Sostav.ru
Москва, ул. Полковая 3 стр.3, офис 120
© Sostav независимый проект брендингового агентства Depot
Использование опубликованных материалов доступно только при указании источника.

Дизайн сайта - Liqium

18+
13.10.2025 в 14:00

Алгоритм против человека: часть 1. Профессиональное перерождение или ИИ-забвение

Сокращения, эмпатия и ребрендинг: что на самом деле ждет рынок труда после нашествия алгоритмов

Как только алгоритмы машинного обучения достигли «зрелости», корпорации ухватились за возможность автоматизировать процессы, обходя человеческий фактор, предсказывать поведение клиентов и выжимать эффективность до предела. Кажется, что одни профессии трещат по швам, пока другие лишь «косметически» оттачиваются новыми инструментами, а бизнес в то же время постепенно сталкивается с суровой реальностью тягот внедрения высокотехнологичного софта и адаптации к нему.

Корреспондент Sostav Виктория Белова разбирается, так ли неизбежна тотальная замена кадров или ИИ — это лишь следующий виток эволюции, перекраивающий, а не упраздняющий профессии.

Искусственный интеллект из технологического тренда превратился в насущную бизнес-реальность, о которой сегодня не говорит разве что только ленивый. Проникновение ИИ в корпоративные процессы приобретает лавинообразный характер: согласно исследованию VK Predict и консалтингового агентства Prognosis на 2025 год, 70% российских компаний уже применяют ИИ-инструменты для оптимизации затрат и роста производительности. В то же время более 60% руководителей ожидают от этих инвестиций ощутимой отдачи уже в ближайшие год-два.

На международной арене происходит аналогичная трансформация рынка труда. По оценкам аналитиков из «Института будущего», к 2030 году изменения затронут большинство профессий, причем они полагают, что 85% профессий грядущего 2030 года еще даже не существуют. Параллельно экономисты предупреждают, что в развитых странах автоматизация может затронуть 15−30% рабочих мест. Ускоренное внедрение технологий ставит перед обществом сложные вопросы: какие именно функции окажутся под ударом, какова будет скорость этих изменений и каковы будут их социально-экономические последствия.

ИИ-тревожность — паранойя или объективное опасение?

Главная причина для тревоги заключается в дисбалансе между создаваемыми и уничтожаемыми рабочими местами — происходящее вызывает опасения за будущее занятости. Как отмечают аналитики McKinsey, новые технологии создают лишь ограниченное число вакансий — видимая волна сокращений часто опережает создание новых рабочих мест.

На рубеже XX и XXI веков, на волне массовой цифровизации, началось фундаментальное преобразование производства, позже получившее официальное название — «Индустрия 4.0». Термин ввели в 2011 году в немецкие исследователи как стратегический ориентир для усиления конкурентоспособности, однако сама Четвертая промышленная революция зародилась раньше. Суть происходящей трансформации в постепенном стирании граней между цифровым и физическим мирами. Ее движущей силой стали развитие возможностей цифровых технологий и последующая автоматизация, все чаще исключающие человека из производственных цепочек.

То есть если прошлые этапы Промышленной революции расширяли поле занятости, предоставляя новые рабочие места, то теперь тенденция изменила свой вектор на прямо противоположный. Исследователи указывают, что количество новых рабочих мест, создаваемых технологиями Четвертой промышленной революции, невелико по сравнению с их негативным влиянием на рынок труда.

Международные прогнозы лишь усиливают эти опасения: по оценке McKinsey, к 2030 году под угрозой автоматизации может оказаться 400 млн человек по всему миру, или 14% глобальной рабочей силы. МВФ дает еще более тревожную оценку, предполагая, что риски затрагивают 40−50% всей мировой занятости — отнюдь не безоблачная перспектива для глобального рынка труда.

Профессиональная угроза: что говорят исследования?

Наступление эры искусственного интеллекта в профессиональной сфере можно оценивать двояко: либо как начало конца для миллионов рабочих мест, либо, напротив, как старт их качественного перерождения, когда технологии возьмут на себя рутину, открыв людям путь к более сложным и значимым задачам. Это заставляет задаться вопросом: является ли ИИ разрушительной силой, кардинально меняющей ландшафт занятости, или же он выступает инструментом адаптации, который перераспределяет роли, а не уничтожает их?

