Российский бизнес продолжает двигаться в сторону mobile-first, но вместе с ростом рекламных возможностей и бюджетов в мобайле стремительно растет и риск мошенничества. О том, как распознать мобильный фрод и минимизировать ущерб от мошеннических практик, Sostav рассказала команда
Realweb.
Популярные виды фрода на мобильном рынке
Мошенники используют все новые схемы фрода для перехвата атрибуции и искусственной накрутки в рекламе, вынуждая рекламодателей платить за фейковые установки и конверсии. По последним данным отчета Appsflyer, уровень фрода в установках приложений вырос более чем на 40 % на iOS и 46 % на Android. При этом 1 из каждых 3$, заложенных на рекламу, теряется из-за мошенников.
Однако фрод приводит не только к финансовым потерям, но и существенно искажает данные аналитики. Это повышает стоимость привлечения клиентов и ухудшает качество принятия маркетинговых решений, особенно в высококонкурентных сферах, таких как e-commerce, финтех и службы доставки.
На российском мобильном рынке наиболее распространены следующие типы фрода:
Скликивание (Click Spam) — искусственное завышение количества кликов для кражи органических установок. Пользователь случайно посещает сайт или приложение, где без его ведома запускается множество скрытых кликов на рекламу. Эти клики записываются трекером и, если в течение «срока жизни cookie» (обычно от 7 до 30 дней) пользователь устанавливает приложение сам, система считает установку результатом клика, даже если он был фейковым.
Device Farms (фермы устройств) — массовая имитация активности пользователей с помощью автоматизированных устройств. Устройства подключены к автоматизированной системе, часто с уникальными IP, сим-картами, GAID/IDFA. Фродстеры запускают минимальную активность: открыть, зарегистрироваться и выполнить другие базовые события, после чего устройство сбрасывается и цикл повторяется.
Мотивированный трафик — пользователи устанавливают приложения за вознаграждение, без реального интереса к продукту. Технически не является фродом, однако нарушает правила рекламодателей.
Revenue-фрод и Event-фрод — подмена реальных пользовательских действий фейковыми заказами и покупками. Злоумышленники подделывают данные SDK и направляют несуществующие конверсии или имитируют события внутри приложения с помощью скриптов и ботов.
AI-Generated User-фрод. Один из наиболее опасных типов фрода в 2025 году. Этот вид фрода работает на основе ботов, которые используют ИИ-модели: ChatGPT, Claude, Gemini и других. Такие боты уже не просто скликивают или устанавливают приложение без дополнительных действий, они искусственно эмулируют поведение человека — регистрируются и пользуются приложением, чтобы казаться реальным пользователем.
Лучшие практики защиты от мобильного фрода в 2025 году
Антифрод-системы обязательны для всех кампаний.
Рынок требует обязательного применения профессиональных антифрод-систем, таких как Protect360, Fraudscore, Adjust. Если ранее при работе с managed in-app можно было обойтись без антифрод-системы, то сейчас при запуске только кабинетных источников нельзя быть уверенным в чистоте трафика.
Глубокий ручной анализ как базовый стандарт.
По нашей практике, именно глубокий ручной анализ в сочетании с готовыми решениями позволяет вычленять всплески фродстеров, определять наиболее чистые каналы, а также выявлять новые мошеннические подходы и тактики.
Минимум два раза в месяц необходима ручная проверка данных по следующим критериям:
- CTIT (Click-to-Install Time) — слишком короткое (<10 сек) или слишком длительное (>24 часа) время установки — маркер фрода;
- ETIT (Event-to-Install Time) — аномальное время совершения покупки после установки приложения, например, мгновенные заказы в e-commerce;
- Revenue и Event Value — покупки с суммами, значительно ниже средних чеков в приложении. Например, покупки менее 1 000 руб. при типовом чеке от 1 500 руб. в e-commerce;
- Географические несоответствия — заказы из регионов, не покрываемых рекламой, должны отсекаться на старте.
Контроль показателей Assisted Installs и Retention Rate.
- Assisted Installs — показатели выше 100% сигнализируют о скликивании, менее 10% — о бот-трафике.
- Retention Rate — резкое падение или неестественно высокий уровень удержания говорят о мотивированном трафике и ботах. Особенно актуально для мобильных игр, образовательных приложений и сервисов доставки еды, где Retention Rate является ключевым показателем эффективности.
Когортный анализ и мониторинг конверсий (CR).
Аномально высокий или низкий CR, особенно в сравнении с органическим трафиком, свидетельствует о проблемах с качеством. Например, в CPA-кампаниях слишком высокий CR может означать, что боты имитируют реальные действия.
Как организовать борьбу с фродом внутри команды
Необходимо вести roadmap по внутренним работам на проекте, который будет включать в себя ручной анализ, учет активных фрод-систем на проекте и поведение органики. Данный подход позволяет отслеживать изменения источников после последней проверки, учитывать оптимизационные действия и вовремя отследить всплески фродовой активности.
Мы также проводим обмен опытом и кросс-аудиты внутри команды на разных проектах. Это помогает применять свежие настройки при анализе, обогатить опыт сотрудников при работе с фродом и привлечь свежий взгляд при анализе.
Для успешной борьбы с фродом важно:
- Четко фиксировать условия работы и регулярно согласовывать любые изменения с клиентами и партнерами.
- Проводить совместные регулярные проверки, фиксируя все результаты, и предпринимать своевременные меры.
- Обеспечивать прозрачность коммуникаций и документально закреплять все договоренности.
- Поднимать планки по KPI проекта, чтобы отслеживать фродстеров, которые в процессе оптимизаций адаптировались к изменениям и продолжают эмулировать установки или события, обходя антифрод-системы.
Как показывает практика, в 2025 году защита от фрода превращается из «опции» в обязательный элемент стратегии User Acquisition. Без полноценного антифрод-решения, регулярных ручных сверок и строгого анализа получаемые события и установки не приносят реальной выгоды, а бюджеты расходуются впустую. Только многоступенчатый подход в анализе и контроле действительно минимизирует фрод, сохраняя до 30% бюджета, и дает кампании простор для масштабирования в условиях усиливающейся конкуренции на мобильном рынке.
