Sostav.ru
Москва, ул. Полковая 3 стр.3, офис 120
© Sostav независимый проект брендингового агентства Depot
Использование опубликованных материалов доступно только при указании источника.

Дизайн сайта - Liqium

18+

Роман Квартальнов, Zephyrlab: что замедляет работу над проектом

Основатель Zephyrlab — о наиболее распространённых проблемах и способах их решения

28.11.2019 7
Роман Квартальнов

Основатель ZephyrLab Роман Квартальнов рассказал, какие ошибки исполнителей и заказчиков замедляют работу над проектом. В этой статье он собрал наиболее распространенные проблемы, возникающие при общении заказчиков и исполнителей.

Корень проблем: из-за чего затягиваются сроки?

Когда всё просрочено, поздно искать виновного. Вы недовольны, а команда дизайнеров и разработчиков хочет, чтобы всё это поскорее закончилось. Непонятно, кто виноват, но ясно, что делать.

Частенько заказчики слабо представляет, зачем вообще нужен сайт. Удивительно, но факт: это характерно для подавляющего большинства клиентов. «А чем я хуже своих конкурентов? Почему бы и мне сайт не сделать?» — думают они, но не понимают, как сайт может помочь в привлечении клиентов, в продвижении товара или услуги.

И на простой вопрос: «Зачем вам свой сайт?» мы часто слышим в ответ: «Ну… чтобы был и… ну чтобы на бизнес работал. Ну вы поняли!» Яснее некуда…

Что же можно сделать? Уже на начальном этапе отношений заказчика и исполнителя необходимо определить, какие функции будет выполнять сайт:

• информационный ресурс, косвенно мотивирующий посетителей к использованию предлагаемых товаров или услуг;

Школа Игровой Логопедии от ZephyrLab
Инвестпортал Московской области

• сайт-визитка, где будет описана деятельность компании, указаны контактные данные, портфолио;

Сайт-визитка для darwinnapps от ZephyrLab
Сайт-визитка для Полати от ZephyrLab

• сайт продаж (каталог, интернет-магазин), где будут находиться рекламные описания и ассортимент продукции, указаны способы приобретения, оплаты, доставки.

В зависимости от компетенции команда, которую вы выбрали, как правило, погружается в бизнес и изучает, как он функционирует. То есть:

  • выявляет возможности, которые могут быть реализованы с помощью сайта;
  • предлагает создание сайта того формата, который нужен бизнесу.

И только после этого можно формировать техническое задание.

Хочу, чтобы на моём сайте было всё!

Перед обращением к профессионалам все долго и внимательно изучают интернет-ресурсы. Это нормально, что вы видите у конкурентов различные «фишки», которые кажутся интересными. Единственная проблема в том, что вы пока не знаете, как они помогут бизнесу. Но идея никуда не девается! Узнаёте себя?

И тут вы ставите задачи исполнителю: «Хочу это… и вот здесь… и тут добавить… и… сделайте всё!» В ходе работы постоянно вносятся изменения, а вы негодуете, почему долго делают сайт?

Конец беде? Начало! Сайт обрастает таким количеством дополнений, что его начинает глючить. Замедляется скорость открытия и обновления страниц, падают поведенческие факторы, а иногда и навигация становится неудобной. Результат — падение в выдаче.

А что же технические «ништяки»? А ничего: они не работают на бизнес и приносят только вред за счёт потери удобства использования сайта. Разработчик способен исполнить все «хотелки», но в момент оценки результата ваши отношения с исполнителем могут испортиться окончательно.

Как избежать такого сценария?

Перед составлением договора определитесь с MVP.

MVP — минимальный жизнеспособный продукт, тот функционал, который приносит деньги. Важно определить минимальный сценарий, который будет отрабатывать свою функцию: если речь идёт о продажах, то сайт должен продавать, если ресурс призван обеспечить подписку — он должен привлекать подписчиков. Остальные дополнения могут способствовать лишь повышению эффективности работы сайта в той или иной мере. Подробнее почитать про MVP можно здесь.

