За первые десять месяцев 2025 года российские банки закрыли 1327 офисов. Это почти в три раза больше, чем за весь 2024 год. По данным ЦБ, причина в ускоренной цифровизации: обслуживание уходит в онлайн, а содержание отделений, особенно в малых населенных пунктах, становится нерентабельным. Об этом сообщают «Известия».
Эксперты считают переход к цифровому обслуживанию естественным, однако предупреждают, что снижение числа филиалов может осложнить доступ к услугам для части населения. Например, регулятор признает риски для жителей небольших городов и пожилых клиентов.
ЦБ вместе с банками развивает облегченные и выездные форматы обслуживания граждан. Например, сервис «Наличные на кассе», который позволяет гражданину одновременно с покупкой снять небольшую сумму наличных, мобильные офисы, а также оказывает банковские услуги в сети почтовых отделений.
Некоторые крупные игроки, включая ВТБ и «Альфа-банк», наоборот расширяют свое присутствие. Зачастую они инвестируют в новые форматы — «легкие» офисы, консультационные центры, выездные точки. ВТБ в этом году открывает и обновляет рекордное количество офисов: если в прошлом году их было 165, то в этом — уже 440.
В «Альфа-банке» рассказали, что внедряют форматы отделений, специально разработанные для малых городов и населенных пунктов. Они адаптированы по размеру и численности персонала. Благодаря этому за три года сеть банка выросла в 2,5 раза — с 388 до 843 отделений по стране.
Ранее россияне назвали «Госуслуги», онлайн-торговлю и банки примерами хорошего сервиса. Для 32% потребителей качество сервиса становится важнее стоимости товаров и услуг.
