Sostav.ru
Москва, ул. Полковая 3 стр.3, офис 120
© Sostav независимый проект брендингового агентства Depot
Использование опубликованных материалов доступно только при указании источника.

Дизайн сайта - Liqium

18+

Как предсказывать тренды

Зачем «Другое агентство» отслеживает сигналы из глубинного интернета, чтобы опережать мейнстрим

Как поймать тренд в момент его зарождения, как понять, что разлетится по всему интернету, а что — угаснет за три дня и где искать новые веяния интернет-культуры? Основатель «Другого Агентства» Дарья Черепанова рассказала Sostav о том, как предсказывать виральность, и не просто реагировать на тренды, а опережать их.

Какой же балдеж был в 2010-х годах. Чтобы попасть в тренд, можно было заглянуть в западные соцсети, найти 2−3 похожих видео, поста или статьи — а потом целый месяц заниматься производством примерно того же самого, но для российской аудитории.

Сейчас все сложнее: уже нет разделения на «интернет» и «рунет», новые веяния появляются из ниоткуда и за считанные часы становятся глобальными. Вспомнить тот же недавний тренд из запретграма с длинным названием «Hanging on Stop Signs под песню Kanye West» — первая публикация с подростками, готично висящими на дорожных знаках, появились вечером, а уже с утра в соцсети можно было увидеть больше 1 тыс. видео.

Своевременное попадание в тренд — часто залог действительно классной и охватной виралки для бренда. Чтобы предугадать, что взорвет интернет завтра, нужно следить за сигналами из «глубинного интернета». На западе тренды зарождаются на Reddit и на нишевых форумах, у нас — преимущественно в соцсети X, реже — у микроблогеров.

На что обращать внимание

  • Язык. Следите за появлением новых слов, мемов, шуток, которые еще не попали в мейнстрим. Если один и тот же необычный термин начинает мелькать в разных, не связанных между собой сообществах — это сильный сигнал. 2−3 упоминания слова — и тренд можно оперативно забирать в работу.

Например: мем с манулом «а я буду охотиться на жука, на паука»

Первоисточник — просто добрый мем с маленьким манулом, который взялся из ниоткуда (буквально, его впервые заметили на сайте idaprikol и вынесли в твиттер, а дальше понеслось):

Лучший кавер по мнению нашего агентства появился сразу после первоисточника и дал импульс к второй вирусной волне:

А дальше, конечно же, подключились бренды.

  • Эстетика. Определенный тип картинок, фильтров, коллажей, который повторяется у небольших творческих аккаунтов — это зарождающаяся визуальная культура, которая может выстрелить. Брендам это тоже стоит брать на заметку. Вот пример того, как тренд подхватили и адаптировали.

Сначала визуальная фишка появилась в заморском интернете: эстетичные картинки, вдохновляющая надпись

Скрин из Instagram*(*запрещенная в России соцсеть; принадлежит Meta, которая признана экстремистской и террористической организацией в России)

Затем тренд перекочевал в российский «нижний» интернет — поле андеграунда, контркультуры и пользователей, которые противостоят мейнстриму. Здесь его адаптировали под популярную на текущий день эстетику eastern europe (подъезды, панельки, серость), а целью тренда стало найти людей с похожими травмами и проблемами:

Скрин из Instagram*(*запрещенная в России соцсеть; принадлежит Meta, которая признана экстремистской и террористической организацией в России)

Российский модный флагман подхватил визуал и вывел его на уровень выше и понятнее — тоже «восточноевропейский» вайб, но уже чуть более жизненный и поверхностный:

Скрин из Instagram*(*запрещенная в России соцсеть; принадлежит Meta, которая признана экстремистской и террористической организацией в России)

Популярный московский аккаунт сделал свою версию — тут уже тренд стал забавным и избавился от глубины:

Скрин из Instagram*(*запрещенная в России соцсеть; принадлежит Meta, которая признана экстремистской и террористической организацией в России)

Наконец, «Авиасейлс» выкрутили шутку на максимум:

Скрин из Instagram*(*запрещенная в России соцсеть; принадлежит Meta, которая признана экстремистской и террористической организацией в России)
  • Гипер-адаптация. Кто-то взял старую идею и сделал ее радикально лучше, смешнее или применил в неожиданном контексте? Это не копипаст, а творческая переработка — верный признак того, что идея резонирует.

Лучший пример — рекламная серия «Жизнь — не каталог ИКЕА» (раз, два, три). Никакой brand safety и идеальной картинки. Наоборот, ИКЕА переосмыслила рекламу мебели, отказалась от традиционной «счастливой семьи» в кадре и сделала акцент на бытовых реалиях.

Главное — скорость. Как только первый бренд прикасается к тренду, это начало конца. Поэтому важно стать первыми, кто использует завирусившиеся штуки. Отдаем дань здесь «Альфа-Банку» и их платежным лабубу:

  • тренд появился в январе 2025 года и замолк до апреля;
  • в апреле лабубу начали расти в популярности;
  • в мае все модники уже начали носить лабуб на сумках и тренд постепенно перешел в массы. То есть, кто весь апрель думал «какие несимпатичные игрушки», начали задумываться «а не купить ли лабубу и мне?»;
  • в начале июня «Альфа-Банк» выпустил своих лабуб — своевременно, с учетом целевой аудитории (той самой «основной массы») и вызвал большое обсуждение.

Как понять, что тренд скоро умрет?

Цикл жизни тренда похож на цикл жизни чего угодно — поэтому важно просто найти подходящий момент в привычной структуре:

  • Зарождение

Идея живет в андеграунде: в микроблогах, в X или на Reddit. На этом этапе можно заметить идею, продумать варианты адаптации для масс и запланировать продакшн.

  • Рост

Тренд начинает выходить в мейнстрим: его подхватывают блогеры, о нем пишут модные СМИ. Вот в этот момент пора запускать продакшн — и торопиться.

  • Пик

Идею используют все. Появляются ироничные вариации тренда, его начинают стебать, а очередные попытки брендов использовать вирусняк пролистываются. Если к этому моменту вы закончили продакшн и начинаете делать промо — сочувствуем, вы слили бюджет.

  • Угасание

Тренд либо забывается навсегда, либо настолько входит в повседневность, что становится нормой (например, окончания «-ов» в словах, которые для этого не предназначены — дань мему про рыбов). После этого этапа его можно использовать только с ироничной отсылкой. А лучше — просто отстать и дать ему умереть.

Тренды — это риск

А вдруг не поймаете момент? А вдруг вам и вашим конкурентам придут одинаковые идеи адаптации (такое, кстати, было в мае на пике стилистики y2k — вообще все вокруг стали рассылать блогерам айтемы из нулевых: кассеты, CD-диски и так далее). Короче, гонка за актуалками — сплошной стресс.

Поэтому вкладываться в тренды стоит в двух случаях:

  • Если вы чувствуете, что эта история обладает мощным вирусным потенциалом и находится на начальном этапе становления;
  • Если идея о том, как обыграть тренд, появилась быстро (практически сама собой), если она не требует больших вложений и может вылиться просто в забавный пуш/запрещенный твит или постик.

Такое у нас часто бывает, кстати:

Обсудить с другими читателями:
Ваш браузер устарел
На сайте Sostav.ru используются технологии, которые не доступны в вашем браузере, в связи с чем страница может отображаться некорректно.
Чтобы страница отображалась корректно, обновите ваш браузер.