![](/app/public/images/news/2016/03/02/compressed/Depositphotos_58942549_m-2015.jpg)
Иллюстрация Depositphotos
Комиссия экспертов Ассоциации Коммуникационных Агентств России (АКАР) представила долгожданные итоги развития рекламного рынка России за кризисный 2015 год. Суммарный объем рекламы в средствах ее распространения за вычетом НДС превысил 307 млрд. рублей, что на 10% меньше, чем годом ранее. Эти показатели можно назвать оптимистичными на фоне 21-процентного падения в I квартале 2015 года.
Крупнейшим сегментом медийной рекламы на российском рынке остается эфирное телевидение, которое генерирует порядка 44% от общего объема ATL-сегмента. В прошедшем году эфирное ТВ потеряло 14%, и привлекло порядка 134 млрд. рублей. Еще 2,5 млрд. рублей удалось привлечь нишевым телеканалам, которые потеряли за год 38% рекламных бюджетов.
Вторым по объему рекламных средств российским медиа уже традиционно считается интернет, доля которого в общем "пироге" превысила 30%. За 2015 год интернет-сегмент прибавил 15%, достигнув рекордного объема в 97 млрд. рублей. Онлайн-реклама остается главным драйвером развития российского рекламного рынка и единственным сегментом с положительной динамикой в кризис.
Главным драйвером развития в онлайн-сегменте остается контекстная реклама: она прибавила за год 20%, и достигла объема в 78,3 млрд. рублей. Медийный интернет-сегмент, включающий баннерную и видеорекламу, потерял в 2015 году 2%, остановившись на отметке в 18,7 млрд. рублей. Таким образом, доля "контекста" в интернет-сегменте достигла 80%.
Традиционные медиа - такие, как наружная реклама, радиореклама и печатная пресса - продолжают терять рекламные бюджеты. Лучше всех в этом ряду дела обстоят в радио (-16%, 14,2 млрд. рублей), хуже всех - у бумажных медиа (-29%, 23,3 млрд. рублей). Аутдор-сегмент, несмотря на многочисленные негативные факторы, не связанные непосредственно с рынком, потерял всего 21% (32 млрд. рублей).
В отрицательной зоне находятся такие некогда перспективные сегменты, как indoor (-20%, 3,3 млрд рублей) и реклама в кинотеатрах (-14%, 0,9 млрд. рублей). Потерями, правда не столь значительными, завершился год и для сегмента маркетинговых услуг: по оценке экспертов, BTL-рынок сократился по сравнению с 2014 годом на 10%, до 88,3 млрд. рублей. Аналитики отмечают, что в 2016 году объем данного сегмента останется на том же уровне, а уже к 2017 году возобновится рост - более 10% в год.
Региональные рынки чувствовали себя в 2015 году хуже, чем центральные: суммарный объем бюджетов региональной рекламы (без учета московского регионального рекламного рынка) составил более 45 млрд.руб.за вычетом НДС, что на 22% меньше, чем в предыдущем году. Тут стоит отметить, что объем высчитывался только по телевидению, радио, прессе и наружной рекламе, однако по этим сегментам заметно, что в регионах ситуация в целом хуже, чем в целом по рынку, за исключением аутдор.
С учетом рекламных бюджетов, израсходованных на создание креативных решений, на производство рекламной продукции и на оплату услуг рекламных агентств суммарный объем российского рынка маркетинговых коммуникаций составил примерно 530-550 млрд. рублей. констатируют эксперты АКАР. Первспективы этого года более радужные: как отметил глава комиссии экспертов Сергей Веселов, I квартал 2016 года закончится со знаком плюс для многих медиа, однако показательным станет II квартал.
![](/app/public/images/news/2016/03/02/sergeyv.jpg?rand=0.19866497698239982)
Сергей Веселов, директор по маркетинговым исследованиям АЦ Vi
Ожидания по 2016 году оптимистичные. Уже сейчас мы видим, что практически все сегменты в первые два месяца 2016 года показывают плюс, в т.ч. телевидение +20% Это может быть связано с разными аспектами. Ряд экспертов связывают это с настроениями рекламодателей, которые под воздействием кризиса хотят потратить больше, пока деньги есть. Другие предполагают, что компании сейчас тратят бюджеты, которые не сумели потратить в 2015 году.
Сейчас мы можем говорить, что первый квартал 2016 года будет плюсовым. Даже если до конца второго квартала на рынке что-то произойдет, то минус сгладит рост первого квартала. Поэтому показательным будет именно второй квартал.
ОБЪЕМ РЫНКА МАРКЕТИНГОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ В 2015 ГОДУ
Сегменты | Январь-Декабрь 2015 года, млрд рублей | Динамика % |
Телевидение | 136,7 | -14% |
в т.ч.основные каналы | 134,2 | -14% |
нишевые каналы | 2,5 | -38% |
Радио | 14,2 | -16% |
Пресса | 23,3 | -29% |
в т.ч.газеты | 6,5 | -20% |
журналы | 11,6 | -29% |
рекламные издания | 5,3 | -38% |
Наружная реклама | 32,0 | -21% |
Интернет | 97,0 | 15% |
в т.ч. медийная реклама | 18,7 | -2% |
контекстная реклама | 78,3 | 20% |
Прочие | 4,2 | -19% |
в т.ч.indoor-реклама | 3,3 | -20% |
реклама в кинотеатрах | 0,9 | -14% |
ИТОГО по сегменту рекламы в медиа | 307.5 | -10% |
ИТОГО по сегменту маркетинговых услуг | 88,3 | -10% |
Объем региональной рекламы в средствах ее распространения в 2015 году
Сегменты | Январь-Декабрь 2015 года, млрд рублей | Динамика, % |
Телевидение | 21,0 | -19% |
Радио | 6,8 | -17% |
Пресса | 7,5 | -34% |
Наружная реклама | 10,0 | -20% |
Итого по 4 медиа сегментам | 45,4 | -22% |