Исследования, проведенные в 2025 году различными организациями, неожиданно демонстрируют консенсус относительно влияния ИИ на мировую занятость:

  • Международная организация труда (МОТ) в совместном исследовании с Национальным исследовательским институтом Польши пришла к выводу, что генеративный ИИ затронет примерно каждое четвертое рабочее место в мире. При этом эксперты подчеркивают, что наиболее вероятным сценарием является не исчезновение профессий, а их изменение, поскольку многие задачи по-прежнему требуют человеческого участия.
  • Аналитики Indeed в своем «AI at Work Report 2025» приводят схожие данные: технология способна трансформировать более четверти (26%) всех вакансий. При этом полностью заменяемыми были признаны лишь 0,7% профессиональных навыков.
  • Компания Microsoft, проанализировав данные 200 тысяч разговоров пользователей с ИИ, также подтвердила общий тренд. Она выделила два списка профессий: 40 наиболее подверженных влиянию (например, переводчики, журналисты) и 40 наименее зависящих (например, медсестры, водители). Это наглядно показывает, что задачи, связанные с рутинной обработкой информации, автоматизируются иначе, чем физический труд.

Первоначальная дихотомия — «угроза или возможность» — уступает менее однозначной реальности. Вместо апокалиптического сценария с исчезновением профессий прогнозируется их перерождение: технологии берут на себя рутинные и информационные задачи, высвобождая человеческий потенциал для решения более сложных и творческих вопросов. Следовательно, основным вызовом становится не борьба с технологиями, а активная адаптация к новым условиям, где успех будет зависеть от готовности к непрерывному обучению и перераспределению ролей в тандеме человека и машины. Фраза «человек учится всю жизнь» — актуальна как никогда.

Дмитрий Акулов, сооснователь wewannamarketing :

Мы имеем дело именно с полным переформатированием и, я бы сказал, переосмыслением рабочих мест. Парадигма, в которой человек посвящает себя развитию конкретных профессиональных компетенций отходит на второй план, а на первый выходит миссия и желание приносить ценность сообществу.

Но важно понимать: сегодня ИИ не может создать эмоциональную связь с аудиторией или понять культурные нюансы полностью автономно. И главная выгода ИИ в расширении человеческих творческих возможностей, а не в их замене.

Окончательные решения, стратегическое планирование и понимание человеческих потребностей так или иначе останутся за людьми.

Геворг Осипян, CEO Hate Agency :

Нейросети в нашей отрасли — не про замену, а про ускорение. Пока что.

В маркетинге и креативе ИИ уже отлично справляется с рутиной: генерирует варианты текстов, адаптирует визуалы под форматы, собирает референсы, моделирует восприятие ЦА и пр. Это высвобождает время на то, что действительно требует человеческого мышления — стратегию, инсайты, понимание контекста. Но говорить о полной замене творческих ролей пока рано. ИИ генерирует на основе того, что уже было. Он отлично справляется с задачами типа «сделай 10 вариантов заголовка» или «адаптируй креатив под нельзяграм». Но он не понимает, почему одна идея зайдет аудитории, а другая — нет. Опять же, пока что. Не чувствует культурный контекст, не считывает тонкие социальные сигналы. ИИ — это инструмент, который делает хорошего специалиста в два раза быстрее. Но плохого специалиста он не спасет.

Елена Адамчик, HR-директор Group4Media :

Использование нейросетей в медиа-планировании и performance-маркетинге пока сводится к проверке гипотез, подготовке summary по аналитике и выполнению других стандартизированных задач. Вопрос о полном замещении специалистов и переформатировании рабочих мест на текущем этапе не стоит.

Напротив, раньше нейросети выступали преимущественно инструментом для оптимизации процессов, позволяя перераспределить ресурсы сотрудников. Сегодня генеративный искусственный интеллект позволяет выявлять и проверять более сложные гипотезы, которые могут быть неуловимы для простого анализа. Задача человека оценить их потенциал и применимость в общем контексте. Поэтому в перспективе ожидаю не сокращения штата, а существенного роста производительности. Это приведет к более осмысленным и качественным результатам, а в конечном счете — к улучшению уровня предоставляемых услуг и продуктов.

