Фото из личного архива
Фотобанки – один из наиболее востребованных среди дизайнеров и рекламистов видов интернет-сервисов, однако их цены и удобство пользования зачастую оставляют желать лучшего. С этим вызвался бороться известный интернет-предприниматель, создатель фотобанка Fotolia Олег Чельцов, который согласился рассказать о своем новом проекте в эксклюзивном интервью Sostav.ru.
- Вы приехали в Россию, чтобы рассказать о своем новом стоковом проекте. Что это за новый проект и чем он отличается от того, что уже есть на рынке?
- Проект называется Dollar Photo Club, и в самом названии отражается суть его концепции. Она очень проста - это один доллар за изображение высокого разрешения. Сервис рассчитан на профессионалов, которые постоянно нуждаются в изображениях, тех, кто занимается дизайном персонально или работает в агентстве. Если вы стали членом клуба – вы будете всегда платить один доллар за фотографию, ни больше, ни меньше.
У других стоковых сервисов в этом плане менее удобная модель: если у тебя подписка на определенное количество фото – ты можешь либо не использовать оплаченное количество, и тогда твои деньги пропадают, или тебе надо докупить еще, а средняя стоимость фото около 10 долларов. Получается, что у нас можно каждый день скачивать такого же качества фото без ограничений, подписки, и при этом экономить.
- То есть она напоминает торговые сети с фиксированной ценой?
- Да, в известной степени.
- Насколько стоковый рынок перспективен для развития?
- Я вижу огромный потенциал для роста этого рынка. Многие, конечно, до сих пор берут фотографии из поиска Google, но, по моим оценкам, потребность в легальном фотоконценте составляет на данный момент по всему миру порядка 10 млн. скачиваний в день.
- На аудиторию каких стран проект рассчитан?
- Мы запустили пилотную версию проекта в США три месяца назад. Я участвовал в запуске более 50 стартапов и, если честно, никогда не видел такого роста: после первого квартала у нас уже мультимиллионный бизнес, хотя мы только начали рекламироваться. Этому способствует в немалой степени тот момент, что нам удалось сделать сервис очень простым: нажал одну кнопку, заплатил доллар и получил изображение. Об этом нам пишут пользователи, которые, например, до этого покупали у Shutterstock.
Как только мы зафиксировали большой рост в Америке, я стал думать о других крупных странах. Сейчас мы уже запустили проект на 13 стран, сайт на русском языке стартовал буквально на этой неделе.
- Сколько стоит запустить такой проект?
- Учитывая, что мы обладаем достаточно мощными силами, которые работают над проектом Fotolia, и которых мы частично задействовали на создание «Dollar Photo Club», сам сайт обошелся нам в небольшую сумму – порядка нескольких сотен тысяч долларов. Однако мы планируем вложить большие деньги в рекламу.
- Каким образом вы будете рекламироваться?
- Первое - это ключевые слова, а также обычная реклама в соцсетях, например в Facebook и Twitter. Сейчас мы уже работаем над видеороликом. Так как мы сделали за 3 месяца оборот, какой я планировал осилить за 18, я подумываю и о рекламе в средствах массовой информации.
- Какие вы видите риски в развитии подобного рода бизнеса в России? Например, вы сами упоминали, что люди используют фото из Google. Не боитесь пиратства?
- Этот проект как раз борется с таким явлением, как пиратство. 10 долларов - это дорого, 1 доллар - это символическая плата за фотографию. Я уверен, что люди потихоньку эта мысль проникнет в сознание людей.
В России есть другая проблема – это платежи, не все имеют кредитную карту, а чтобы стать членом, она как раз нужна. Мы потихоньку будем внедрять новые системы платежей, в том числе и местные типа «Яндекс. Деньги», чтобы облегчить жизнь для русских потребителей. А в России аудиторию этого проекта насколько Вы примерно рассчитываете в первый год?
- На какую аудиторию в России вы рассчитываете, хотя бы по итогам первого года?
- Я думаю, если у нас к концу года будет 20-30 тысяч членов - это будет хороший результат. А если в следующем году у нас будет 20% рынка – это тоже будет хорошо. Я не вижу проблем в том, чтобы этого не случилось, так как у нас самая большая база фотографий, доступная и легальная, и самая дешевая из тех, что сегодня есть на рынке.
- Цена – действительно важное преимущество, как вы думаете, конкуренты последуют вашему примеру?
- Им будет нелегко это сделать, у нас большие возможности для маневра. Shutterstock – это публичная компания, которой надо показывать акционерам рост прибылей, они не могут так снижать цены. У iStock много долгов, они взяли банковский кредит, который надо выплачивать – тоже руки связаны. А у более мелких компаний нет таких возможностей, чтобы с нами конкурировать.
- Кто вам помогает на местном рынке?
- Локализовывать проект помогает та же команда, что занимается развитием Fotolia. По мере развития «Dollar Photo Club» будем думать о расширении штата. Сейчас наша задача – продвигать сам продукт, на конференциях, в соцсетях, везде, где может быть наш потребитель.
Олег Чельцов родился и вырос во Франции. Изучал математику в Технологическом институте Гренобля, получил диплом MBA в Нью-Йорке. Открыл первую во Франции хостинговую компанию с доступными ценами - Amen.fr., в последствии ставшую ведущим хостинговым ресурсом страны и в 2004 году проданную Vianetworks. В 2005 году запустил один из крупнейших фотостоковых сервисов в мире – Fotolia. За свою карьеру участвовал в запуске десятков стартапов, например, ритейл-сервиса Beyondtherack.