Sostav.ru

Карты рекламного рынка

Москва, ул. Полковая 3 стр.3, офис 120
© Sostav независимый проект брендингового агентства Depot WPF
Использование опубликованных материалов доступно только при указании источника.

Дизайн сайта - Liqium

18+

Михал Гвяздовски, Brainly («Знания»): потребность в технологичных образовательных продуктах и сервисах крайне высока, и это надолго

Российский рынок EdTech (технологические образовательные проекты)

04.10.2019 7 Автор: Дмитрий Фролов

Sostav продолжает начатую недавно серию интервью с топ-менеджерами отраслевых компаний. Мы задавали нашим собеседникам одни и те же вопросы, время от времени отходя от плана для уточнения деталей. Вопросы подобраны так, чтобы дать представление о состоянии отрасли: можно ли ожидать от нее быстрых изменений, а если да, то в каком направлении. Уже опубликованы интервью с Владимиром Наумовым (Marketing One), Леонидом Довлатбегяном (Perekrestok.ru), Андреем Варзуновым, («Игристые вина»).

Мы выбираем спикеров из числа компаний, которые задают тон на рынке. Чаще всего, хотя и не всегда, это выражается в лидерстве по объему производства или другим важным параметрам. Но мы будем разговаривать и с инновационными компаниями, которые вполне могут стать такими лидерами.

Наш сегодняшний собеседник — Михал Гвяздовски, представляет образовательный сервис Brainly («Знания») в Польше, России и Румынии. Общее количество пользователей Brainly достигает 150 млн. человек в 35 странах. Русскоязычная образовательная платформа «Знания» (часть Brainly с 2011 года) насчитывает 33 млн пользователей ежемесячно.

Sostav. Появились ли в вашей отрасли новые технологии, которые потенциально могут вытеснить существующие?

Михал Гвяздовски. Сегодня EdTech — это молодое и достаточно узкое ответвление рынка онлайн-образования, которое предлагает самые новые технологии, продукты и решения. И, на мой взгляд, EdTech имеет все шансы трансформировать консервативную отрасль классического образования, как в России, так и во всем мире. Современным школьникам всё менее интересно сидеть за партой и даже заниматься с репетиторами по Skype. Они ищут более интерактивные, и развлекательные форматы, способные превратить процесс обучения в общение на равных. Такие EdTech-платформы, как Brainly («Знания»), не ставят своей целью заменить образование в классе, однако дополнить и обогатить его им вполне по силам. Это подтверждает и наша статистика — за короткий период с ноября по январь прошлого года мировая аудитория сообщества Brainly, представленного в России сервисом «Знания», выросла со 100 до 150 млн уникальных пользователей в месяц, и мы планируем не останавливаться на достигнутом.

Sostav. Изменились ли структура спроса и поведение потребителей в вашей отрасли за последние год-полтора?

Михал Гвяздовски. В какой-то степени, да. Изначально мы фокусировались на учащихся средней и старшей школы как основной целевой аудитории. 1,2 млрд учеников во всем мире испытывают трудности в учебе, и мы хотели им помочь. Для этого мы создали благоприятную среду, мотивирующую обмениваться знаниями, учиться у сверстников и получать пользу от времени, проведенного онлайн. В этом нам помогли исследования поведения и привычек молодых людей поколения Z — невероятную активность, высокий уровень интернет-потребления и постоянное стремление узнавать что-то новое.

Основная идея платформы «Знания» — предотвратить появление негативных эмоций, которыми часто сопровождается выполнение домашних работ, и привести учащихся от вопросов к более глубокому пониманию ключевых школьных предметов.

В этом им помогают наши модераторы, основная группа которых приходится на бывших и нынешних преподавателей из разных регионов России. Многих привели на нашу площадку их собственные дети, а профессиональное желание объяснить и исправить ошибки не позволило остаться в стороне.

В последнее время заметно вырос спрос на образовательные сервисы среди родительской аудитории. Современные мамы и папы очень активно вовлечены в процесс обучения детей и искренне хотят помочь им в выполнении домашних заданий, но зачастую просто не знают, как это лучше сделать. Доля этой аудитории невелика, но она растет вместе с основным числом пользователей.

Sostav. Произошло ли перераспределение направлений маркетинговой активности на вашем рынке?

Михал Гвяздовски. Мы никогда не вели агрессивное маркетинговое продвижение на рынке, поскольку делаем ставку на органический рост. Маркетинговый бюджет платформы «Знания» минимален. Наш приоритет — неформальные каналы и маркетинг «сарафанного радио», основанный на качестве нашего контента и удовлетворении потребностей потребителя.

