Sostav.ru
Москва, ул. Полковая 3 стр.3, офис 120
© Sostav независимый проект брендингового агентства Depot
Использование опубликованных материалов доступно только при указании источника.

Дизайн сайта - Liqium

18+

Как минимизировать влияние мобильного фрода в 2025 году

Популярные схемы мошенников на рынке и практики защиты от фрода

Российский бизнес продолжает двигаться в сторону mobile-first, но вместе с ростом рекламных возможностей и бюджетов в мобайле стремительно растет и риск мошенничества. О том, как распознать мобильный фрод и минимизировать ущерб от мошеннических практик, Sostav рассказала команда Realweb.

Популярные виды фрода на мобильном рынке

Мошенники используют все новые схемы фрода для перехвата атрибуции и искусственной накрутки в рекламе, вынуждая рекламодателей платить за фейковые установки и конверсии. По последним данным отчета Appsflyer, уровень фрода в установках приложений вырос более чем на 40 % на iOS и 46 % на Android. При этом 1 из каждых 3$, заложенных на рекламу, теряется из-за мошенников.

Однако фрод приводит не только к финансовым потерям, но и существенно искажает данные аналитики. Это повышает стоимость привлечения клиентов и ухудшает качество принятия маркетинговых решений, особенно в высококонкурентных сферах, таких как e-commerce, финтех и службы доставки.

На российском мобильном рынке наиболее распространены следующие типы фрода:

Скликивание (Click Spam) — искусственное завышение количества кликов для кражи органических установок. Пользователь случайно посещает сайт или приложение, где без его ведома запускается множество скрытых кликов на рекламу. Эти клики записываются трекером и, если в течение «срока жизни cookie» (обычно от 7 до 30 дней) пользователь устанавливает приложение сам, система считает установку результатом клика, даже если он был фейковым.

Device Farms (фермы устройств) — массовая имитация активности пользователей с помощью автоматизированных устройств. Устройства подключены к автоматизированной системе, часто с уникальными IP, сим-картами, GAID/IDFA. Фродстеры запускают минимальную активность: открыть, зарегистрироваться и выполнить другие базовые события, после чего устройство сбрасывается и цикл повторяется.

Мотивированный трафик — пользователи устанавливают приложения за вознаграждение, без реального интереса к продукту. Технически не является фродом, однако нарушает правила рекламодателей.

Revenue-фрод и Event-фрод — подмена реальных пользовательских действий фейковыми заказами и покупками. Злоумышленники подделывают данные SDK и направляют несуществующие конверсии или имитируют события внутри приложения с помощью скриптов и ботов.

AI-Generated User-фрод. Один из наиболее опасных типов фрода в 2025 году. Этот вид фрода работает на основе ботов, которые используют ИИ-модели: ChatGPT, Claude, Gemini и других. Такие боты уже не просто скликивают или устанавливают приложение без дополнительных действий, они искусственно эмулируют поведение человека — регистрируются и пользуются приложением, чтобы казаться реальным пользователем.

Лучшие практики защиты от мобильного фрода в 2025 году

Антифрод-системы обязательны для всех кампаний.

Рынок требует обязательного применения профессиональных антифрод-систем, таких как Protect360, Fraudscore, Adjust. Если ранее при работе с managed in-app можно было обойтись без антифрод-системы, то сейчас при запуске только кабинетных источников нельзя быть уверенным в чистоте трафика.

Глубокий ручной анализ как базовый стандарт.

По нашей практике, именно глубокий ручной анализ в сочетании с готовыми решениями позволяет вычленять всплески фродстеров, определять наиболее чистые каналы, а также выявлять новые мошеннические подходы и тактики.

Минимум два раза в месяц необходима ручная проверка данных по следующим критериям:

  • CTIT (Click-to-Install Time) — слишком короткое (<10 сек) или слишком длительное (>24 часа) время установки — маркер фрода;
  • ETIT (Event-to-Install Time) — аномальное время совершения покупки после установки приложения, например, мгновенные заказы в e-commerce;
  • Revenue и Event Value — покупки с суммами, значительно ниже средних чеков в приложении. Например, покупки менее 1 000 руб. при типовом чеке от 1 500 руб. в e-commerce;
  • Географические несоответствия — заказы из регионов, не покрываемых рекламой, должны отсекаться на старте.

Контроль показателей Assisted Installs и Retention Rate.

  • Assisted Installs — показатели выше 100% сигнализируют о скликивании, менее 10% — о бот-трафике.
  • Retention Rate — резкое падение или неестественно высокий уровень удержания говорят о мотивированном трафике и ботах. Особенно актуально для мобильных игр, образовательных приложений и сервисов доставки еды, где Retention Rate является ключевым показателем эффективности.

Когортный анализ и мониторинг конверсий (CR).

Аномально высокий или низкий CR, особенно в сравнении с органическим трафиком, свидетельствует о проблемах с качеством. Например, в CPA-кампаниях слишком высокий CR может означать, что боты имитируют реальные действия.

Как организовать борьбу с фродом внутри команды

Необходимо вести roadmap по внутренним работам на проекте, который будет включать в себя ручной анализ, учет активных фрод-систем на проекте и поведение органики. Данный подход позволяет отслеживать изменения источников после последней проверки, учитывать оптимизационные действия и вовремя отследить всплески фродовой активности.

Мы также проводим обмен опытом и кросс-аудиты внутри команды на разных проектах. Это помогает применять свежие настройки при анализе, обогатить опыт сотрудников при работе с фродом и привлечь свежий взгляд при анализе.

Для успешной борьбы с фродом важно:

  • Четко фиксировать условия работы и регулярно согласовывать любые изменения с клиентами и партнерами.
  • Проводить совместные регулярные проверки, фиксируя все результаты, и предпринимать своевременные меры.
  • Обеспечивать прозрачность коммуникаций и документально закреплять все договоренности.
  • Поднимать планки по KPI проекта, чтобы отслеживать фродстеров, которые в процессе оптимизаций адаптировались к изменениям и продолжают эмулировать установки или события, обходя антифрод-системы.

Как показывает практика, в 2025 году защита от фрода превращается из «опции» в обязательный элемент стратегии User Acquisition. Без полноценного антифрод-решения, регулярных ручных сверок и строгого анализа получаемые события и установки не приносят реальной выгоды, а бюджеты расходуются впустую. Только многоступенчатый подход в анализе и контроле действительно минимизирует фрод, сохраняя до 30% бюджета, и дает кампании простор для масштабирования в условиях усиливающейся конкуренции на мобильном рынке.

Обсудить с другими читателями:
Ваш браузер устарел
На сайте Sostav.ru используются технологии, которые не доступны в вашем браузере, в связи с чем страница может отображаться некорректно.
Чтобы страница отображалась корректно, обновите ваш браузер.