АНО «Национальные приоритеты» и «СберМаркетинг» провели совместное социологическое исследование «Как традиции делают жизнь лучше». Оно демонстрирует связь традиционных ценностей и принципов взаимодействия между людьми с уровнем удовлетворенности жизнью и благополучием. Подробности Sostav рассказали представители «СберМаркетинга».
Ценности
Руководитель дирекции стратегии, аналитики и исследований АНО «Национальные приоритеты» Юлия Грязнова рассказала, что гуманизм и в целом любовь к людям входит в тройку наиболее важных ценностей для россиян.
Юлия Грязнова, руководитель дирекции стратегии, аналитики и исследований АНО «Национальные приоритеты»:
Высокие нравственные идеалы — 70%, гуманизм — 69%, единство народов России — 68%, и это очень хороший показатель. На четвертом месте права и свободы (67%) — это тоже важно для людей. И в пятерку также входит историческая память и преемственность поколений (66%). Религия является значимой ценностью для каждого четвертого россиянина (25%).
Доверие
Чем человек более удовлетворен жизнью, тем он чаще отвечает, что в его окружении за последний год стало больше людей, которым он может доверять — так ответили 20% респондентов. Среди тех, кто неудовлетворен жизнью, таких в два раза меньше — 10%. Кроме того, неудовлетворенные жизнью чаще говорят, что количество людей в их окружении, которым можно доверять, сократилось — 48%.
Готовность помочь
Большинство респондентов помогут человеку с позицией, отличающейся от их собственной, — 83% опрошенных россиян положительно отвечают на вопрос: «Если человеку, точка зрения которого отличается от вашей, понадобится помощь, поможете ли вы ему?» При этом среди респондентов, менее удовлетворенных жизнью, больше тех, кто может отказать в помощи человеку с другой позиции.
Более удовлетворены жизнью те, кто готовы принять человека, точка зрения которого отличается от его. Менее удовлетворённые жизнью, склонны выражать более категоричные позиции в вопросах социальной дистанции: от 13% до 16% респондентов, менее удовлетворённых жизнью, указывают, что не приняли бы человека отличных взглядов в качестве «социального соседа».
Семья, еда и благополучие
Отдельный блок исследования посвящен отношению россиян к покупкам продуктов питания. Более удовлетворены жизнью люди, которые покупают продукты в супермаркете известного бренда (51 п.п.) нежели чем те, кто покупает в магазине у дома малоизвестного бренда (37 п.п.). Кафе и рестораны также имеют высокий индекс удовлетворённости жизнью, но количество людей, которые их посещают, меньше, чем тех, кто посещает магазины.
Более удовлетворенные жизнью люди называют большее количество категорий, которые вызывают у них ощущение счастья и радости — три или четыре категории. Менее удовлетворенные — две или три. У более удовлетворенных так же более разнообразен репертуар покупок: в среднем пять категорий в покупках за неделю. У тех, кто менее удовлетворен, — четыре категории.
Фрукты, мясо, рыба, овощи и молочные продукты больше других категорий вызывают ощущение удовлетворенности жизнью. Чуть меньше — морепродукты и икра, сладости, шоколад, мороженое, кофе, чай, сыр, хлеб и выпечка.
Специалисты изучили разные факторы категории, которые могут влиять на состояние удовлетворенности жизнью: место покупки, сумму расходов на продукты в неделю, конкретные продуктовые категории, частота совместной еды с семьей, семейное положение, личный доход человека. Они обнаружили, что состояние удовлетворенности жизнью не связано с доходом, наиболее значимые связи — с частотой совместной еды с семьей, наличием семьи. Сами продуктовые категории и размер трат на продукты имеют меньшее влияние.
Мария Истомина, руководитель направления аналитики и исследований «СберМаркетинга»:
Действительно, полученные данные интересны: потенциально, семьи с более крепкими отношениями делают более разнообразные покупки. При этом более удовлетворенные жизнью люди менее критичны. Это дает дополнительные возможности в понимании динамик показателей клиентского опыта и работе с ними, в работе с доходностью клиентов. Это так же доказательно, на цифрах показывает, как важно находить новые оттенки коммуникаций такого понятия как «счастливая семья». Такая коммуникация стимулирует доходы брендов категории.
На графике представлены только значимые значения корреляции, то есть те, которые имеют аналогичную связь признаков и на генеральной совокупности. Значимость рассчитывается на 95% доверительном интервале, то есть не более 5% генеральной совокупности не соответствуют такой связи. Коэффициент корреляции посчитан по подходу коэффициента Кендалла, tay b.