Sostav.ru
Москва, ул. Полковая 3 стр.3, офис 120
© Sostav независимый проект брендингового агентства Depot
Использование опубликованных материалов доступно только при указании источника.

Дизайн сайта - Liqium

18+

5 легендарных брендов в истории фотографии

Торговые марки, которые надо вспомнить во Всемирный день фотографии

2

Даггеротип, созданный Жозефом Ньепсу, 1826 г.

19 августа 1839 года правительство Франции, купившее патент французского химика и изобретателя Луи Жака Манде Дагера о методе получения отпечатка (дагерротипа), сделало открытие дагерротипа достоянием мировой общественности. Поэтому именно в этот день во всем мире отмечается Всемирный день фотографии.

Само изобретение принципа получения изображения на светочувствительной пластине из металла принадлежит Жозефу Ньепсу (1822 г.). Однако именно Дагер выписал технологии «путевку в жизнь», продемонстрировав процесс получения дагерротипа на медной пластине, покрытой слоем серебра.

Спустя всего 10 дней после демонстрации технологии Французской академии наук была совершена легендарная сделка и о фотографии узнали во всем мире. К знаменательной дате Sostav.ru решил вспомнить истории брендов, которые внесли наибольший вклад в историю фотографии и обладают культовым статусом до сих пор.

Kodak

Американская компания Kodak была основана изобретателем Джорджем Истменом и бизнесменом Генри Стронгом. Изобретение Истмена заключалось в особом способе нанесения фотоэмульсии на специальные пластины, а позже и на пленку. В 1885 году в американском городе Рочестере появилась компания Eastman Dry Plate Company, занимавшаяся производством этой пленки.

В том же году название «Kodak» было зарегистрировано как торговая марка. Легенда гласит, что Истман в силу некоторых причин очень любил букву «К», и в тоже самое время хотел, чтобы название его марки было уникальным словом, нигде больше не встречающимся. Началась массовая рекламная компания, основной идей которой была «вы нажимаете на кнопку, мы делаем все остальное».

Никогда еще до этого фотография не была так проста и доступна непрофессионалам. Появляется более дешевый фотоаппарат с пленкой на 6 кадров по цене в 1 доллар. При этом стоимость дополнительной пленки для него составляла 15 центов. Добившись признания производимой ей продукции, в 1892 году компания меняет название Eastman Kodak Co.

Во второй половине XX века компания допустила две серьезные ошибки, стоившие ей в итоге значительной части рынка, а после и вовсе приведшие к банкротству. Вначале Kodak упустила момент прихода на рынок японского производителя Fujifilm, который предложил потребителям пленку более высокого качества по низкой цене.

Руководство Kodak было уверено, что потребители все равно будут покупать только её продукцию, полагаясь на бренд. Однако потребители проголосовали рублем, в результате чего японцы сумели отхватить солидную долю рынка фотопленки и фотобумаги.

Но самой серьезной ошибкой стало то, что Kodak проглядела момент появления на рынке цифровых фотокамер. Первые модели их снимали, мягко говоря, отвратительно. Однако ведущие умы того времени понимали, что за этой техникой будущее. Вот только в руководстве Kodak их не было: в то время, как другие производители ставили смелые эксперименты по выпуску цифровых камер, Kodak наращивала объемы выпуска пленки.

В результате, когда она все же приступила к выпуску цифровых камер, мир был уже поделен между Nikon и Canon. К тому же, бренд Kodak ассоциировался у потребителей исключительно с пленкой. В 2006 году Kodak была вынуждена отказаться от выпуска цифровых фотоаппаратов, продав производство сингапурской компании Flextronics. А в 2009 году она отказалась и от выпуска пленки.

Все попытки спасти компанию ни к чему не привели. В январе 2012 года Eastman Kodak была признана банкротом. Хотя бренд Kodak до сих пор остается одним из самых узнаваемых в мире.

