Sostav.ru

Владислава Друтько, «Бизнес класс»: почему стоит сохранить «удаленку» даже после пандемии

О том, как грамотно выстроить взаимодействие онлайн в условиях дистанционного офиса

30.05.2020 1 13

Нейропсихолог Владислава Друтько, спикер федеральной программы Сбербанка и Google «Бизнес класс» и специалист в области управления персоналом, разобрала плюсы и минусы концепции дистанционного офиса, а также составила чек-лист для руководителей по тому, как справиться с трудностями и построить эффективное взаимодействие с сотрудниками.

Удаленный офис — организация будущего

Еще недавно удаленная работа для многих руководителей казалась чем-то недостижимым, тем, что может произойти, но точно не с ними. Однако в этом году такой формат стал актуальным для подавляющего большинства.

Удаленный офис, когда все сотрудники работают из удобных для них мест, — не просто тренд, это неизбежность. По данным Национального статистического обследования рабочей силы, в Великобритании более 1,5 млн человек работают из дома (10 лет назад таких было 884 тыс.). Число дистанционных сотрудников в последние годы постоянно росло. Сегодняшняя ситуация в мире еще больше ускорит этот тренд. Даже если вы молодой руководитель, только планирующий строить свой бизнес, уже сейчас стоит подумать о возможностях дистанционного офиса и учесть все его плюсы и минусы.

Пять плюсов дистанционного офиса

  1. Возможность нанять лучших сотрудников за меньшие деньги. Дистанционный офис позволяет расширить географию и выбирать сотрудников независимо от их места жительства. Многие люди воспринимают удаленную работу как преимущество, поэтому готовы работать за меньшие деньги, если не надо ехать в офис.
  2. Возможность создать более творческую команду. В дистанционный офис можно привлечь людей разных национальностей и взглядов, возрастов и ориентаций. А чем более разносторонняя команда, тем более инновационные решения она выдает.
  3. Отсутствие интриг и сплетен. К сожалению, в большинстве офисов подковерные игры — неотъемлемая часть рабочего процесса. В удаленном офисе сотрудников можно оценивать только по реально сделанной работе.
  4. Прозрачность работы команды. Все этапы рабочих процессов фиксируются в переписке, и каждый сотрудник может увидеть полную картину действий изнутри. Это помогает работать более слаженно и выстраивать более доверительные отношения.
  5. Рост авторитета руководителя. Учитывая все вышесказанное, руководитель может принимать все ключевые решения быстрее, поскольку все информационные потоки прозрачны.

Однако при переходе на дистанционное взаимодействие могут возникнуть проблемы:

  1. Разные профессиональные возможности сотрудников. Кто-то отлично разбирается в современных технологиях и использует их в повседневной жизни. Таким людям приспособиться к дистанционному офису не составит большого труда. Для других сотрудников, которые в силу специфики своей работы не так часто пользовались техническими средствами, многое может оказаться в новинку, а адаптация потребует времени и усилий.
  2. Разные потребности сотрудников. Некоторые профессии не предполагают большого количества общения, в то время как для других это неотъемлемая часть работы.
  3. Разные правила взаимодействия офлайн и онлайн. Нельзя руководствоваться старыми правилами в новой реальности: в общении могут возникнуть трудности и недопонимание.

Сегодня, когда люди вынуждены работать удаленно не по своей воле, ориентироваться на принципы давно работающих дистанционных офисов в корне неправильно. Удаленные офисы — это изначально другой организационный менеджмент. Такая модель создавалась на добровольных основах, а сотрудники выбирали удаленную работу сами, понимая все преимущества дистанционного офиса. Сегодня же мы имеем дело с удаленными командами, которые перешли на такую систему вынужденно.

Сейчас ясно одно — необходимо учитывать психологию людей, которые не хотят, но вынуждены работать удаленно. Важно помнить, что в этом случае удаленная работа не привилегия, а вынужденное положение, дополнительный стресс для сотрудников.

Как грамотно выстроить взаимодействие онлайн? Чек-лист

1) Первичный опрос сотрудников и оценка технических возможностей. Руководитель должен получить от сотрудников обратную связь и узнать об их технических возможностях и навыках. Не у всех дома есть качественная техника или хороший интернет, и это нормально, ведь сотрудники не предполагали, что будут работать дистанционно. Понимание ситуации, технических возможностей и ограничений сотрудников поможет руководителю выстроить грамотное и эффективное командное взаимодействие, а коллеги смогут обмениваться знаниями — сотрудник, хорошо разбирающийся в интернет-технологиях, может объяснить менее технически продвинутым коллегам, как пользоваться сервисами для видеосвязи.

2) Регулярные видеовстречи с коллегами. Предпочтение следует отдавать именно видеозвонкам: людям необходимо видеть эмоции, мимику и жесты собеседников, ведь по ним можно понять реакцию на сказанное. К тому же мозг быстрее устает от аудиоформата.

3) Общая виртуальная рабочая область. Необходимо создать общее рабочее пространство — облако, где будет храниться важная информация. Например, база документов и знаний, доступ к которой будет у всех членов команды.

4) Границы рабочего дня. Как руководителю, так и сотруднику следует четко обозначить свой рабочий режим. Важно, чтобы члены команды понимали, когда начинаются и завершаются рабочие процессы.

5) Взаимопонимание с коллегами и домашними. При дистанционной работе следует заранее обсудить с коллегами и домочадцами ваши потребности и закрепить договоренности по режиму работы. Например, сотрудница дома с двумя детьми, за которыми требуется уход. Поэтому на звонки с коллегами у нее есть ровно час — с 14:00 до 15:00. Не менее важно договориться с близкими, чтобы они не отвлекали в рабочие часы.

6) «Командный контракт» на время работы в онлайн. На время дистанционной работы руководителю следует установить в команде новые правила и определить, как будет осуществляться взаимодействие в новом формате. Кто отвечает за те или иные вопросы, где происходят созвоны, в каких мессенджерах команда общается по работе, а в каких решает личные вопросы. Новые правила должны коснуться всех вопросов по работе онлайн.

7) Открытая обратная связь. Большинство людей путают обратную связь и воспитание. Указать на ошибку — это совсем не то же самое, что предоставить обратную связь. Обратная связь предполагает диалог между руководителем и сотрудником, принятие позиций друг друга и поиск решения проблемы.

8) Команда — это не только сотрудники, но еще и люди. В онлайн выстроить внерабочее взаимодействие сложнее, однако важно не забывать находить время на простое человеческое общение. Следует найти повод объединиться в сети помимо работы и поддерживать эмоциональный контакт с сотрудниками — например, устраивать кулинарные поединки или вечеринки в сети.

Ваш браузер устарел
На сайте Sostav.ru используются технологии, которые не доступны в вашем браузере, в связи с чем страница может отображаться некорректно.
Чтобы страница отображалась корректно, обновите ваш браузер.
Ваш браузер использует блокировщик рекламы.
Он мешает корректной работе сайта. Добавьте сайт www.sostav.ru в белый список.