Проблема отсутствия нужного контента

Любой сайт нуждается в наполнении правильным контентом. Проблема в том, что его нужно написать, а в случае передачи этой задачи сторонней команде без вашей консультации и экспертизы рискует выйти «вода». Часто нам приходится буквально «вытряхивать» информацию из клиента, который удивляется и заявляет: «Что значит, о чём писать? Да этого полно в сети, нагуглите!» И если заказчик и исполнитель в договоре не предусматривают вопрос работы с контентом, то вместо успешного завершения проекта он стопорится.

Команды с большим опытом работы ещё перед разработкой ТЗ сайта узнают у вас:

  • есть ли информация о продукте/компании в сети;
  • достаточно ли её для создания качественного контента;
  • готовы ли вы предоставить необходимую информацию;
  • в каком виде сведения будут предоставлены.

Если вы не собираетесь предоставлять материал, это обязательно станет проблемой.

Сторонние эксперты: «Мне лучше знать!»

«Я сам в этом не секу, но есть у меня специалист…» — с такого оборота часто начинается сотрудничество. Иногда оно долгое и плодотворное, иногда — нет. Сторонний эксперт замотивирован на поиск ошибок в работе создателя сайта. Но эксперт (а это чаще всего SEO-специалисты, маркетологи, продажники) не всегда понимает особенности бизнеса.

И это в лучшем случае! В худшем они не понимают ещё и те решения, которые использует разработчик. Но он ищет и находит моменты, которые, по его мнению, являются недопустимыми. В результате заказчик заставляет создателя сайта искать иные решения или переделывать работу.

Так что же делать? Необходимо чётко понимать три вещи:

  • Все работы должны выполняться собранной проектной группой.
  • Выполнение предписаний стороннего эксперта означает, что исполнитель снимает с себя ответственность за функционирование ресурса.
  • Он может сделать так, как указывает эксперт, но тогда последний и будет отвечать за работу сайта.

Исполнитель вполне может потребовать зафиксировать это в договоре.

Почему так долго делаете?

Ещё одной из причин возникновения подобных вопросов является отсутствие чёткого согласования по срокам. Вы нервничаете и давите на разработчика, который не в состоянии справиться с поставленными задачами быстрее. В этом случае наилучшим вариантом является распределение работы по трём этапам:

Первый этап

Постановка задачи. Как правило, наши заказчики ранее не сталкивались с написанием технических требований, поэтому здесь ваш исполнитель должен:

  1. Чётко и в полном объёме выявить потребности.
  2. Как можно подробнее описать функционал и схемы реализации.
  3. Согласовать с вами ТЗ. Возможно, внести какие-либо изменения.

Второй этап

Промежуточные точки. Работа над отдельными задачами может вестись последовательно или параллельно, но нужно, чтобы все понимали, что работа идёт по графику. Обычно обозначают:

  1. В какие сроки должны быть выполнены те или иные задачи.
  2. Итоговый срок окончания работы над проектом.

Третий этап

Приёмка результатов. Когда исполнитель сдаёт работу, мы советуем использовать следующую схему проверки:

  1. Количественная оценка — сделано/не сделано.
  2. Качественная оценка — как сделано. Оптимальный вариант, если качественные признаки прописаны в ТЗ.

В ходе приёмки иногда у наших заказчиков возникают замечания вроде «Всё сделали так, всё хорошо, но я хочу немного по-другому». В этом случае нам приходится заострять внимание на том, что это дополнительная работа. А дополнительная работа требует не только дополнительной оплаты, но и времени, то есть дедлайн необходимо отодвинуть.

Как кошка с собакой

Иногда бывают случаи, когда вы не можете работать вместе с исполнителем. Психология или просто стечение обстоятельств — непонятно. Не сработались, как говорится. Вам неприятно общаться с исполнителем, а самого исполнителя уже тяготит работа с вами. Есть вероятность срыва договоренностей и напрасной потери времени. В таких случаях от работы вообще лучше воздержаться.