Надежда Первова, заместитель генерального директора по PR КГ «Полилог»:

Если говорить о PR-рынке, то сегодня речь идет скорее об автоматизации отдельных рутинных процессов, а не о полном переформатировании рабочих мест. До этого, на мой взгляд, ещё очень далеко. Да, пару лет назад активно обсуждали возможность замены райтеров и пиарщиков нейросетями, но практика показывает, что на текущем уровне технологий искусственный интеллект не способен создавать по-настоящему индивидуальные, авторские материалы, за которые специалист может нести профессиональную ответственность перед клиентом.

Тем не менее я думаю, что с развитием технологий появятся новые профессии — например, «промпт-редакторы» или «промпт-сценаристы», которые смогут точнее формулировать запросы и интегрировать ИИ в творческие процессы. Сейчас же нейросети чаще применяются для дизайна, визуалов, подбора идей. С текстами сложнее: однотипные решения заметны, и в профессиональной среде их легко распознать. Поэтому в ближайшие годы главная задача — научиться использовать ИИ как грамотный инструмент, а не замену мышлению специалиста.

Однако некоторые профессии действительно могут исчезнуть либо подвергнуться серьезной трансформации, требующей приобретения особых навыков. Аналитики приходят к схожим выводам о воздействии ИИ на рынок труда: наибольшему влиянию подвержены профессии, связанные с рутинными и шаблонными задачами:

  • Офисные и административные специальности. Наиболее уязвимой сферой считается административная (секретари, офис-менеджеры, кассиры), многие задачи которой теоретически поддаются автоматизации.
  • Профессии, связанные с повторяющимся физическим трудом. В зоне риска также находятся водители грузовиков, складские операторы, сборщики, монтажники и другие специальности, чьи функции могут на себя взять промышленные роботы, система автопилота и логистические алгоритмы.
  • Часть высококвалифицированных специалистов. Под удар попадают и некоторые высококвалифицированные специалисты: бухгалтеры, юристы, маркетологи и финансисты. Анализ данных и генерация стандартных документов теперь доступны нейросетям, что сокращает потребность в людях на рутинных этапах работы. Однако в этом случае, штат специалистов с большой вероятностью подвержен лишь частичному сокращению, потому что процесс и результат работы нейросети все еще нуждаются в человеческом сопровождении.

Анастасия Иванова, старший digital-продюссер Inbase :

Если мы говорим о реальном креативе, проверить свои идеи и доформулировать их можно, но не более. Скорее пугает история, когда, например, часть команды клиента не согласна с «человеческим» креативом и пытается внедрить в работу свой креатив, явно созданный с помощью ИИ. Без контекста, без проработки, а просто на эмоциях: «Я так думаю, и ИИ меня поддержал» — это опасные вещи. Это немного похоже на первое вождение машины без прав.

Иван Кирюхин, HR-директор агентства мобильного маркетинга Rocket10:

Нейросети уже значительно повлияли на подход как минимум к рутинным задачам: аналитика, генерация и обработка текстов, проверка данных. В некоторых случаях и к генерации креативов и презентаций. Но это явно неполноценная должность или профессия. Тут разговор о том, что всем стал доступен бизнес-ассистент за небольшие деньги или вовсе бесплатно.

Если мы говорим про профессии, сталкивающиеся с генерацией креатива каждодневно, то и здесь это не полная замена, а ускоритель процессов и скорости выполнения задач. Как минимум эмпатию и человеческую насмотренность никто не отменял. Машина пока не сможет прочувствовать, но с ролью помощника справится.

Людмила Лихова, HR-директор NMi Group :

ИИ уже заменяет рутинные задачи, но творческие профессии полностью не исчезнут, скорее, меняется формат работы: специалисты придумывают и контролируют, а нейросеть помогает быстрее реализовать. Предел автоматизации там, где нужна уникальная человеческая идея, а не шаблон.

Какие профессии наиболее вероятно устоят перед ИИ-угрозой?

По большей части можно быть уверенными в сохранности специальностей, требующих сугубо человеческих качеств и умений, сложно поддающихся автоматизации. К ним относятся:

  • Эмпатия и межличностное взаимодействие. Психологи, врачи, социальные работники, учителя — эти профессии требуют глубокого понимания человеческих эмоций, оказания моральной поддержки и построения доверительных отношений.
  • Креативность и создание смыслов. Художники, маркетологи, ученые, писатели и стратеги. ИИ может генерировать контент по шаблонам, но фундаментальные открытия, уникальные художественные стили и разработка сложных стратегий пока остаются за человеком.
  • Сложное физическое взаимодействие с миром. Ремесленники и некоторые рабочие специальности: электрики, кровельщики, строители, хирурги и другие профессии, которые требуют тонкой моторики, адаптации к непредсказуемым условиям и оперативного принятия решений в реальном мире.

