Одно из знаковых кадровых решений прошлого года - это переход Дмитрия Бартенева, семь лет проработавшего в OMD MD | PHD Group, на позицию главы группы «Медиа Инстинкт», входящей в структуру OMD OM Group. О причинах таких перемен, первых результатах работы на новом месте и перспективах развития рынка г-н Бартенев рассказал в интервью Sostav.ru.
- Добрый день, Дмитрий. Хотел бы начать с момента, который так и остался неясным и породил множество слухов: почему вы так резко покинули предыдущую работу? Я слышал самые разнообразные версии,вплоть до личного конфликта с руководством.
- Возможно, со стороны это выглядело неожиданно и резко, но на самом деле к этому ситуация шла планомерно,она была прогнозируема, внутри компании она ни для кого не стала сюрпризом. Я принял решение, что мой подход к бизнесу, мои принципы будут более эффективно использованы на новом месте, в новой группе. По всем вопросам с предыдущим работодателем мы договорились, все свои обязательства выполнили, и разошлись.
- А кого-то из старой команды вы прихватили с собой?
- Каждый сам для себя принимает решение, и я не скрою, что сейчас мне очень приятно приходить в офис и видеть знакомые лица. Некоторые ребята перешли в «Медиа Инстинкт», посчитав, что здесь им будет более комфортно развить все свои таланты. Здорово, когда у тебя есть команда, которая может тебе доверять, и в которую веришь ты.
- Как у вас сложились отношения с руководством в новой группе?
- Это один из плюсов принятия решений в пользу OMD OM Group. Мы, конечно, конкурировали последние годы, и конкуренция была жесткая, учитывая небольшое количество сопоставимых по размерам игроков на рынке. Но помимо конкуренции, у нас были и совместные проекты, и мы всегда могли с Дмитрием (Дмитрий Дмитриев, СЕО OMD OM Group и президент OPERA в России – прим. Sostav.ru) сесть и договориться, цивилизованно решить любые вопросы. За 6-7 лет мы успели понять друг друга, поэтому для меня было комфортно переходить к людям, которых я знаю, и которые знают меня.
- Как я понимаю, одна из основных задач, поставленных перед вами – это привлечение новых клиентов. Чего удалось в этом плане достигнуть за прошедшие месяцы?
- Мои задачи, конечно, заметно шире - это развитие агентств группы, улучшение продуктов, сервиса,стратегического подхода. Но основная моя работа в настоящее время сосредоточена на Media Instinct, а агентство развивается очень активно: в 2012 году рост составил 54%, в прошлом году - около 30%, а в этом году мы планируем, несмотря на негативные экономические факторы, рост, раза в три превышающий рыночный.
Что касается новых клиентов, то знаковая победа для нас – это дополнительный бюджет Ferrero: у нас было 55-60% их бюджета, а остальная часть была у другого агентства. Что особенно важно, это был международный питч, и мы выступили в рамках сети очень хорошо. Также мы выиграли два фармацевтических клиента, два офф-лайновых ритейлера и одного он-лайнового, производителя телеком оборудования. Все эти победы произошли в конце прошлого года, что и позволяет с оптимизмом смотреть на 2014.
Как я уже говорил, планы на этот год по рынку под знаком вопроса: все ждут, что произойдет с курсом валют, соответственно, могут пострадать бюджеты. У нас есть по этому поводу пара тревожных звонков, но в то же время опыт предыдущих кризисов показал, что клиенты начинают искать новые варианты сотрудничества. Таким образом, с одной стороны складывается более сложная обстановка для работы, с другой стороны - это реальная возможность предложить клиентам что-то новое, одновременно увеличивая свою рыночную долю.
- Раз уж мы перешли к общей обстановке на рынке, как вы считаете, сколько продлится положительный эффект от Олимпиады?
- Я думаю, что он продлится не далее второго квартала. Это яркая вспышка, но она не долгосрочная. Сейчас у многих компаний как раз происходит очередной этап ревизии бюджета на 2014, и я уверен, что компании более пристально следят за доходами, которые будут сокращаться, и, конечно, за своими расходами.
- На каком уровне вы прогнозируете рост рынка в обозримом будущем?
- Рост будет небольшим по первому полугодию, 5-7% в зависимости от категории. Этому в значительной степени помогает сейчас фарминдустрия, бюджеты которой растут очень быстрыми темпами. По окончанию года мы также не ожидаем большого падения рынка, но определенный спад вполне возможен.
