Накануне стало известно, что, французские акционеры утвердили на должность CEO Publicis Media Russia Сергея Белоглазова, еще одного "ветерана" группы, который ранее занимал должность президента VivaKi Россия. Sostav.ru встретился с г-ном Белоглазовым и узнал подробности назначения, а также того, как новый CEO намерен развивать компанию.
Сергей Белоглазов родился в 1971 году. Окончил факультет управления и прикладной математики Московского физико-технического института. В Starcom MediaVest Group (до 2003 года – DMB&B) c 1995 года. Начинал в отделе исследований, затем работал в ТВ-баинге с такими клиентами, как Cola-Cola Co., Mars, General Motors, Procter & Gamble и др. В 2003 году назначен управляющим содиректором агентства Starcom Moscow. В 2006 году - президентом Starcom Mediavest Group Russia. С 2007 – генеральный директор Publicis Groupe Media Eurasia. С 2008 года – президент VivaKi Россия и CEO VMX Russia.
- Добрый день, Сергей. Во-первых, разрешите поздравить Вас с назначением.
- Спасибо.
- Это было очевидное, легкое решение для акционеров?
- У нас сложилась такая ситуация, что последние несколько лет Сергей Коптев много внимания уделял креативной составляющей Publicis. Поэтому, в принципе, в этой связи его роль в работе медиа подразделения была, безусловно, значимой, но в большей степени он был стратегическим лидером. Происходил процесс всё большего вовлечения management team в управление, поэтому решение получилось эволюционным, а, следовательно, достаточно лёгким. И, конечно, никого не рассматривали на эту роль со стороны.
Сергей Белоглазов
- В декабре прошлого года стало известно, что группа проводит глобальную реструктуризацию бизнеса. Скажите, пожалуйста, на каком этапе находится процесс реструктуризации?
Есть такая очень часто употребляемая поговорка: «рыба гниёт с головы». Понятно, что не только гниение, но и правильные для структуры изменения начинаются с головы. Решение о переносе полноты ответственности (вместе с расширением уровня свободы принятия решений) на локальные рынки было принято в декабре, несколько месяцев утрясались правила игры внутри организации на глобальном уровне, сейчас мы находимся в финальной стадии определения того, кто за что будет отвечать, и как взаимодействовать друг с другом.
Не ждите от меня, пожалуйста, сегодня еще имен, мы закончим формирование структуры в течение нескольких недель, и, конечно, первыми о ней должны узнать наши клиенты и наши сотрудники. Не обижайтесь, это правильно.
Сейчас скажу лишь, что мы стремимся (и видим, что получается) сделать так, чтобы все наши «звезды» (некоторые работают очень давно, некоторые присоединились в последние год-два) оказались бы на местах, которые позволили бы реализовать их колоссальный потенциал по максимуму.
Это возможно только в том случае, если management team будет не просто собранием гениальных людей, а коллективом единомышленников. В случае успеха убежим далеко вперед, в случае неудачи будем отбиваться от приближающихся конкурентов.
- Реструктуризация проходит болезненно?
- Не особо. Россия считается наиболее близкой к модели Publicis Media. Во многих странах Zenith Optimedia и Starcom Mediavest существовали почти полностью отдельно. У нас в этом смысле наша структура была максимально приближена к Publicis Media по сравнению с другими рынками. Произошло это потому, что мы надолго сохранили коллектив единомышленников. Что важно при реорганизации - усилить существующую гармонию, чтобы каждое подразделение чувствовало ответственность за конечный результат.
Сейчас возвращается практика, которая была до конца 2000-х, когда был Head of the Market, отвечающий за все медийные операции. Потом произошло разделение на рапортующие в свои HQ Агентства и любое локальное решение требовало согласования с несколькими центрами принятия решения в мире. В связи с реструктуризацией появляется больше возможностей по развитию технологических продуктов, мы Российским management team можем принять решение и сразу его внедрять. Это даёт больше оперативности и гибкости в использовании ресурсов. Короче говоря, стало проще жить.
- Вы будете выполнять те же функции, что и исторически Коптев?
- Нет, у нас сейчас нет одного человека, ответственного за "всю страну" - и за медиа, и за креатив. Мы проходим процесс реструктуризации, и сейчас в России медийная часть - это Publicis Media, а креативная – Publicis Communications. Креатив полностью находится под руководством Владимира Ткачёва. Наша с Владимиром задача состоит в том, чтобы организовать работу для гармоничного сочетания креативной и медийной составляющих в предложении нашим клиентам.
- В сложных ситуациях, затрагивающие интересы и медийного направления, и креативного, кто из Вас двоих принимает окончательное решение?
- Только консенсус. Мы давно знаем друг друга, Владимир даже успел поработать соуправляющим директором Медиавест несколько лет назад. Кстати, с Джеффом Чалмерсом мы тоже работаем вместе около 15 лет, так что взаимопонимание (даже с учетом ухудшающегося с годами характера у нас всех) и между подразделениями Publicis в России, и внутри Publicis Media гарантированно.
Я уже неоднократно слышал мнение: "Вы теперь все тендеры будете выигрывать"
- Какие первые шаги вы будете предпринимать в новой должности?