По мнению Нобелевского лауреата в области машинного обучения, «Крестного отца ИИ» и бывшего сотрудника Google Джеффри Хинтона пройдет еще много времени, прежде чем искусственный интеллект нагонит человека в сфере физического труда, поэтому лучше всего идти, например, в сантехники. Иначе требуется обладать крайне высокой квалификацией, чтобы иметь работу, независимую от искусственного интеллекта. По его словам, в перспективе, отдел численностью десять сотрудников сможет заменить лишь один человек, который будет контролировать работу машин.

Кирилл Борисов, продюсер, специалист по нейросетям, генеральный директор KINEMOTOR :

В нашей сфере сейчас идет активная трансформация, и мы как раз в ней участвуем. Классический продакшен уходит на второй план. Пока он все еще доминирует, но очевиден сильный тренд: многие процессы, которые раньше делались съемочно или через графику, переходят на искусственный интеллект. Это быстрее, дешевле и во многих задачах даже качественнее — хотя не во всех.

Перестройка серьезная. В первую очередь — в креативе, дизайне, продакшене и маркетинге. То, что раньше делала большая команда, сейчас может выполнить один человек с видением. На первый план выходят насмотренность, креатив и умение видеть задачу комплексно. Техническим навыкам можно быстро обучиться, а нейросети позволяют реализовывать идеи за часы. ИИ делает команды компактнее, результативнее, ускоряет работу и снижает потребность в количестве людей.

Надежда Первова, заместитель генерального директора по PR КГ «Полилог»:

Главный вызов — переобучение. Не только для молодёжи, которая быстрее воспринимает новые технологии, но и для специалистов 40+, у которых большой опыт, но меньше гибкости. Думаю, в ближайшие годы именно системы обучения и переквалификации станут критически важными. Возможно, появятся программы, где опытные специалисты будут осваивать новые инструменты — в том числе ИИ — для улучшения своей работы.

Российский рынок сейчас достаточно «живой»: спрос на персонал высокий, текучка есть, но при этом наблюдается нехватка кадров. Поэтому у нас пока нет ощущения массовой утраты рабочих мест, как это иногда описывается на Западе. Но чтобы ситуация не стала проблемной, важно, чтобы компании и государство вовремя инвестировали в человеческий капитал — в новые навыки и обучение.

Юрий Покровский, генеральный директор Open Production :

Все зависит от того, насколько кастомные продукты вы производите. Если процессы массовые, с четкими метриками и небольшой вариативностью, то искусственный интеллект может их заменить. Например, можно генерировать сотни креативов и тестировать гипотезы в перфоманс-каналах с помощью ИИ — и здесь участие человека действительно не требуется. Но когда речь идет о разработке уникального визуального стиля бренда, создании сложного сценарного или эмоционального контента, то роль человека остается ключевой.

От революции к эволюции

Каждую революцию — от паровых машин до конвейеров и цифровизации — человечество сопровождало переосмыслением того, что ценится в рабочем процессе. Сегодняшний скачок не столько меняет саму суть труда, сколько переводит шкалу ценностей: от умения делать массовый продукт быстро — к умению придавать смысл, выстраивать отношения и принимать нестандартные решения.

Это значит, что профессии переживают не столько смерть, сколько ребрендинг: на месте рутинных ролей вырастают функции, где важнее не скорость, а контекст, эмпатия и креативность. Статус и оплата начинают зависеть не от количества отработанных часов, а от способности создавать значение — в общении, в стратегии, в умении ориентироваться в неопределенности. И да, это неудобно и возможно пугающе для тех, кто привык к старым правилам, но это и шанс для тех, кто готов переосмыслить свою профессию. Остальные рискуют остаться в анналах индустриальной истории.


Продолжили размышлять о цене автоматизации и транформации рынка труда под влиянием нейросетей корреспондент Sostav Виктория Белова во второй части и корреспондент Sostav Никита Макаров в третьей части нашей серии материалов.

Обсудить с другими читателями:
Ваш браузер устарел
На сайте Sostav.ru используются технологии, которые не доступны в вашем браузере, в связи с чем страница может отображаться некорректно.
Чтобы страница отображалась корректно, обновите ваш браузер.