За девять месяцев 2025 года число компаний и индивидуальных предпринимателей в России выросло на 2,3% по сравнению с тем же периодом 2024 года. К концу сентября в ЕГРЮЛ числилось 3,1 млн юрлиц, в ЕГРИП — 4,8 млн ИП. Таковы данные «Точка Банка».
Прирост числа предприятий стал самым низким за последние два года, причина — рекордное увеличение количества ликвидаций (на 9,5% год к году).
Больше всего регистраций компаний и ИП за три квартала зафиксировано в Северо-Кавказском федеральном округе (плюс 6,6%), главные драйверы — Чечня (плюс 11,9%) и Дагестан (плюс 10%). Округ в лидерах третий год подряд. Из остальных регионов высокие темпы роста демонстрируют Республика Алтай (плюс 5,6%), Калмыкия (плюс 5,2%) и Якутия (плюс 4,5%). Меньше всего новых организаций появилось в Центральном федеральном округе, прирост составил 1,4%.
За отчетный период число действующих индивидуальных предпринимателей выросло на 5,3% год к году, количество юридических лиц сократилось на 2%. Число ликвидаций ИП увеличилось на 7%, юрлиц — на 23,9%.
Прирост продавцов в сфере электронной коммерции замедлился до 4,9%. Среднемесячный оборот увеличился на 1,1%. Количество ликвидаций в e-com выросло на 13%. Из интернет-торговли предприниматели чаще всего уходят в грузоперевозки, розничную торговлю и доставку продуктов питания. При этом из других сфер чаще уходят именно в электронную коммерцию.
По относительному приросту числа предприятий в лидерах за три квартала оказалась сфера звукозаписи, количество компаний в которой увеличилось на 18,1%. Среднемесячный оборот таких бизнесов вырос на 47,5%. Активнее всего предприятия, занимающиеся звукозаписью, открывались в Красноярском крае (плюс 61,5%), Челябинской (плюс 47,2%) и Самарской (плюс 38,5%) областях.
Еще один лидер по приросту — производство фарфоровых и керамических изделий. С каждым годом темпы прироста увеличиваются: с плюс 0,6% в 2022 году до плюс 11,4% в 2025-м.
В топе по приросту среднемесячных оборотов: деятельность головных офисов, предпринимательские и профессиональные некоммерческие организации, библиотеки, музеи и прочие объекты культуры. В лидерах по приросту медианных оборотов — добыча руд цветных металлов, агентства по трудоустройству и выращивание рассады.
Ранее сообщалось, что российские предприниматели верят в маркетинг, но не вкладываются в него системно.
