В среднем 42% российских работодателей читают все отзывы, но не переходят к действиям, ограничиваясь пассивным мониторингом. 18% отвечают на комментарии, 22% пересылают их коллегам, 20% обсуждают на встречах. В отдельных случаях отзывы читают выборочно — только свежие или негативные (17%), либо сохраняют в базу без дальнейших шагов (11%). Об этом говорится в исследовании Dream Job, которое есть в распоряжении Sostav.
У большинства компаний отсутствует системный подход к работе с обратной связью. Отзывы не воспринимаются как отдельная функция, требующая четких процессов и инструментов. В итоге упускается возможность использовать их для улучшения процессов, повышения лояльности сотрудников и укрепления бренда работодателя.
Если компания не отслеживает отзывы на публичных платформах, информация о проблемных зонах чаще всего поступает через собеседования с кандидатами — так происходит в 35% случаев. 24% работодателей получают такие сигналы через жалобы, адресованные руководству, 22% — в ходе exit-интервью. Внутренние опросы помогают выявить моменты, требующие внимания, 20% компаний. 19% узнают об этом через неформальные сообщения HR.
Компании признают, что отзывы — мощный инструмент, но используют его далеко не всегда. Более 90% работодателей считают, что честные комментарии — это ресурс для роста и способ выявить слабые места процессов при грамотном управлении. В то же время 59% говорят, что площадки для отзывов создают давление на HR и могут становиться местом эмоциональных или несправедливых суждений. Однако при прозрачной модерации они превращаются в полезный источник данных для развития.
Система метрик, с помощью которых компании оценивают свой HR-бренд, сосредоточена на скорости и стоимости закрытия вакансий. 71% фиксируют time-to-fill, более половины — удержание сотрудников на 3/6/12 месяцев и эффективность каналов привлечения. Показатели вроде оценки качества найма (39%), NPS (20%) или удовлетворенности кандидатов (21%) остаются на периферии внимания. В сегменте малого и среднего бизнеса фокус еще сильнее смещен на стоимость найма и скорость отклика до оффера, что отражает приоритет экономии бюджета и оперативности.
Компании, которые работают с отзывами системно, фиксируют улучшение качества обратной связи от новичков (80%), рост общей оценки компании на hh.ru (73%), ускорение адаптации (60%) и увеличение числа рекомендаций от сотрудников (57%). Основные цели, которые ставит бизнес, — повышение рейтинга работодателя (83%), рост узнаваемости HR-бренда и заметности вакансий (92%), улучшение качества кандидатов (79%). 94% используют обратную связь, чтобы подтвердить бизнес-вклад HR, 90% — для запуска внутренних улучшений.
53% работодателей говорят о своих ценностях через вакансии, 24% — в корпоративных блогах, статьях и публичных выступлениях. Менеджмент также активно использует соцсети о жизни компании (48%), отвечает на отзывы (44%) и публикует интервью с сотрудниками (26%). Если ценности не встроены в эти форматы, бренд воспринимается как безликий и не вызывает эмоциональной связи.
Поводом заняться репутацией чаще всего становятся конкретные события, которые невозможно игнорировать, т. к. они напрямую влияют на результаты бизнеса. Среди таких сигналов — резкое снижение отклика на вакансии (37%), появление отрицательных отзывов (31%), упоминания кандидатов о негативных комментариях на собеседованиях (24%) и новые волны негативных публикаций в интернете (14%).
Высокой открытостью и умением выстраивать диалог с кандидатами отличаются компании из сфер гостиничного и ресторанного бизнеса (99,6% отзывов сопровождаются ответом), телекоммуникаций (98%), производства электроники и бытовой техники (96,5%). В список также вошли образовательные учреждения (94,7%) и компании, предоставляющие услуги для бизнеса (90,4%). 87% представителей сферы СМИ, рекламы и маркетинга также активно работают с отзывами. Такая политика помогает им укреплять позиции в борьбе за кадры, повышать доверие и улучшать репутацию.
Самой закрытой отраслью оказалась добывающая промышленность — здесь компании реже всего общаются с кандидатами и сотрудниками на публичных площадках.
В топ самых открытых работодателей вошли «СберЛогистика», «Самолет Плюс», «Кофемания», «2ГИС», «Триколор», «Лаборатория Касперского», HeadHunter, «Авилон», «Газпромбанк», «Петрович» и другие.
В опросе участвовали 3,7 тыс. HR-директоров и HR-бренд-менеджеров.
Ранее Sostav рассказал, какие ошибки допускает бизнес, работая с негативно настроенной аудиторией, и по каким факторам появляется недовольство.