- Нам надо завершить реструктуризацию в рамках бренда Publicis Media. Что касается структуры управленческой команды, я полагаю, что она будет финализирована очень скоро. Я уже упоминал, что у нас много лет работа была построена таким образом, что был management team, который является коллективом единомышленников, в этом году он расширился, и свежих идей стало больше. Мы всегда стараемся достигнуть консенсуса, но в случае его невозможности полнота ответственности за принятие тех или иных решений лежит на CEO. Она лежала на Сергее Коптеве, теперь лежит на мне. В этой части преемственность будет соблюдена.
С точки зрения направлений у нас есть, на мой взгляд, точки отличия от рынка, которые состоят в следующих моментах: мы имеем технологическое преимущество не только в digital, но и в офлайн - например, мы давно и успешно используем собственные инструменты автоматической оптимизации. Важно не потерять этот фокус и сохранять понимание того, что конкуренты тоже не дремлют. У нас есть преимущество где-то в год-два, но, тем не менее, стоять на месте нельзя.
- Как вы добились этого временного задела?
- Все просто: в своё время раньше в это влезли и больше внимания уделили - как с точки зрения разработки местных, так и с точки зрения адаптации глобальных практик. Второе, кстати, по моему опыту, редко происходит, глобальные инструменты в целом адаптируется крайне тяжело. Опыт показывает, что большие инструменты для реальной работы адаптируются на нашу почву от полугода до года минимум.
Кроме того, у нас есть внутренние продукты, которые позволяют уменьшать ошибки и затраты, которые позволяют быть более продуктивными, влияют на оптимизацию затрат. Для нас это важно, это относится и с точки зрения не только операционной, но и финансовой работы. В этой же части у нас большой опыт сотрудничества с другими участниками рынка.
Ещё один момент, который нас отличает: мы всегда стремились и стремимся быть не столько баинговыми агрегаторами, сколько бизнес-консультантами для наших клиентов. Часть, которая позволяет нам привнести value в стратегию. Ряд клиентов по-прежнему видят в этом ценность, мы это ценим, у нас есть, что предложить, а за это ценят нас.
- А как к вашим наработкам относятся акционеры? Поддерживают?
- Скажу вам больше: у нас есть стремление превратиться в хаб по развитию продуктов, чтобы развивать их внутри нашей сети в мире. Мы думаем, что акционеры будут готовы нас в этом поддержать. Если все сложится удачно, мы выпустим в общее пользование наши наработки, которые принесут сети немедленную выгоду. Это не долгосрочные инвестиции, они будут немедленно "отбиваться".
- Вы говорите о дополнительных инвестициях, но готовы ли французы вкладываться? Не изменилось ли их отношение к бизнесу в России?
- Если и изменилось, нам это всячески не дают понять. Publicis Media структурирован так, что присутствует на 20 крупнейших рынках, а рынки поменьше объединены в структуру Publicis One. Мы по-прежнему входим в топ-20, а это значит, что, несмотря на значительное снижение нашей доли, перспектива остается. Мы, конечно, не быстрорастущий рынок, как было несколько лет назад, но мы всё равно считаемся важными. Поэтому, кроме вопросов и опасений, вызванных новостями, реальных серьёзных действий нет. Думаю, что прагматичный подход превалирует.
- Насколько Publicis Russia зависима от глобальных аккаунтов и глобальных клиентов?
- Как и все другие большие сетевые агентства, мы зависимы от ситуации с глобальными тендерами. У нас было несколько случаев, когда мы не должны были прекращать работу с рекламодателем с точки зрения локального офиса клиента, но по решению глобального офиса это происходило. В этом, кстати, и кроется один из важных элементов нашей стратегии: мы хотим снижать зависимость от глобальной ситуации путем расширения базы Российских клиентов и full service предложений.
В начале июля отечественный рекламный рынок всколыхнула новость - CEO крупнейшей в России рекламно-коммуникационной группы Publicis Media Russia Сергей Коптев, проработавший в компании четверть века, переходит на работу в только что созданный "Национальный рекламный альянс". Отрасль интересовал один вопрос: кто станет преемником Коптева.
- Есть ли у Сергея Коптева доля в компании?
- Мы всегда были и остаёмся собственностью Publicis Groupe, на 100%. У нас ни у кого доли в компании нет и быть не может.
- Как назначение Сергея Коптева отразится на индустрии в целом?
- Это однозначно хорошо для индустрии: если бы эту позицию занял человек, который не знает, как работает рынок медиа, можно было бы ждать каких-то оппортунистических решений. В данном случае есть понимание, что Сергей - всеми признанный эксперт. Для нас все не так однозначно: в связи с его предыдущей работой к нему повышенное внимание - я уже неоднократно слышал мнение: "Вы теперь все тендеры будете выигрывать".
Мы на самом деле уже проходили это. Сергей Пискарев (глава сейлз-хауса «ГазпромМедиа» - прим. ред.) возглавлял медийную часть нашего бизнеса много лет назад, и когда он перешёл на сторону Продавца, было то же самое. Тем не менее, никаких сомнительных историй за много лет не возникало, и участники рынка могут это подтвердить.
А тендеры мы будем продолжать выигрывать, но теперь уже без помощи Сергея Ивановича.