Nikon

История марки Nikon началась в 1917 году, когда три небольшие японские компании — Seisakusho, Iwaki Glass Co и Fujii Lens — объединились в одно производственное предприятие Nippon Kogaku K.K. Её деятельность была целиком и полностью направлена на создание оптики для императорских военно-морских сил.

В качестве одного из ведущих специалистов по разработке оптических приборов был привлечен немецкий инженер Генрих Ахт, уже в 20-м году создавший первый объектив для аэросъемки Nippon Flieger 500mm\f4.5. Кроме военной фототехники, под маркой Nippon производились армейские бинокли, перископы для подводных лодок и подзорные трубы с высочайшим качеством оптики.

Лишь в 1931 году компания смогла представить гражданскую модель фотообъектива. Ею стала фотокамера Anytar 120mm\f4.5 среднего формата, разработанная по классической схеме Tessar. Что любопытно¸ с 1932 года заказчиками выпускаемых Nippon Kogaku объективов для своих фотоаппаратов Hansa стала компания Canon, не имевшая на тот момент своего собственного производства.

С началом Второй мировой войны Nippon Kogaku K.K. возвращается к производству военной оптики и выпускает продукцию вплоть до капитуляции Германии и Японии, за которой последовал сильнейший кризис. В 1945 году компания, имевшая 19 заводов со штатом в 29 тысяч рабочих, сократила число сотрудников в 20 раз, оставив всего одно предприятие.

С приходом мирного времени компании пришлось перестраиваться, заменяя военную продукцию на более мирную и востребованную оптику — теодолиты, микроскопы, телескопы, фотоаппараты. Тогда же на рынке появился новый бренд — Nikon, который не ассоциировался у потребителя с японской военщиной.

В 80−90х гг. многие ведущие компании, выпускающие фототехнику, вплотную занялись внедрением цифровых технологий. Nikon представила одну из своих первых разработок в 1986 году, а серийный выпуск цифровых фотокамер начала лишь в 1991 году. В 1995 году компания выпускает цифровой фотоаппарат Nikon E2, а в 1999 году — необычайно популярную у профессионалов фотокамеру Nikon D1.

С 2006 года компания полностью переходит на изготовление цифровой фототехники, оставляя лишь по контракту с давним партнером «Cosina» право на изготовление небольших партий пленочных фотоаппаратов. В настоящее время ею производится любая по сложности фототехника — от простых «мыльниц» для новичков до сложнейших профессиональных фотокамер. Это делается для того, чтобы «закрыть» все ниши на рынке.

Polaroid

Недавно мы уже рассказывали историю этого некогда культового бренда, переживающего сегодня не лучшие времена. Цифровизация и промахи менеджмента практически лишили ее рыночной стоимости, а многочисленные попытки вернуть себе позиции каждый раз оборачивались провалом.

Напомним, что Polaroid Corporation была основана в 1937 г. Эдвином Лэндом, гениальным изобретателем, потомком евреев-мигрантов из Российской империи. В 1948 году Polaroid производит революцию на рынке фотоаппаратов: выпускает аппарат, который сразу после съемок выдает готовый снимок. Технология насколько сильно стала ассоциироваться с брендом, что все все моментальные снимки в следующие полвека называли «полароидными».

Однако, в конце 90-х Polaroid начала погружаться в пучину кризиса: начиналась цифровая эпоха, которую менеджмент компании «проворонил». Потребителей все меньше привлекала моментальная фотография, зато быстро рос интерес к цифровой фототехнике и компьютерным редакторам фотоизображений.

С развитием мобильных технологий, ситуация стала совсем плачевной. Объемы продаж компании снизились до рекордно малых объемов, и в 2008 г. компания объявила себя банкротом, чтобы иметь возможность провести реструктуризацию. К тому моменту она оценивалась в сумму чуть менее полумиллиарда долларов. Однако реструктуризация не помогла — в 2014 г. 65% компании продали инвестфонду за ничтожно малые $70 млн.

Несмотря на проблемы в компании, креатив продолжает оставаться на уровне. Ролик, получивший серебро на Cannes Lions 2015.