Если говорить о наших B2B-партнерах, выбирающих платформу «Знания» для своих маркетинговых активаций, то сейчас мы наблюдаем явное смещение предпочтений к более нативным форматам. Представители поколения Z слабо восприимчивы к явной рекламе — для них важно чувствовать, что те или иные решения они приняли сами, а не под влиянием со стороны.

Sostav. Приведет ли появление новых технологий или изменения в потребительском поведении к появлению новых бизнес-моделей?

Михал Гвяздовски. Уровень заинтересованности в высокотехнологичных образовательных продуктах и сервисах крайне высок и останется таким еще долгое время. EdTech перспективен, потому что динамично удовлетворяет спрос широкого круга потребителей на цифровые форматы обучающего контента. Роль онлайн-образования постепенно становится настолько же значимой, как и традиционного образования — это неизбежный процесс. При этом каждый Edu-проект пока по-своему уникален. Логичным образом увеличивается интерес к EdTech-компаниям со стороны крупных инвесторов — появляются фонды, которые специализируются на финансировании стартапов в сфере онлайн-образования. Так, венчурный фонд с российскими корнями Runa Capital принимал участие во всех раундах инвестиций, направленных на совершенствование платформы Brainly на глобальном уровне. В настоящий момент мы также открыты к сотрудничеству с новыми партнерами, в том числе локальными. Сообщество «Знания» предлагает модель монетизации Freemium за счет размещения брендированных рекламных коллабораций.

Sostav. Сейчас много говорят о диджитал-трансформации компаний. Как это коснулось вашей отрасли?

Михал Гвяздовски. По большому счету, наша отрасль не существует вне digital-пространства. Онлайн-образование в целом и индустрия EdTech в частности представляются мне типичным продуктом цифровой трансформации не просто бизнеса или конкретных компаний, а всего общества в широком смысле этого слова. Мы видим, как многие аспекты повседневной социальной жизни людей оказываются, если не полностью, то весьма значительно, видоизменены под влиянием современных технологий. Транспорт, здравоохранение, банковская сфера — ярчайшие тому примеры. А вот образования это коснулось в меньшей степени. Независимо от страны, образование, особенно школьное, продолжает оставаться довольно консервативной отраслью. Однако процесс трансформации уже запущен, и мы видим здесь большой потенциал, как для себя, так и для других игроков на рынке.

Sostav. Изменился ли характер конкуренции за последнее время?

Михал Гвяздовски. По мнению крупнейших российских инвесторов, в настоящее время российский EdTech-сегмент переживает эпоху инвестиционного ренессанса. Исследование «Нетологии» (выпущено в 2017 году — Sostav) показало, что к 2021 году эксперты ожидают увеличения общего объема рынка образования в России до 2 трлн. рублей. Доля частного бизнеса в нем составит 18,9% или 385,4 млрд в рублевом эквиваленте. Заметный рост предсказывают и в сфере онлайн-образования — его доля на общем рынке должна увеличиться с 1,1% в 2016 году до 2,6% (53,3 млрд рублей) в недалеком 2021. Важность направления Digital Edu признана на государственном уровне и отражена в приоритетном проекте «Современная цифровая образовательная среда в РФ».

Тем не менее, стоит отметить, что объективно оценить объем ниши EdTech довольно сложно. Подавляющее большинство даже крупных компаний остаются частными и не разглашают свои финансовые показатели. Но рынок, совершенно точно, далек от насыщения, и ряд экспертов сходятся во мнении, что российская индустрия образовательных технологий в ближайшие пять лет будет расти на 20% в год.

Позитивные прогнозы делают конкуренцию еще более активной, и появляется все больше и больше интересных проектов. Впрочем, нельзя сказать, что новые или уже существующие и зарекомендовавшие себя игроки кардинально влияют на рынок онлайн-образования. Наши уникальные преимущества помогают нам комфортно работать и развиваться в конкурентной среде. Кто-то фокусируется на digital-площадках для школьников или студентов, а кто-то работает со взрослыми или профессионалами в узких областях. Технологические образовательные инструменты помогут подтянуть иностранные языки, основные академические предметы, навыки программирования, аналитики или другие business skills. Можно сосредоточиться, как на индивидуальном, так и на корпоративном обучении.

Онлайн-сообщество «Знания» объединяет опыт учеников, родителей и экспертов для совместного решения домашних заданий. На глобальном рынке у Brainly, частью которого является российское сообщество «Знания», нет одного значимого конкурента, но есть локальные компании, которые работают в этой же среде.