- Как вы рассматриваете такой фактор, как нестабильность в странах-соседях. Конечно, я имею в виду Украину, а также Казахстан, у которого сейчас явные экономические проблемы.
- Напрямую они наш рынок не затрагивают, поскольку Россия все-таки по совокупному объему занимает доминирующее положение в регионе. Но, тем не менее, происходящее на этих рынках не стоит сбрасывать со счетов.
- А зарубежные партнеры высказывают опасения относительно положения дел в нашей стране, например, с тем же курсом национальной валюты?
- Курс валюты их, безусловно, беспокоит. Но в целом меня радует, что за последние несколько лет я все чаще слышу лестные отзывы о России. Это касается потенциального и фактического роста, который в последние годы происходит в нашей стране. Например, у автоконцернов сейчас темпы роста снижаются, но это все равно рост, а не падение, как в Европе. Когда штаб-квартира анализирует, куда вкладывать деньги, она будет их вкладывать в рост, а не в глубокий кризис.
У нас есть запас прочности с точки зрения потребительского спроса, и я надеюсь, что, пусть не в этом году, так в следующем мы отыграем возможное снижение, как это было после кризиса 2008 года.
- Однако снижение покупательской способности отмечают все эксперты. Насколько сильно оно отразится на рекламной отрасли?
- Безусловно, рекламодатели и бюджеты завязаны напрямую с объемами продаж, и если объемы падают, то клиенты действительно будут принимать решение о сокращении бюджетов. Задача нашего агентства, как и наших клиентов, предугадать эти ситуации. Например, по логике вещей этот процесс начнется с мелких городов, и если у клиента дорогостоящая продукция, мы будем тратить не сто рублей на национальное телевидение, а пятьдесят на продвижение в ключевых для нас городах. Такие нюансы агентство должно знать, анализировать бизнес клиента, и у нас для этого достаточно инструментов.
- Какие из них для вас сейчас являются основополагающими, на что вы делаете ставку?
- Digital, безусловно, двумя руками за его развитие. Поскольку этого требует рынок, этого требуют потребители – тут тенденция очевидна. Это и дисплейная реклама, и контекстная, и RTB – все эти технологии будут расширяться и по объему средств, и по объему внимания потребителей. Поэтому наращивание экспертизы в этой области приоритетно.
- Вы упомянули дисплейную рекламу, но именно ее темпы роста стремительно сокращаются и уже отстали даже от некоторых традиционных медиа. С чем вы это связываете?
- Крупные национальные рекламодатели сейчас, как и прежде, получают охват через телевидение. А digital выходит далеко за пределы демонстрации баннеров. Конечно, баннерная реклама будет сокращаться и дальше, но вряд ли умрет совсем в обозримом будущем.
- В связи с новыми задачами собираетесь ли вы расширяться?
- Мы расширяем экспертизу, и, конечно, собираемся расширяться в плане кадров. Количество людей связано с количеством бизнеса, когда у тебя появляется клиент, ты понимаешь какой он, какой у него уровень и распределение бюджета, территориальный охват, после чего понимаешь, какой тебе под него нужен штат. У нас бизнес, построенный на людях, наша команда – это наше все, и мы знаем, где и как находить нужных людей.
Сейчас меня окружает команда, с которой мне очень комфортно и мы можем решать задачи любой сложности. Любая встреча, презентация вызывает во мне профессиональный экстаз, т.к. ты знаешь, что каждый из присутствующих с тобой на встрече людей - отличный профессионал в своей области и на любой вопрос клиента у нашей команды будет на него ответ.
У нас уникальная структура внутри «Медиа Инстинкта»: обычно структура медийного холдинга предполагает наличие нескольких планировочных агентств, которые общаются с клиентом и получают от него задачу, которую позже оно распределяет по разным департаментам внутри холдинга - стратегический, digital, баинг, исследования - которые являются общими ресурсами на все планировочные агентства. И получается, что над одним клиентским брифом работают несколько команд внутри холдинга.
У нас же все экспертизы сосредоточены в одной команде, в одном агентстве. Плюс для клиента очевиден - гораздо более продуманный и ориентированный на его бизнес результаты продукт агентства, над которым трудится единая команда, представляющая все экспертизы. И привлекать людей в такой формат проще, что дает нам конкурентное преимущество.
- Вы никогда не были, равно как и ваша группа, особенно активны в медийном, публичном пространстве. Можно ли говорить, что эта политика меняется?
- Нам есть что рассказать, а когда есть, что рассказать, почему бы этого не сделать?