Период бурного роста числа новинок на полках российских продуктовых магазинов завершился. По данным компании «Нильсен», в июле 2025 года ассортимент продовольственных товаров в рознице сократился на 2,3% год к году, непродовольственных — на 1,8%. Наибольшее снижение зафиксировано в сегментах алкогольной продукции и детских товаров — на 5,6% и 5,1% соответственно. Об этом сообщает «Коммерсантъ».
Аналитики связывают это с уменьшением средней торговой площади магазинов, что вынуждает ретейлеров оставлять на полках только наиболее востребованные позиции. Директор по работе с клиентами «Нильсен» Салтанат Нысанова отмечает, что сокращение ассортимента связано с оценкой успешности ранее запущенных марок.
На снижение влияют и новые потребительские привычки россиян, которые стимулируют развитие некрупных магазинов с высокой долей готовой еды и минимальным присутствием непродовольственных товаров. За январь—июль средняя торговая площадь сетей сократилась на 0,7%, до 312 кв. м, подсчитали в Infoline.
Крупнейшие ритейлеры активно развивают ультрамалые форматы: «Магнит» запустил магазины ultra-convenience «Заряд от Магнита» площадью около 100 кв. м, X5 Group развивает «Перекресток Select» площадью 400 кв. м. По словам партнера практики оценки бизнеса и активов консалтинговой компании Neo Елены Варламовой, сокращение площади позволяет снизить издержки на аренду.
Торговые сети также подтверждают тенденцию на оптимизацию ассортимента. В X5 Group средняя торговая площадь магазинов снизилась на 0,9%, а ассортимент оптимизировался на 15−20% за последние три года. В сети «Лента» пересматривают товарный ряд, оставляя востребованные позиции и предоставляя освободившуюся площадь для субаренды, при этом новые гипермаркеты занимают меньшую площадь, чем ранее открытые магазины.