Sostav. Можно ли говорить о том, что барьер входа на ваш рынок стал выше/ниже? Сложнее ли сейчас стало создать новую компанию?

Михал Гвяздовски. Компания Brainly была создана в 2009 году в Польше. В те времена основать EdTech-стартап было легче, чем сегодня. Первую отметку в 1 млн уникальных пользователей в месяц мы преодолели за полгода с момента запуска площадки. Дела шли хорошо, и мы быстро приняли решение о масштабировании и выходе на мировую арену. Первым международным рынком для бренда стала Россия. Меньше чем за год мы добились здесь аналогичного результата в 1 млн посетителей. Важно было сохранить заданную динамику роста, продолжив экспансию на глобальном рынке. На текущий момент Brainly присутствует в 35 странах мира.

Сейчас можно с определенностью сказать, что барьер входа для новых компаний стал выше, чем десять лет назад. EdTech процветает, но для успеха нужны значительные финансовые вложения и наращивание качественного обучающего контента.

Sostav. Есть ли у российского рынка специфические особенности в сравнении с глобальным?

Михал Гвяздовски. Честно говоря, они не значительны. Учеников из России и других стран объединяют похожие проблемы: всем задают домашние задания, все испытывают определенные трудности с пониманием отдельных тем или школьных предметов, всем может понадобиться «помощь зала». Сложность в другом. На каждом рынке нам нужно выстраивать свое локальное сообщество, исходя из национального языка и набора учебных предметов в госучреждениях. Для аудитории «Знаний» нам пришлось адаптировать обширную базу знаний к росси йской специфике, включая перевод на русский язык.

Sostav. Назовите несколько событий, произошедших за последний год — полтора, которые Вы считаете самыми значимыми для вашей отрасли?

Михал Гвяздовски. Прежде всего это бум солидных инвестиций в EdTech. Крупнейшие инвесторы признают, что отрасль имеет огромный потенциал. Регионами рекордных сделок остаются США и Азия, но мы уверены — у российских стартапов тоже блестящее будущее. Кроме того, заметно выросло число тематических EdTech-мероприятий и в России, и за рубежом. Это приятное доказательство растущего интереса к технологиям в образовании со стороны широкой общественности.

Sostav. Назовите основные показатели, которые значимо влияют на ваш рынок.

Михал Гвяздовски. Основной индикатор для нас, разумеется, уровень проникновения интернета, ведь наш сервис представлен онлайн-платформой и мобильным приложением. Россия входит в число передовых стран по использованию всемирной паутины. Среди наиболее активных российских регионов «Знаний» — Москва, Санкт-Петербург, Краснодарский край, Республика Башкортостан, Татарстан, а также Свердловская, Московская, Челябинская, Новосибирская и Иркутская области. По данным GfK, к началу 2019 года аудитория интернет-пользователей в РФ составила 90 млн человек или 75,4% населения страны. Доля пользователей интернета на мобильных устройствах достигла отметки 61%. Как видите, еще есть, куда расти.

Sostav. Какой бизнес-процесс вы считаете самым важным сегодня для вашей отрасли с точки зрения создания конкурентного преимущества?

Михал Гвяздовски. Я назову не бизнес-процесс, а важнейший параметр многих из них — это скорость. Скорость решения тех проблем и запросов, с которыми потребители приходят на определенную образовательную площадку. Скорость развития бизнеса в целом, которая нужна, чтобы успеть занять еще свободные ниши, запрыгнуть в вагон быстро созревающего EdTech-рынка. Первое становится возможным благодаря наращиванию богатой и качественной базы знаний. По второму направлению значение имеют международный потенциал компании и широкое портфолио ее партнеров, обеспечивающих эффективную монетизацию инновационных проектов в сфере образования.

Михал Гвяздовски, управляющий директор Brainly («Знания») в Польше, России и Румынии

Отвечает за развитие, монетизацию и локализацию продуктов компании Brainly, представленной в России образовательной платформой «Знания».

До прихода в Brainly в 2018 году занимался реализацией digital-стратегии для крупнейшей польской ежедневной газеты Выборча (холдинг Agora), а также запустил польскую версию Microsoft Новости (Msn.com).

Окончил Ягеллонский университет в Кракове, Польша.

Другие материалы
Ваш браузер устарел
На сайте Sostav.ru используются технологии, которые не доступны в вашем браузере, в связи с чем страница может отображаться некорректно.
Чтобы страница отображалась корректно, обновите ваш браузер.
Ваш браузер использует блокировщик рекламы.
Он мешает корректной работе сайта. Добавьте сайт www.sostav.ru в белый список.