Мы живём в эпоху, когда дизайн востребован как никогда раньше. Сейчас человек поглощает максимальный объём визуального контента и делает это по своему желанию и исключительно в своё удовольствие: бесконечный скролл по соцсетям, свайпы вправо и влево, беглый взгляд на заголовки и превьюшки. Всё это требует современных дизайнерских решений. В связи с этим последние несколько лет рынок медленно, но верно начала захватывать Design Operations, или DesignOps. Что это такое и из чего состоит — рассказывает Даниил Большов — дизайнер, совладелец агентств +GP Agency и «12 Космонавтов».
О системе Design Operations и её главных компонентах
Сверхвысокая потребность в дизайнерских решениях поставила перед бизнесом неизбежный тактический вопрос: как наиболее эффективно, экономично и быстро нарастить производство визуального контента, чтобы оставаться заметным и интересным для потребителя?
На помощь приходит DesignOps — система управления дизайн-командами. Она представляет собой набор системных решений, которые превращают реализацию дизайна в хорошо отлаженный конвейер, сохраняющий целостность восприятия всех визуальных коммуникаций.
Руководить «производством» дизайна по такой системе может как один человек, так и целый департамент. При этом не важно, находятся эти специалисты внутри компании или работают на аутсорсе. Главная их цель — устранить любое неэффективное звено в изготовлении контента и позволить дизайнерам использовать наработанные системные решения для создания всего многообразия визуальной продукции.
Главные компоненты системы Design Operations:
IT-технологии
Сейчас трудно себе представить успешно работающий бизнес без внедрения IT-технологий. Поэтому центром работы «дизайн-конвейера» любой компании становится информационная система. С её помощью ускоряются процессы, отслеживаются показатели эффективности и измеряется вовлечённость каждого сотрудника. Главная её цель — помогать команде добиваться стабильного качества выпускаемого контента.
Можно использовать готовые решения или создавать свои собственные. Из готовых, хорошо себя зарекомендовали такие системы учёта времени, как Harvest, Jibble, Toggl Track. Для систематизации фриланс ресурсов пригодятся решения от Baselance или Airtable. И это только часть готовых IT-решений, и если правильно их комбинировать или разработать собственные, получится превратить творческий коллектив в эффективную фабрику дизайна.
Поиск талантов
Процесс найма и удержание талантливых сотрудников становится важнейшим элементом всей системы. Творческие люди не всегда готовы соблюдать правила и регламенты. Для комфортной работы им нужно больше свободы и меньше рамок, ограничивающих полет дизайнерской мысли. Поэтому превращение талантливого коллектива в функциональную команду требует определенных процессов и усилий.
Например, на смену постоянной проектной команде всё чаще приходит гибкая проектная группа. Такая структура подразумевает, что большая часть исполнителей привлекается к задачам на короткий промежуток времени, и им не нужно становиться частью внутрикорпоративных правил и ограничений, проникаться культурой компании, которую они представляют.
Коммуникация
Всё началось ещё в пандемию, когда владельцы бизнесов и наёмные работники оценили удобство и выгоду удаленки. Этот тренд, в совокупности с ускорением цифровизации всех бизнес-процессов, привёл нас к гибридному построению коммуникаций между компанией и сотрудниками. Теперь не важно, где физически находится сотрудник — в офисе или дома, или, быть может, вообще в другом городе или другой стране. Главное, чтобы каждый специалист и команда, частью которой он является, чувствовали связь друг с другом и работали как единый механизм.
Выстраивая коммуникацию через такие сервисы по удаленной работе, как Monday, ClickUp, Basecamp, Wrike вы обеспечиваете синхронизацию всех процессов по реализации проектов, и это — самый важный элемент построения DesignOps.
Главные катализаторы
Вызовы нового времени и запросы бизнеса приведут к переосмыслению процессов управления. Что станет их главным катализатором?
Скорость
Слова, которые знакомы каждому: «нужно вчера», ASAP, «горим!» — теперь они не удивляют. Ситуация в мире меняется каждые день. А бизнесу требуется помощь в визуализации новых подходов и ситуативных акций. DesignOps помогает преодолеть вечные барьеры и сверхбыстро выдать контент по любому из поступивших запросов.
Иллюстрациями такого вида работ могут служить адаптации и ресайзы интернет-баннеров, которые можно делать с помощью современных IT-решений или даже искусственного интеллекта. С помощью технологий буквально за несколько минут создаётся необходимое количество разнообразных макетов.
Взгляните, например, на Генератор баннеров или Генератор паттернов для банковских карт, сделанные Студией Артемия Лебедева.
А простая и удобная в применении дизайн-система, например как у Альфа-Банка, помогает дизайнерам создавать макеты, не опираясь на собственные субъективные решения.
Оптимизация
Новые экономические реалии, в которые мы погрузились с введением международных санкций, заставляют бизнес принимать непопулярные решения: сокращать персонал, отказываться от новых направлений. При этом потребность в сохранении и удержании текущей клиентской базы никуда не девается. Оставаться на виду, быть заметным для потребителя нужно точно так же, как и раньше. DesignOps решает эту проблему благодаря гибкому подходу, который позволяет даже малой команде дизайнеров планово создавать необходимое количество контента.
В примере ниже креативный директор Райффайзенбанка, Марина Гореликова рассказывает о преимуществах ретейнер-программы и о взаимодействии с агентством.
Адаптация
Мир огромен и разнообразен. Для разных стран и аудиторий нужен свой подход. Редко кому удается сделать универсальную коммуникацию. Поэтому для каждой страны, где представлен бренд, потребуется адаптация визуального контента. Отлаженная система DesignOps очень быстро позволяет развернуть дизайн-поддержку и управление брендом на любом новом рынке, в любом регионе и часовом поясе.
DesignOps сейчас активно используется быстрорастущими компаниями. Эта система, внедрена у Amazon, Uber, Didi, Airbnb, Mastercard, и не только у них.
В России принципы DesignOps используются, например, компанией inDriver. Она ведёт свой бизнес в 40 странах мира, и чтобы обеспечить каждую страну набором коммуникационных материалов (баннеры, мейлеры, эксплейнеры) к выполнению этих задач привлечены более 50 специалистов: дизайнеры, копирайтеры, креаторы, переводчики, продюсеры, менеджер, и кроме них — еще один-два специалиста в каждой стране. Все они работают по единым правилам и стандартам.
Эти аспекты в той или иной степени отражаются на всех игроках российской дизайн-индустрии — от опытных агентств до перспективных дизайн-студий и инхаус-команд. Трансформация, которая началась некоторое время назад, в наши дни начинает приобретать новые, осмысленные формы, чёткую концепцию.
На наших глазах вырабатываются и адаптируются под российские реалии основные принципы Design Operations: удобство, быстрая реакция на любые изменения и крайняя продуктивность. Это значит, что в самое ближайшее время на DesignOps будет переходить всё больше представителей самых разных рынков России.