Эффект снежного кома: накопление ошибок

Разработано ТЗ, задачи выполняются, результаты предоставляются строго по графику. Но на каждом этапе у вас возникают небольшие замечания. Казалось бы, поправить их — плёвое дело! Вы особо не проверяете, вносятся ли правки, а сроки проходят.

«Потом» — значит «никогда». В результате мелкие недоработки накапливаются, и вам показывают готовый проект, но общая картина совсем не такая, какой представлялась. В этом случае проблемы именно на стороне исполнителя. Точнее, переговорщика, который просто «не услышал» заказчика.

Но если переговорщиком были заданы уточняющие вопросы, на которые не последовало внятных ответов, то ответственность лежит также и на вас. Фразы вроде «Вот всё вроде бы нравится, но чего-то не хватает» явно нуждаются в уточнении. А что делать, если комментарии отсутствуют? «Угадай-ка, угадай-ка, интересная игра!».

Существует простой способ, позволяющий добиться предельной ясности: нужно фиксировать результаты встречи. Если у вас есть конкретные замечания, а у исполнителя — предложения, их проще всего оформить в переписке по электронной почте. Переговоры на этапе сдачи сайта пройдут проще для обеих сторон, если на руках есть такая переписка.

Скажи ты по-русски, я тебя не понимаю!

Тот, кто хоть раз вёл переговоры, прекрасно понимает: очень важно разговаривать на языке клиента. Общаться одинаково с гламурной барышней, которая запускает сайт салона красоты, и со специалистом по тестированию софта… No comment.

Вы совершенно не обязаны разбираться в нюансах разработки, вы платите деньги. Если что-то непонятно, обязательно задавайте вопросы. И просто не могу не предупредить: если разработчик без должных навыков берётся за переговоры, готовьтесь к сложным переговорам.

Негатив, связанный с дедлайном

Одна из самых распространенных ошибок разработчика — следствие отечественного менталитета. Если поджимает срок сдачи, а сайт не готов, разработчики предпочитают работать «до последнего» и просто не выходить на связь, пока проект не будет закончен.

Сроки срываются, а исполнитель пропал… Оставим простор для размышлений, что в такой ситуации может думать заказчик. В лучшем случае сдать проект будет сложнее, так как у заказчика уже есть негативное впечатление. Оно может вынудить его искать любые ошибки и придираться к качеству работы.

В данном случае адекватный исполнитель обычно звонит и объясняет ситуацию, предупреждает о переносе дедлайна и сообщает, сколько времени нужно на окончание работ. Всё случается, можно только понять и простить.

А сколько вообще нужно времени, чтобы сделать сайт?

Если учесть всё заранее, средний срок выполнения проекта не превысит 3−4 месяцев. По истечении этого времени большая часть работы уже выполнена, по крайней мере MVP. Возможно, придётся внести какие-то изменения, однако это уже не займёт много времени.

Для реализации крупного проекта может потребоваться больше времени — полгода или даже год:

Проект «Добродел»

  • Срок выполнения проекта: 1 год
  • Начало работ: июль 2014 г.
  • Запуск: июль 2015 г.

Туристический портал «Афиша Подмосковья»

  • Срок выполнения проекта: 9 месяцев
  • Начало работ: апрель 2014 г.
  • Запуск: февраль 2015 г.

Что в итоге делать?

  • Определите на первых этапах работы вместе с исполнителем, какие функции будет выполнять сайт.
  • Готовьте контент заранее.
  • Договаривайтесь о промежуточных точках проверки исполнителя, если он не планировал их делать.
  • Чем конкретнее комментарии по проекту, тем конкретнее результат. Лучше всего фиксировать важные моменты в почте.
  • Вам должно быть комфортно работать с исполнителем, вы вместе идёте к результату.
Ваш браузер устарел
На сайте Sostav.ru используются технологии, которые не доступны в вашем браузере, в связи с чем страница может отображаться некорректно.
Чтобы страница отображалась корректно, обновите ваш браузер.
Ваш браузер использует блокировщик рекламы.
Он мешает корректной работе сайта. Добавьте сайт www.sostav.ru в белый список.