простой площадки минут на 40, а на большом проекте это немалые деньги. Может всплыть любая мелочь, о которой ты никогда не задумывался. Но зато после этого всегда заказываю на площадку несколько резервных вегетарианских обедов.

Как эпидемия сказалась на съемочном процессе?

Съемочный процесс практически встал. Почти все съемки либо отменились, либо перенеслись. В каком-то очень ограниченном режиме снимались некоторые сериалы и совсем единичные рекламные ролики. Большинство — партизанскими методами, с периодическими полицейскими облавами. Но начиная с июня индустрия снова ожила, снимают сейчас даже активнее, чем до карантина.

Какие теперь ограничения на съемочной площадке?

Ставшие привычными маски, перчатки и антисептики. Перед съемками вся группа тестируется на коронавирус, на съемочной площадке теперь запрещены общие буфеты, только еда и питье в индивидуальной таре. Даны определенные рекомендации по площади помещения на каждого человека. Еще Роспотребнадзор рекомендовал обойтись без сцен с участием массовки, но, кажется, к этому совету мало кто прислушивался: даже государственные телеканалы уже давно снимают свои шоу со зрителями в зале.

Чем видеопроизводство занималось в карантин?

Часть проектов из съемочных превратилась в анимационные. Вообще с анимацией все было более-менее в порядке, она в принципе не требует живого присутствия людей, все решается онлайн. Карантин позволил спокойно и без суматохи готовиться к съемкам — плавно и обстоятельно искать актеров, подбирать локации, костюмы и реквизит.

Что дальше? Какие текущие тенденции на рынке видеопродакшена?

Рекламный рынок начал просыпаться, бренды снова увеличивают бюджеты на видео, хотя к докарантинному уровню мы вернемся не раньше следующего года. Чем это чревато для рынка видеопродакшена? В первую очередь значительно поредеет сегмент имиджевого видео. Думаю, в ближайшее время мы увидим мало так называемых бренд-манифестов, сократится число рекламных роликов со звездами.

Во-вторых, часть спроса уйдет в сторону анимационных роликов, VR- и AR-проектов — здесь никакой локдаун не может повлиять на скорость работы.

Главная тенденция, думаю, будет в том, что бренды переориентируются с создания видео для поддержания имиджа на ролики, которые будут решать конкретные маркетинговые задачи: вывод на рынок новых продуктов, повышение спроса, анонсы акций.

Поделитесь, пожалуйста, полезными ссылками для тех, кто хочет узнать больше про съемки.

Мой любимый сайт про кино и съемки. Статьи о разных «киношных» профессиях, интервью с профессионалами индустрии, технические разборы и моя любимая рубрика «как это снято».

Мастер-классы от мировых звезд. Мой любимый — от Дэвида Линча (очень абстрактный, но очень вдохновляющий).

Переведенный на русский язык старенький курс Hollywood Camera Work. Это такой концентрат операторской программы ВГИКа, которую уместили в один час.

Журнал «Искусство кино» — самое заслуженное и культовое медиа про кино — большие рецензии и подробные разборы фильмов и сериалов.

«Кино между адом и раем», Александр Митта. Митта, может, и не самый выдающийся российский режиссер, но теоретик замечательный. Увлекательная книга о том, что между Аристотелем, Шекспиром и «Крестным отцом» намного больше общего, чем мы думаем.

Роберт Макки, «История на миллион долларов». Библия голливудского сторителлинга, подробная инструкция о том, как написать хороший сценарий.

Майкл Рабигер, «Режиссура документального кино». Русский перевод этой книги — большая редкость, если вдруг увидите в продаже — покупайте не думая. Очень подробное (но совсем не скучное) пособие по созданию документального кино.

Ваш браузер устарел
На сайте Sostav.ru используются технологии, которые не доступны в вашем браузере, в связи с чем страница может отображаться некорректно.
Чтобы страница отображалась корректно, обновите ваш браузер.
Ваш браузер использует блокировщик рекламы.
Он мешает корректной работе сайта. Добавьте сайт www.sostav.ru в белый список.