Leica

Когда самая первая Leica (модель так и называлась — Leica I) была представлена в 1925 году на весенней Лейпцигской ярмарке, то она не сумела привлечь к себе достойного внимания. Миниатюрное устройство по определению не заинтересовало профессиональных фотографов. Эра 35-мм пленки еще только начиналась и производители совершали лишь небольшие шажки в этом направлении.

У истоков легенды фотографии стоял немецкий инженер-метролог Оскар Барнак (Oskar Barnack). Работая в компании Optisches Institut Ernst Leitz (или просто Leitz), он создал ту самую Leica I, которая хотя и не была первой в своем классе, стала первой пригодной к массовому производству 35-мм камерой. Название Leica — сокращения от Leitz Camera («камера Лейтца»).

Самой первой 35-мм камера была модель, представленная в 1908 году компанией Lleo & Omens, но никакого коммерческого успеха не имела, так и оставшись лишь вехой в истории фотографии. Не имела особого успеха первое время и Leica I. Но лишь некоторое время. Уже через несколько лет эта камера становится своеобразным эталоном для своего класса.

Что именно натолкнуло Барнака на создание камеры использовавшей кинопленку, доподлинно неизвестно. Согласно одной из легенд — высокое качество кинопленок того времени, другая легенда гласит, что инженер сам страстно увлекался киносъемкой, так что появление 35-мм камер не могло пройти мимо его внимания.

Как бы это парадоксально ни звучало сегодня, но камеры Leica завоевали рынок вовсе не благодаря качеству съемки. Нет, модели использующие большие негативы снимали тогда лучше, но зато они были слишком массивными и трудоемкими в использовании. «Лейки» же позволяли быстро и удобно создавать снимки приемлемого качества — в результате они изменили сам подход к фотографии.

Барнак дожил до 1936 года и успел увидеть успех своего детища. Наработки компании (только при жизни инженера было выпущено 15 моделей) стали основой для многих других, впоследствии легендарных, брендов, таких как советский ФЭД и японский Canon. Камеры Leica тех лет — настоящая музейная ценность, мечта коллекционеров. Многие из них до сих пор бережно хранятся, все еще находясь в рабочем состоянии.

В годы Второй мировой войны основные заказы поступали от сил Вермахта. Модели тех лет выпускались небольшими тиражами и те, что сумели уцелеть, заняли достойные места в частных коллекциях и музеях. История Leica — это история великолепного модельного ряда, каждый из представителей которого считался едва ли не легендарным. «Лейками» пользовались многие знаменитые фотографы и репортеры. Многие знаменитые и по сей день снимки были созданы именно посредством этих камер.

Один из известнейших снимков, сделанных с помощью камеры Leica. Сфотографировал Альберто Корда в 1960 году.

На данный момент, Leica Microsystems состоит из четырех дивизионов, каждый из которых занимает лидирующие позиции в своем направлении: Biosystems Division (подразделение биосистем для гистопатологии), Surgical Division (подразделение оборудования для микрохирургии), Industry Division (подразделение оборудования для индустрии и материаловедения) и Life Science Division (подразделение микроскопии для научных исследований).

До настоящего момента компания Leica Microsystems всегда оставалась и остается верна тем самым принципам, которые много лет назад принесли успех основателю компании Эрнсту Ляйтцу. Следование этим принципам привело к появлению выдающихся продуктов от Leitz, таких как первый полный бинокулярный микроскоп, первый сравнительный макроскоп для судебно-медицинской практики и первый флуоресцентный микроскоп.

Один из самых крутых примеров креатива фотокомпаний - к своему столетию Leica собрала лучшие фото в истории.

Зенит

«Зенит» — советская малоформатная «зеркалка» профессионального уровня, выпускавшаяся Красногорским механическим заводом с 1952 года. Аппарат, сделан на основе дальномерной фотокамеры «Зоркий», производимого заводом с 1949 года, был одним из первых в мире зеркальных фотоаппаратов с пентапризмой. В 1955 году был создан новый аппарат семейства «Зенит» — «Зенит-С», с более продвинутым затвором и синхроконтактом, ставший по настоящему массовым.

