Компания Polaroid, которая долгие годы была лидером на рынке моментальных фотографии, сегодня переживает не лучшие времена. Цифровизация и промахи менеджмента практически лишили ее рыночной стоимости, а многочисленные попытки вернуть себе позиции каждый раз оборачивались провалом. И вот настало время самой последней попытки.

Polaroid Corporation была основана в 1937 г. Эдвином Лэндом, гениальным изобретателем, потомком евреев-мигрантов из Российской империи. На счету Лэнда невероятное количество патентов на изобретения, по числу которых он уступал только Томасу Эдисону. Он первым применил принцип поляризации для коммерческих нужд - для создания солнцезащитных очков, которыми изначально занималась Polaroid Corp.

В 1948 году Polaroid производит революцию на рынке фотоаппаратов: выпускает аппарат, который сразу после съемок выдает готовый снимок. Технология насколько сильно стала ассоциироваться с брендом, что все все моментальные снимки в следующие полвека называли "полароидными". И это несмотря на то, что на счету компании Лэнда множество других важнейших изобретений - от рентгеновской пленки до тепловизора.

 


Эдвин Лэнд

 

Эдвин Лэнд руководил компанией до начала 80-х, и долгие десятилетия был гарантом успешного развития бизнеса, поскольку был не только техногением, но и талантливым бизнесменом. Пожалуй, единственная серьезная ошибка была допущена им в конце 70-х. Тогда, пользуясь успехом своих моментальных фотокамер, Polaroid выпустила на рынок устройство для создания моментальных фильмов под названием Polavision. 

Но новинка не пришлась по вкусу потребителям во многом благодаря тому, что фильмы получались слишком короткие, и к тому же шли без звука. В тоже время технология видеозаписи на магнитных носителях, которую параллельно развивали конкурирующие компании, оказалась перспективнее и интереснее для массового потребителя. Эдвин Лэнд сильно переживал эту неудачу и вскоре решил уйти в отставку с поста президента.

После его ухода компания еще длительное время продолжала удерживать лидирующие позиции на рынке фототехники благодаря расширению географии сбыта своей продукции. Например, она договорилась о лицензионном производстве в СССР. Но в конце 90-х Polaroid начала погружаться в пучину кризиса: начиналась цифровая эпоха, которую менеджмент компании "проворонил".

Руководство компании Polaroid оказалось совершенно не готовым к глобальным изменениям, которые были связаны с появлением на рынке цифровой фототехники. Хотя Polaroid также занималась разработкой цифровых фотоаппаратов, в их создание компания инвестировала очень мало средств. Боссы Polaroid были уверены в незыблемости позиций компании, и в итоге пропустили момент, когда нужно было серьезно вкладываться в развитие цифровых продуктов.

 


Одна из попыток Polaroid вернуться на рынок - камера-принтер для соцсетей Socialmatic

 

Промашки менеджмента привели к тому, что когда Polaroid приступил к выпуску собственных моделей цифровой фототехники, японские производители уже ушли далеко вперед. Потребителей все меньше привлекала моментальная фотография, зато быстро рос интерес к цифровой фототехнике и компьютерным редакторам фотоизображений. 

С развитием мобильных технологий, ситуация стала совсем плачевной. Объемы продаж компании снизились до рекордно малых объемов, и в 2008 г. компания объявила себя банкротом, чтобы иметь возможность провести реструктуризацию. К тому моменту она оценивалась в сумму чуть менее полумиллиарда долларов. Однако реструктуризация не помогла - в 2014 г. 65% компании продали инвестфонду за ничтожно малые $70 млн.

С тех пор компания с периодичностью раз в год пыталась "запрыгнуть" в вагон прогресса, предлагая рынку новые продукты. В 2014 г. Polaroid выпустила собственную компактную экшн-камеру Cube, которая должна была составить конкуренцию GoPro. Не получилось. В 2015 году компания выпустила карманную камеру Snap, способную не только фотографировать, но и распечатывать снимки небольшого формата. Вновь промах.

В 2016 г. руководство компании решило кардинально пересмотреть собственную стратегию: если не получается нормально продвигать свои наработки, стоит привлечь для этих целей стороннюю кампанию. Именно так и случилось с 3D-принтером от Polaroid, дистрибутором которого была выбрана британская компания Tech Data, один из крупнейших в мире производителей струйных картриджей.

 


3D-принтер от Polaroid - яркий и стильный

 

3D-принтеры - одно из наиболее передовых направлений, однако аппараты в массе своей продолжают оставаться громоздкими и дорогими. Новое устройство Polaroid разработано специально под нужды потребителей, с учетом того, как оно впишется в интерьер офисов, кабинетов и гостиных. Принтер подходит для использования в домашних условиях и в школах, он будет продаваться по цене около £ 1500 (€ 1758).

"Polaroid является знаковым брендом и новый продукт должен быть так же прост в установке и использовании, как и оригинальная камера. Он будет идеально подходить для школ, желающих приобрести доступное 3D-устройство и для растущего числа любителей 3D-печати. Это быстро растущий сектор с огромным потенциалом" - заявляют представители Tech Data, которые теперь отвечают за маркетинг и распространение устройств.

Остаётся только наблюдать за тем, станет ли очередная попытка Polaroid вернуть себе потребительский спрос успешной. Возможно, это последняя попытка легендарного бренда вернуть себе место в числе передовых технологических компаний.