Sostav.ru

Карты рекламного рынка

Москва, ул. Полковая 3 стр.3, офис 120
© Sostav независимый проект брендингового агентства Depot WPF
Использование опубликованных материалов доступно только при указании источника.

Дизайн сайта - Liqium

18+

Счастье не купишь. ВЦИОМ изучил связь между материальным и духовным

Женщины чаще мужчин чувствуют себя счастливыми, а вот интернет для счастья нужен всем, причем каждый день и не менее четырех часов

Россияне в последние семь — восемь лет ощущают себя все более и более счастливыми, — выяснил ВЦИОМ. Наиболее высокие показатели за весь период наблюдений с 1990 года (!) социологи получили в ходе последнего опроса, проведенного в 2019 году. На результаты не повлияли ни падающие реальные доходы граждан, ни сложная, скажем так, политическая обстановка. А что повлияло? Давайте разбираться.

Динамика изменения «Индекса счастья»

ВЦИОМ

Индекс счастья показывает, насколько счастливыми чувствуют себя респонденты. Индекс строится на основе вопроса: «В жизни бывает всякое и хорошее, и плохое. Но, если говорить в целом, вы счастливы или нет?». Рассчитывается как разница суммы положительных ответов («определенно да», «скорее да») и отрицательных ответов («скорее нет», «определенно нет»). Индекс измеряется в пунктах и может колебаться в диапазоне от -100 до 100. Чем выше значение индекса, тем счастливее россияне себя ощущают.

В ходе опроса исследователи ВЦИОМ спрашивали респондентов не только об общем ощущении счастья, но и о связанных с ним факторах. На диаграмме ниже представлены наиболее часто встречающиеся из них.

«Если Вы ощущаете себя счастливым человеком, то почему?»

Данные ВЦИОМ, расчеты - Sostav

Интересно, что аналогичный рейтинг «антифакторов», из-за которых человек ощущает себя несчастным, выглядит иначе. Например, здесь люди чаще всего указывают в качестве важного фактора то, что их не устраивает ситуация в стране. Аналогичный фактор с противоположным знаком («Живу в любимой стране»), напротив, замыкает рейтинг «факторов счастья».

«Если Вы ощущаете себя несчастным человеком, то почему?»

Данные ВЦИОМ, расчеты - Sostav

А как влияют на ощущение счастья такие часто используемые параметры, как «пол-возраст-доход»? Как выяснилось — достаточно сильно.

«Факторы счастья» в разрезе гендера, доля, %

Данные ВЦИОМ, расчеты - Sostav

Гендерная принадлежность респондентов существенно влияет на их выбор «факторов счастья». Так, женщины чаще чувствуют себя счастливыми, когда у них есть хорошая семья и дети, все близкие здоровы, есть возможность жить в хороших условиях. Интересно, что понятие «хорошая работа», как фактор счастья, женщины также отмечали чаще. Зато для мужчин оказался ближе такой довольно абстрактный, как «Общая удовлетворенность жизнью».

Анализ возрастных зависимостей показывает, что для «игреков» (поколение возраста 25−34) важны факторы «Хорошая семья» и «Хорошие дети», а вот от того, что «они не одиноки», чувство счастья возникает реже. У людей старшего поколения 45+ важны благополучие детей и факт того, что «они живут в любимой стране». Другими словами, поколенческий разрыв ценностей налицо. Впрочем, не самый большой. Гораздо нагляднее ситуация в разрезе образования. Так, для людей, закончивших только школу, важна «хорошая семья» и чтобы все были «живы и здоровы», а для людей с высшим образованием — «хорошая работа» и факт «жизни в любимой стране».

Но не соцдемом единым. Имеет значение статус, вид деятельности и даже… пользование интернетом. Как выяснилось, люди, делающие это ежедневно более четырех часов, статистически чаще называют себя счастливыми. Кстати, совсем не обязательно для этого работать в телекоммуникационной отрасли. С точки зрения социального статуса чаще всего счастливых людей можно встретить среди служащих без высшего образования (секретарь, делопроизводитель, лаборант). Зачем им интернет? Вряд ли для работы, но счастья от этого больше.

Использованы данные инициативного всероссийского опроса «ВЦИОМ-Спутник», апрель 2019 г. В опросе приняли участие россияне в возрасте от 18 лет. Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров объемом 1600 респондентов. Выборка построена на основе полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ. Данные взвешены на вероятность отбора и по социально-демографическим параметрам. Для данной выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 2,5%.

Програмное обеспечение:

Обработка данных — Datatile

Инфографика — Chartberry

Обсудить с другими читателями:
Ваш браузер устарел
На сайте Sostav.ru используются технологии, которые не доступны в вашем браузере, в связи с чем страница может отображаться некорректно.
Чтобы страница отображалась корректно, обновите ваш браузер.
Ваш браузер использует блокировщик рекламы.
Он мешает корректной работе сайта. Добавьте сайт www.sostav.ru в белый список.