Фотоаппараты Красногорского механического завода были востребованы не только в малоразвитых странах, но и в Европе, успешно конкурировали с продукцией известных компаний Германии, Италии, Австрии, Франции и Англии. Огромным спросом и популярностью в мире пользовались «Зениты» серии «Е», модификаций этой камеры насчитывалось около пятнадцати миллионов.

«Зенит» не раз становился лауреатом престижных премий, получал высокие оценки и признание в средствах массовой информации, восторженные отклики от общественности и специалистов. К примеру, в 1979 году популярным английским журналом для фотолюбителей «What camera?» фотоаппарат «Зенит-ЕМ» был признан одним из лучших фотокамер года.

У первых фотоаппаратов «Зенит» и «Зенит-С», выпускавшихся на КМЗ, было зеркало, опускавшееся только при взводе затвора, при этом кадр в видоискателе можно было увидеть лишь при взведенном затворе. Поэтому когда фотографировали этой камерой, требовалось соблюдение правила — снимай не медля, если взвел затвор. После разработки дальномерных камер таких как «Зоркий-3» и «Зоркий-4», которые были пущены на поток и не уступали лучшим мировым аналогам, на заводе было принято решение и о создании нового фотоаппарата «Зенит». Первоначально ему дали название «Кристалл».

У нового аппарата был сверхпрочный и удобный корпус, изготовленный из алюминиевого сплава в виде одной детали. Литой была и верхняя крышка аппарата, у которой к тому же были очень толстые стенки. Затем в 1962 году фотоаппарат переименовали в «Зенит-3М». От «Кристалла» он отличался лишь не таким монументальным оформлением верхней крышки. Модели третьего семейства «Зенитов» выпускались миллионными тиражами и стали первой продукцией, массово идущей на экспорт. В это же время в Германии была заказана автоматическая линия станков для высокоточной обработки корпусов. Данные технологии использовались до конца 90-х годов.

Успешное третье семейство в середине 60-х годов сменил крупный тяжеловес «Зенит-4», отличающийся громоздкостью и тяжелым весом. Его основное достоинство — достаточный для того времени диапазон выдержек, а также синхронизация на любой скорости затвора с любыми вспышками, отсутствующая на многих современных аппаратах. Кроме того, «Зенит-4» выпускался со встроенным экспонометром и видоискателем.

Со временем семейство аппаратов «Зенит-Е» стало устаревать, требовалось его улучшение. Задачей разработчиков было недопущение удорожания аппарата и сохранение с трудом налаженного производства. Это ограничивало возможности, поэтому появившиеся «Зенит-ЕМ» и «Зенит-БМ», были достаточно скромными. Это были аппараты с прыгающей или как их еще называли, «моргающей» диафрагмой.

Фотоаппараты «Зенит», вошедшие в историю как самые массовые зеркальные аппараты 20 века, являются гордостью и ярким достижением советской фото — промышленности. Несмотря на то, что в настоящее время «Зенит» утратил массовую популярность, многим фотолюбителям, которые пользуются аппаратом и сегодня, он по-прежнему дорог.

В феврале 2016 года стало известно, что государственная корпорация «Ростех», в структуру которой входит Красногорский механический завод, планирует возродить бренд фотоаппаратов «Зенит». Возродить производство отечественных фотоаппаратов предложил в 2014 году премьер-министр Дмитрий Медведев, который сам является заядлым фотографом.

Обсудить с другими читателями:
Ваш браузер устарел
На сайте Sostav.ru используются технологии, которые не доступны в вашем браузере, в связи с чем страница может отображаться некорректно.
Чтобы страница отображалась корректно, обновите ваш браузер.
Ваш браузер использует блокировщик рекламы.
Он мешает корректной работе сайта. Добавьте сайт www.sostav.ru в белый список.